Плати частным клиникам или умри. Как Минздрав добил здравоохранение неработающим ОСМС
Обещания чиновников о бесплатной медицине остались пустым звуком
С января этого года в нашей стране заработала система медицинского страхования. Правда, назвать ее полноценной системой отнюдь невозможно. Бывший министр здравоохранения Елжан Биртанов представил нам ОСМС как панацею, которая поднимет медикам зарплаты, обеспечит нас всеми лекарствами, качественной медициной и всеми видами диагностики. Однако на деле изменений не произошло. Откровенно говоря, стало лишь хуже под ударами коронавируса. Почему наше здравоохранение такое ущербное и станет ли когда-нибудь нормальная медицинская помощь доступной, пытался разобраться корреспондент Azattyq Rýhy.
Ниже небольшой эксперимент корреспондентов AR.
– Извините, Ваш врач в отпуске, заменяющая ее не может принять вас, у нее много пациентов. Позвоните через неделю, когда Ваш врач выйдет из отпуска.
– Но я не могу ждать. Неужели меня не может принять другой врач?
– Нет, позвоните через неделю, – пропела мне девушка по телефону в call-центре 4-й поликлиники Алматы, к которой я прикреплена.
Через неделю мне понадобился другой специалист – эндокринолог. Разговор получился похожим на предыдущий.
«Запись к эндокринологу на неделю вперед забита. Но прежде чем к нему попасть, Вам нужно записаться на прием к терапевту. А к терапевту Вы не попадете – талонов нет. Через неделю позвоните, я запишу Вас к терапевту», – сообщили мне в той же поликлинике.
Итак, попытка № 3. Уже моя коллега звонит в 12-ю поликлинику, чтобы записаться на прием к нефрологу.
«Не могу Вас записать, талонов к терапевту нет. И вообще, у нас нет нефролога», – сразу осадили в поликлинике.
Суровая реальность казахстанской медицины. А этот вердикт «талонов нет» отдает эхом Советского Союза. Раньше продукты давали по талонам, сейчас же – здоровье. Но куда неприятнее и досаднее вот что: каждый месяц мы стабильно и исправно отчисляем деньги в Фонд социального медицинского страхования. Причем деньги немаленькие. Отсюда закономерный вопрос: почему человек должен ждать прием, если по факту он за него уже заплатил? Почему пациент должен откладывать прием и вникать в проблемы поликлиники, если ему требуется помощь здесь и сейчас? В моем случае и в тысячах других случаев выход один – обращаться в платные клиники.
«В Кокшетау нет в графике пульмонолога. Не могут меня записать на прием к врачу. А на платный прием в эту же клинику можно прийти. В платной части все работает слаженно», – пишет Рысжан Абильдина на странице фонда медстрахования в Facebook.
Выходит, за свое здоровье нужно платить дважды. А некоторых заставляют даже дважды перечислять взносы в фонд.
«Почему наши отчисления исчезли? Куда дели наши взносы в ваш фонд?! Почему ваши сотрудники заставляют повторно платить?! Почему статус «Не застрахован», хотя с января оплату вносила, но, оказывается, деньги исчезли, и теперь повторно вы заставляете платить», – возмущается пользователь Асель Нургожина.
Жалоб на фонд и неработающую систему не сосчитать. Одни не могут попасть на прием к врачу, других заставляют платить повторно, третьи исправно платят деньги и не могут застраховаться.
«Меня пригласили на скрининг в 4-ю поликлинику Нур-Султана. И тут выясняется, что я не застрахована, хотя перечисляла деньги. В регистратуре советуют только звонить в сall-центр. А что они еще могут сказать-то? Они ведь видят то, что у них в программе. Где деньги, товарищи? Вообще, возникает очень много вопросов с этому ФОМС. Какой депутат курирует это направление? Кому задать вопросы? Кто встанет на защиту здоровья нации?» – вопрошает пользователь Гульнара Султанова.
Сбои в системе ОСМС – дело обычное. Вспомним приписки в приложении Damumed – врачи за полгода украли 75 миллионов тенге наших взносов в фонд.
Фальсификации с приписками: в чем же причины?
А вот где оседают и на что тратятся наши отчисления. Ранее мы писали о шикарных расходах и капризах руководства фонда. На себя любимых они денег не жалеют.
Реклама в Instagram, расходы на имидж, роскошная мебель: на что тратит деньги фонд медстрахования?
В Сети работники фонда продолжают вешать лапшу на уши: «Государство по-прежнему обеспечивает население необходимым пакетом базовых медицинских услуг, таких как обслуживание в поликлиниках – прием и консультация у терапевта, в том числе у узких специалистов при наличии социально значимых и хронических заболеваний».
Серьезно? Похоже, сотрудники фонда не болеют, раз не знают, что бесплатная медицина доступна только в длинной очереди. А к обещанным узким специалистам мы вряд ли попадем на прием. В поликлиниках их попросту нет. К примеру, нефрологов, гастроэнтерологов, проктологов и многих других.
Эксперт в сфере здравоохранения Марат Мамаев говорит, что в ситуации виновата не система ОСМС, а пробелы и проблемы, нерешаемые чиновниками годами. Прежде чем внедрять медстраховку, следовало решить кровоточащие раны здравоохранения.
Марат Мамаев, аналитик и консультант по вопросам экономики и финансирования здравоохранения:
«ОСМС обеспечивает лишь финансирование – переток средств и обеспечение финансами медицинских организаций. А медицинскую помощь оказывают те же врачи, которые были до ОСМС. Медицинский персонал и инфраструктура с приходом этой системы не поменялись.
Перечислим основные проблемы. У нас нет завоза технологий. Если нет новых технологий, инфраструктурного обновления, нет капитальных вложений, нет нормальных заработных плат врачей, то нет и качественной медицинской помощи.
Сколько я себя помню, у нас в медицине всегда была и остается проблема с дефицитом финансов. Если мы посмотрим структуру странового бюджета, то у нас максимум на здравоохранение выделялось 10% от бюджета, несмотря на то, что цена на нефть в прошлые годы у нас была высокая. Всего 1,9% от ВВП идет на финансирование здравоохранения.
В тенговом выражении объем финансирования здравоохранения рос. Но если посмотреть через долларовый эквивалент, то можно понять, что за последние пять-шесть лет объемы падают. А у нас вся система импортозависимая – начиная от таблеток и заканчивая оборудованием.
Даже халаты с масками мы закупаем из-за рубежа. Мы зависим от доллара. Когда доля финансирования низкая, а вопрос импортозависимости не решен, соответственно, основные деньги уходят на то, чтобы «штаны поддерживать».
ОСМС внедрили, обещали нам увеличить объемы финансирования. Хотя я изначально не был согласен с этим, потому что эти обещания – неправда. Вообще, ОСМС очень ярко отражает экономическое состояние нашей страны. У системы какой девиз? Сколько соберу, столько и потрачу. Да, в прошлом году был триллион тенге, в этом году триллион 500 миллиардов.
Чиновники, когда планировали, говорили, что потратят эти дополнительные 500 миллиардов на латание дыр. Но эти планы они строили до коронавируса. К такому удару наша система вообще не была готова.
Это вопрос организации медицинской помощи, вопрос финансирования того же: как использовать резервы, как направлять, вопрос лекарственного обеспечения, реструктуризация процессов организации медпопощи – ничего не было решено, не готова была система к ЧС. Хотя после взрывов в Арыси им сигнал поступил четкий: давайте, готовьтесь, условно в масштабе страны такое ЧС произойдет и что вы будете делать? Но уроки не были вовремя учтены. Что начали делать в итоге? Начали деньги перебрасывать, тут еще коронавирус, кризис, взносы снизились. А основные проблемы, которые лежат вокруг обеспечения медицинской помощи, никто не решил. Все это отошло на второй план.
Еще одна тактическая ошибка Минздрава – взяли и остановили плановые госпитализации в стационары. Они очень многие вещи просто тормознули, когда был коронакризис. Это привело к взрывному, отложенному спросу.
Соответственно, сейчас, когда все открыли, люди побежали в больницы и поликлиники. Поток хлынул, а на уровне больниц и врачей проблемы-то не решены. Мы снова вернулись к этому корыту. У нас населению преподнесли так, что ОСМС якобы панацея, вот его внедрят, и все проблемы в медицине улетучатся. Нет, это не так. ОСМС – это всего лишь финансирование.
Почему вопрос заработных плат врачей еще не решен? Это же не вопрос ОСМС, это вообще вопрос национальной безопасности.
Через 10 лет нас некому будет лечить. Мы тогда будем иностранных врачей кормить, будем привозить их и платить им.
Мы не уделяем должного внимания кадрам и технологиям. Три года назад я ездил в Корею на совместное совещание. Оказалось, только в одной корейской клинике из всех иностранных клиентов второе место занимают пациенты из Казахстана. Только для получения онкологической помощи в эту клинику казахстанцы вложили 15 миллиардов тенге. На тот момент весь бюджет нашей страны на онкологию был 35 миллиардов тенге. Проблема в кадрах, в завозе технологий. У людей потихоньку начинается похмелье с обещаний по ОСМС, потом агрессия начнется в сторону ОСМС, но проблема не в системе, а в фундаментальных проблемах – кадрах и технологиях. Пока эти вопросы не будут решены, хоть миллион систем можно придумать, но они не будут работать».
Провал ОСМС. Почему бесплатная медицина до сих пор недоступна?
Ромина МАКАРИМОВА