Верификация превратилась в новую цифровую «кормушку»? Казахстанцы теряют свои смартфоны
Подтверждение IMEI должна была быть простой формальностью, но стала новой болью для граждан
Система обязательной верификации IMEI, действующая в Казахстане с мая текущего года, продолжает вызывать недовольство пользователей. Несмотря на заявления о «многоуровневом контроле» и прозрачности процессов, многие казахстанцы сообщают о невозможности пройти процедуру, сбоях сайта и появлении посредников, предлагающих помощь за деньги. Люди опасаются, что их устройства отключат от связи, даже если они купили их официально или ввезли для личного пользования. Кто несет ответственность и почему верификация стала квестом - в материале Azattyq Rýhy.
Казахстанцы все громче выражают недовольство новой системой проверки IMEI. Люди жалуются, что процедура, задуманная как простое подтверждение устройства, превратилась в хаотичный и плохо работающий процесс. Сайт зависает, анкеты не отправляются, документы «не видятся» системой, а после подписи ЭЦП процесс просто останавливается.
Пользователи возмущены тем, что при всех сбоях им продолжают приходить SMS-уведомления с угрозой блокировки полностью легальных телефонов. Отсутствие живой поддержки - еще одна проблема: дозвониться до человека невозможно, отвечает только робот, который не понимает команд.
Адвокат Жанна Уразбахова, находившаяся в длительной командировке в США и использовавшая международную eSIM рассказала, что после возвращения получила SMS-уведомление от сервиса 607 с требованием срочно пройти верификацию. Дальше - набор технических проблем, знакомых многим пользователям.

При этом уведомления поступают регулярно и категорично: «Ваш телефон будет заблокирован через несколько дней».
«Самое интересное начинается тут, верификацию пройти невозможно, сначала заполняешь графы, когда где купил, как завез, потом грузишь все документы, потом сайт зависает, потом просит через ЭЦП подписать какой-то договор о верификации, дальше ничего! При этом мне приходят сообщения, что телефон через несколько дней мне заблокируют! Сайт абсолютно недоработан. По номеру телефона отвечает робот, который не понимает команд. А самое интересное, что с этой проблемой столкнулись мои друзья, которые тоже были в отпуске и тоже выпускали eSIM для роуминга», - пожаловалась адвокат.
Дополнительное раздражение казахстанцев вызывает появление посредников, которые предлагают «помощь» за 30 тысяч тенге - люди считают это признаком системных нарушений и непрозрачности. Многие спрашивают, почему государственная функция оказалась передана частной компании, и кто несет ответственность за качество сервиса.
В связи с жалобами редакция обратилась в Министерство искусственного интеллекта. В официальном ответе ведомства сообщается, что система функционирует под строгим государственным контролем и уже обработала миллионы устройств.
«Корректность работы системы верификации IMEI обеспечивается за счет многоуровневого государственного контроля. Функции по сопровождению, развитию и безопасности Базы данных идентификационных кодов (БДИК) выполняет РГП «Государственная радиочастотная служба», подведомственная уполномоченному органу. Организация контролирует деятельность поставщика системы и отвечает за корректность обработки данных, прозрачность процессов и соблюдение требований по информационной безопасности», - проинформировали агентство.
В ответе приведены данные о текущем состоянии базы IMEI.
По информации министерства, в «черном списке» сегодня числится 264 335 IMEI-устройств (что не эквивалентно количеству устройств, одно устройство может содержать до 4 IMEI).
В «сером списке» находятся 1 268 318 IMEI (уникальных IMEI - 1 035 910).
Также министрество заявляет, что с момента введения обязательной проверки устройств с 25 мая 2025 года была проведена огромная работа: с начала обязательной верификации верифицировано свыше 2,7 млн устройств.
Ведомство также сообщило, что к оказанию услуг проверки готовится подключиться еще один оператор.
«В настоящее время на участие в оказании услуг по верификации подалась вторая компания», - сообщили в МИИ.
В будущем, как ожидают в министерстве, проверкой устройств смогут заниматься несколько организаций.
Редакция запрашивала у ведомства, как должны действовать казахстанцы, если приобрели смартфон, а его IMEI отсутствует в базе и устройство не подлежит верификации. Однако ответы на вопросы многих граждан мы не получили.
Эксперты в области IT и кибербезопасности, к которым обращалась редакция заявили, что комментировать сейчас ситуацию сложно. Потому что даже в МИИ не могут дать точных разъяснений специалистам. В ведомстве лишь обещают, что стоимость услуг не будет бесконтрольной.
Пока что пользователи видят лишь одно: верификация IMEI стала новым источником стресса вместо обещанной защиты от серого импорта, и никто не знает, как с этим разобраться.
Эксперты кратко резюмируют: исправить ситуацию можно только при условии прозрачности, технической доработки и создании понятной, доступной и реально работающей поддержки для всех граждан.
Напомним, ранее депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Болатбек Нажметдинулы возмутился, почему верификацию смартфонов отдали частной компании.