$ 536.76  630.85  6.45
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Айдос Сарым: Конкуренция идей и партий – главный сигнал парламентских реформ

Мажилисмен поделился, почему Парламент должен формироваться через партийные списки

Айдос Сарым: Конкуренция идей и партий – главный сигнал парламентских реформ
Фото: пресс-служба Мажилиса/Telegram

Президент Казахстана обозначил новый этап политических реформ, в том числе обсуждение возможности перехода к однопалатному Парламенту. Зачем Казахстану нужны сильные партии, как изменится избирательная система и почему выборы должны быть предсказуемыми, в беседе с Azattyq Rýhy рассказал депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Айдос Сарым.

- Айдос Амироллаевич, как вы оцениваете инициативы президента в новом послании?

- Здесь есть несколько больших аспектов, связанных и с состоянием общественного мнения, и с реформами, которые проведены. Мне кажется, президент сегодня пытался закрыть очень многие вопросы, которые так или иначе находились в зоне критики и президента, и в целом проведенных реформ. Согласитесь, было очень много претензий на отношение того, как у нас проводятся выборы. Они всегда заявляются не вовремя, неожиданно, у людей нет возможности подготовиться и так далее. Сегодня президент сказал совершенно открытым текстом, что нам нечего прятать, нам нечего бояться. Вот наш график работы: мы будем год заниматься обсуждением, подготовкой реформ, потом будет референдум, потом будут приняты необходимые законодательные акты, после этого будут выборы. И, пожалуйста, к этому времени у всех есть возможность принять участие, подготовиться, найти себя либо в новых рядах, либо встроиться в те ряды, которые есть — я имею в виду действующие политические партии, либо попробовать создать новые.

То есть это абсолютный сигнал, четкий бенчмарк для тех людей, которые сегодня являются политически озабоченной частью населения.

- В обществе также часто обсуждают вопрос однопалатного парламента. Президент затронул и эту тему. Как вы это оцениваете?

Про это много говорится и на элитных встречах, и в обществе. Сегодня президент тоже четко обозначил: «Да, хорошо, несмотря на то, что я 10 лет был сам спикером Сената, я хочу предложить обществу такую реформу». Понятно, что это будет обсуждаться, готовится, но я думаю, что за этот год можно все проработать, обсудить, очень досконально это сделать, чтобы снять и этот вопрос.

Да, хорошо, у нас общество хочет таких изменений, пожалуйста, мы их проработаем, мы их примем. Изменения, которые будут в Конституции, будут проходить через референдум, как президент обещал.

- Какие законы, на ваш взгляд, потребуют изменений в случае реформ?

- Любое изменение Конституции, которое является каркасом нашего всего законодательства, требует, как минимум двухэтажных изменений, двухуровневых. Есть блок законов, больше тридцати, которые мы называем конституционными. Они в иерархии находятся выше, чем остальные законы, они являются продолжением Конституции. Поэтому, наверное, в закон о президенте, закон о парламенте, закон о правительстве в необходимых частях и так далее, необходимо внести изменения. Это один момент.

Потом надо готовить законы второго уровня: о партиях, центральных избирательных и других. Это уточняющие положения. Поэтому обсуждение пакета предложений президента требует одновременной проработки всего комплекса законов.

Допустим, закон о политических партиях 1995 года. Потом была куча изменений, в 2008 году были еще какие-то вещи. Скорее всего, надо переписать этот закон по новой, чтобы он был цельным и понятным.

Я бы считал нужным одновременно заниматься двумя вопросами: проведением референдума, изменением Конституции и пакетом законов, которые эти реформы затронут. Тогда население сможет принимать более взвешенные решения, видя все последствия.

- А где себя найдут одномандатники в новой системе Парламента?

- Сегодня тоже эти вопросы задавались, но я считаю, что политические партии являются оптимальным институтом для формирования общенациональной повестки. Партии создаются на общенациональной основе. У нас по Конституции запрещено создание религиозных, местных, региональных, субрегиональных политических организаций. Партии будут учитывать весь контекст, который есть в обществе.

Поэтому партии - это исключительный политический институт. Они формируют взгляды людей, воспитывают новые кадры, обеспечивают ротацию и обучение.

- То есть вы видите партии главным фильтром?

- Да. В любом случае партии будут формировать свои списки исходя из общенациональных задач. Но поскольку они будут заинтересованы в голосах, они будут учитывать и региональные контексты.

Эти моменты нужно прописывать в законах о партиях, о выборах, чтобы учитывалось мнение регионов. Есть во многих странах квоты, у нас тоже есть представительство женщин, молодежи, людей с ограниченными возможностями. Это все должно быть очень хорошо прописано.

- Но что с маленькими партиями, которые не могут обеспечить такое широкое представительство?

- Вот у нас даже сегодня в Мажилисе есть ситуация, когда маленькие партии формировали небольшие списки в десять человек, девять человек. Когда происходит естественная ротация, у партии должны быть инструменты для сохранения квот и гибкости.

Партийные списки - это оптимальный институт. Пусть будущие депутаты проходят обкатку в районах, городах, поселках, набираются опыта. За лучшими акимами, за лучшими депутатами районов и городов должны охотиться партии, выдвигать их в свои списки, искать популярных людей.

Это масштабная реформа, которая направлена на то, чтобы улучшать благосостояние наших людей.

Новости партнеров