Решение об этом может быть принято уже после 15 апреля
Министр энергетики РК Болат Акчулаков рассказал об оперативной ситуации на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), где ранее произошла авария, передает Azattyq Rýhy.
«Мы пытаемся каждый день держать связь с нашими коллегами (из России – AR). Пока до сих пор идет ссылка с их стороны на то, что погодные условия не позволяют пока спуститься ремонтным бригадам под воду. Достоверность информации … Вы знаете, что мы физически там не находимся, это все-таки юрисдикция не Казахстана. Поэтому мы ждем до 15 апреля. А потом уже, думаю, все-таки коллег своих отправить, или, может быть, мы сами съездим для определения перспектив на месте. Но пока ждем до 15 апреля. Если ремонт (на КТК – AR) закончится в течение апреля, то не такая сильная потеря будет (для экономики Казахстана – AR). Но если затянется дальше, на май, то, наверное, это будет уже ощутимо», – сказал Болат Акчулаков журналистам в кулуарах после заседания Правительства РК.
По его словам, российская сторона «определила все повреждения и все что необходимо» сделать.
«Но информации о том, что водолазы и рабочие бригады спустились, у нас нет», – добавил министр.
Со времени, когда КТК полностью остановил работу морского терминала, прошло три недели.
«Сейчас он (КТК – AR) работает на 60%. Если сохранится ситуация, когда КТК будет работать на 60% мощности в течение апреля и (сохранятся – AR) альтернативные маршруты, которые мы сейчас используем (мы нашли вагоны уже, договорились об увеличении квоты по (нефтепроводу – AR) Атырау – Самара), мы все вопросы решаем. Мы не думаем, что будут большие потери. Вот если КТК полностью встанет, то будут большие потери. Цифры просты: 53 млн тонн, и если КТК ничего не грузит, то у меня есть еще 16,5 млн тонн на запасных маршрутах, которые я могу быстро разбить. Понятно, что это значителные потери. Но сейчас, когда КТК работает на 60% мощности, в принципе, не такие серьезные идут потери. Но если за май перевалит ремонт, то потери могут быть по 1 млн тонн за месяц. Но это если мы не достанем дополнительных вагонов-цистерн, не договоримся с танкерами через Каспий – то, что мы делаем каждый день, сейчас. Мы пытаемся это нивелировать», – сказал Болат Акчулаков.
При этом он «не видит сейчас каких-то денежных потерь».
Морской терминал КТК расположен в поселке Южная Озереевка вблизи города Новороссийска. Отгрузка нефти на танкеры для последующей отправки на мировые рынки осуществляется с помощью трех выносных причальных устройств (ВПУ). Введен в эксплуатацию в 2001 году, модернизирован в рамках Проекта расширения в 2010-2016 годах.
Напомним, 22 марта произошла авария на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума. По официальной версии, причиной ЧП стал сильный шторм в России. Заместитель министра энергетики России Павел Сорокин сообщил, что ремонт может занять 1,5-2 месяца.
Независимые аналитики утверждали, что КТК обеспечивает более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, поэтому бюджет страны может недополучить около 500 миллиардов тенге.
24 марта министр энергетики РК Болат Акчулаков заявил, что не видит никаких рисков для экспорта казахстанской нефти в связи с аварией. Он был убежден, что серьезного сокращения экспорта и добычи нефти не последует.
25 марта он вновь заявил, что значительных потерь объемов не будет. Спустя несколько дней в Министерстве энергетики РК сообщили, что Казахстан все же понесет потери из-за аварии на КТК.
Болат Акчулаков не видит «политических подвохов» в ситуации с аварией на КТК.