Нефтяники готовы расстаться с $1 млрд. Куда пойдут эти деньги?
Казахстанцы затеяли большой проект, причем без участия иностранцев
Обеспечить газом нас или иностранцев? Нефтяные компании и госорганы, отвечающие за сферу, разумеется, твердят лишь о благополучии и заботе своих людей. Этим они объяснили и строительство нового газоперерабатывающего завода в Атырауской области – мол, потребление газа растет и необходимо расширять ресурсную базу. Крупный проект решили начать уже в этом году, однако у экспертов есть сомнения, потянет ли новичок-инвестор столь масштабную затею. Строить завод будет казахстанская компания, существующая на рынке всего полтора года. Кому она принадлежит, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.
ГПЗ
О самом заводе известно мало. По предварительным данным, его строительство должны начать в этом году и завершить в конце 2021-го. Располагаться он будет всего в 60 километрах от Атырау – в Макатском районе, рядом с месторождением Кашаган.
Завод хотят построить по программе переработки сырого газа вместо того, чтобы сжигать и закачивать топливо обратно. Сейчас казахстанские нефтедобывающие компании ежегодно закачивают обратно в пласт около 40% попутно добываемого газа, хотя большую часть из них можно было бы перерабатывать в товарный газ. Обратная закачка нужна для того, чтобы создать давление для выхода нефти.
Планы по традиции грандиозные – чиновники из Минэнерго ожидают, что в год завод будет перерабатывать до 1 миллиарда кубометров сырого газа, что позволит увеличить и объемы экспорта. На бумаге записи и ожидания выглядят впечатляющими: в год здесь собираются выпускать 815 млн кубометров товарного и 119 тысяч тонн сжиженного газа, 212 тысяч тонн серы и 35 тысяч тонн газоконденсата.
У экспертов ожидания тоже хорошие: с одной стороны, это увеличит добычу газа до 12 миллионов тонн на Кашагане, с другой – выпущенный товарный газ покроет растущие потребности внутреннего рынка.
«В западном регионе – Атырау, Актобе – начинается нехватка газа для заправки автомашин. Естественно, создается ажиотаж. Газ, безусловно, дешевле, чем бензин, поэтому с каждым годом растет спрос. Газ сейчас очень востребован, поэтому я считаю, что строительство газоперерабатывающего завода – правильное решение. На западе тем более сырье есть, месторождения есть, продукция очень востребована, к тому же предприятие создаст новые рабочие места и топливо можно будет транспортировать в другие регионы. Помимо нефтяных следует разрабатывать и газовые месторождения. И надо заниматься попутным газом, который выходит вместе с нефтью», – утверждает нефтегазовый аналитик Токтамыс Мендебаев.
Кто построит завод?
Примерная стоимость завода – 1,2 миллиарда долларов. Однако цифра не окончательная, говорят аналитики.
«При строительстве крупных объектов у нас обычно смета одна, а в середине работ она пересматривается в сторону увеличения. Это нехорошая практика, когда смету пересматривают. Ведь составляется проект, на его основе – смета, какие материалы будут использованы, какая технология будет применяться. Надо тогда заранее спроектировать и включить высокосортные материалы», – считает Мендебаев.
Инвестором строительства будет казахстанская компания – ТОО «GPC Investment». Финансировать проект фирма будет за счет собственных денег и кредита. Патриотически настроенные казахстанцы наверняка обрадуются такому выбору инвестора, ведь зачастую в подобные проекты вкладываются зарубежные партнеры. Однако радоваться еще рано. У экспертов вызывают сомнение готовность и надежность компании взяться за проект.
GPC Investment создали буквально полтора года назад. За весь период своего существования фирма уплатила в бюджет всего 200 с небольшим тысяч тенге. Более того – контора числится как малое предприятие, на котором работают всего пять человек. Опыта в строительстве крупных нефтегазовых объектов у нее нет. Вид деятельности – производство продуктов нефтепереработки.
Владеет компанией Абай Амирханов. На западе республики эту фамилию знают достаточно хорошо. Он занимал должности директора атырауского филиала «КазТрансГаз Аймак» и директора управления магистрального газопровода «Атырау» компании «Интергаз-Центральная Азия». Неудивительно, что «большому начальнику» достался не менее большой проект.
«Время покажет, сможет ли эта компания построить. Но в любом случае хорошо, что заниматься проектом будет казахстанская компания. У нас иностранцы всегда выступают инвесторами проекта и хотят стать таким образом совладельцами этого завода. Хотя эту же работу может выполнить казахстанская компания, у нас специалистов и кадров хватает в этом плане», – поделился мнением аналитик нефтегазового сектора Токтамыс Мендебаев.
Газификацию страны сейчас затрудняет и неразвитая сеть газопроводов. По Казахстану проходит несколько крупных магистральных трубопроводов, но сеть региональных очень мала и слаба. К тому же месторождения в основном располагаются далеко от населенных пунктов. Чтобы снабдить людей газом, необходимо строить газопроводы, а это требует огромных инвестиций. Поэтому транспортировка топлива обходится нам слишком дорого.
«Транспортировка газа несопоставима по ценам с транспортировкой нефти. Допустим, возьмем один и тот же объем нефти и газа. Стоимость транспортировки газа в 2-2,5 раза дороже, чем нефти. Нужны большие усилия, чтобы ее прокачивать, нужны трубопроводы. Это дорогое удовольствие», – заключил аналитик.
На месторождении Карачаганак, кстати, отказались строить ГПЗ из-за низкого пластового давления. Чтобы получать больше нефти, газ здесь закачивают обратно.
Жан МУРЗА