«Жадность чиновников привела к трагедии» - эксперт о причинах авиакатастрофы
Юрист раскрыл махинации отдельных акиматов с продажей земель в запрещенных зонах
Эта трагедия была неизбежна. Именно к такому страшному выводу приходишь в разговоре с экспертом земельного права, юристом по земельно-правовым спорам Бакытжаном Базарбек. Как снежный ком копились проблемы, вызванные жадностью отдельных чиновников и специалистов различных департаментов и управлений. Там закрыли глаза, тут упустили… По словам спикера, все это не связано с непрофессионализмом или банальной невнимательностью. Дело в дивидендах, которые приносят различные махинации.
Хронология отдельно взятой недавней трагедии с самолетом Bek Air тянется аж с 2011 года – именно тогда начались «непонятные» процессы с участием районных чиновников. Но обо всем по порядку.
- Бакытжан, как часто и каким образом некоторым чиновникам удается обойти закон и продать землю там, где нельзя жить?
- Дело в том, что акиматы забыли о существовании требований Земельного кодекса, Закона об архитектурно-градостроительной деятельности, строительных норм и правил, технических регламентов и, по сути, для них ничего святого не существует. Они могут выдать земельные участки на запрещенных санитарно-охранных зонах, как это было в селе Коянкус, могут выдать участки на водоохранной полосе, где сель может смыть целый аул, могут выдать в природоохранной, рекреационных зонах, где запрещается любое строительство. Точно такая же ситуация вокруг крушения самолета Bek Air в поселке Гульдала.
Я как эксперт в области земельных отношений, уверенно могу сказать, что грубейшее нарушение требований земельного законодательства со стороны акимата Талгарского района Алматинской области было.
- Что это за нарушение?
- Начнем с того, как появились дома около аэропорта. Есть две версии. Первая – в 2006 году некой гражданке предоставляется этот земельный участок около аэропорта для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Этот участок относится к орошаемым пашням, хочу заметить. А орошаемые пашни – особо ценные сельхозугодия, там некоторые виды деятельности запрещаются. Например, там запрещается ведение животноводства, выпас скота. Можно только производить сельхозпродукцию, и то не все виды. Только те, которые не могут привести к скоплению птиц, чтобы птицы не попадали в турбины самолетов.
Согласно строительным нормам и правилам 2014 года, если взлетно-посадочная полоса превышает 1500 метров, то охранная зона и зона ограниченной застройки должна составлять 4 километра. То есть на этих 4 километрах должны быть поля. У нас же от забора аэропорта до дома, куда врезался самолет, всего лишь 23 метра вместо 4 километров.
Это говорит о том, что грубо нарушили СНИПы (строительные нормы и правила - Azattyq Rýhy), помимо этого есть постановление Правительства, где четко предусматривается выдача разрешений на сельскохозяйственную деятельность на земельных участках, примыкающих к аэропорту. Там четко сказано, что опасные виды деятельности – это строительство, проектирование, производство зданий и сооружений, в том числе частные домостроения, осуществляются путем выдачи специального разрешения, которое выдает уполномоченный орган в области гражданской авиации с согласования с уполномоченными органами государственной авиации.
У меня вопрос: где это разрешение? В Гульдале находятся предприятия, газопровод. Если бы самолет врезался бы не в дом, а в газопровод, заживо сгорели бы сотни людей. Этот газопровод питает целый коттеджный городок. Как появился там коттеджный городок в охранной зоне на расстоянии в 30 метрах от забора аэропорта? Как появился газопровод? Кто выдал разрешение на проектирование газопровода? Как акимат и коммунальные службы допустили строительство газопровода?
- Вернемся к версии…
- Так вот, в 2006 году женщина приобрела этот участок около аэропорта, в 2011 году целевое назначение поменяла с крестьянского хозяйства на личное подсобное хозяйство (далее ЛПХ - Azattyq Rýhy). При этом по статье 50 Земельного кодекса, ЛПХ делится на 2 вида – полевые наделы, где запрещается строительство жилого дома и приусадебные наделы, где строительство дома допускается.
При этом целевое назначение менялось с определенной целью, чтобы поделить один участок на несколько участков и застроить их домами. Но в чем преступность этих помыслов? В том, что эта территория, где рухнул самолет, там около 13 участков вдоль взлетно-посадочной полосы и около 70 участков до Кульджинского тракта – они были включены в черту поселка Гульдала только в 2017 году. А по статье 97 Земельного кодекса изменение назначения с крестьянского хозяйства на ЛПХ допускается только при расширении черты населенного пункта. У нас же изменение «целевки» произошло в 2011 году, а эти дома вошли в черту поселка только в 2017 году. Получается, что в 2011 году целевое назначение этих участков меняли с нарушениями генплана. И целевое назначение когда меняли, архитектура должна дать заключение перед земельной комиссией, что допускается возможность изменения целевого назначения.
То есть здесь акимат Талгарского района, земельная комиссия при акимате закрыли глаза на генплан, на изменение черты населенного пункта и просто тупо изменили целевое назначение, потом разделили участок на 13 кусков, каждому участку присвоили кадастровый номер, выдали на каждый госакт, продали эти участки, люди застроились и только в 2017 году эту территорию включили в поселок Гульдала.
То есть в 2011 году целевое назначение изменили незаконно. Согласно 109 статье Земельного кодекса, чтобы включить участок в территорию населенного пункта, нужно постановление акимата с согласованием маслихата. А это совместное решение вышло только в 2017 году. Без этого разрешения в акимате взяли и поменяли назначение.
- Кто должен контролировать все эти действия?
- Если анализировать действующее законодательство, то у нас есть районная прокуратура, транспортная прокуратура, которая курирует авиацию. Куда смотрели именно эти органы прокуратуры? Куда смотрела областная прокуратура? Есть специальный орган, который надзирает за землями сельхозназначения, - это Управление по контролю за использованием и охраной земель. Куда смотрело это управление?
Они должны были в 2011 году, после того, как заключение комиссии вышло, спросить: «А как вы поменяли целевое назначение, если эта территория не вошла в поселок Гульдала? А вы без внесения ее в черту поселка, без внесения в генплан поселка, без совместного решения акимата и маслихата взяли и изменили «целевку», при этом понимая, что это охранная зона аэропорта?».
Земельный комитет знал, что это охранная зона, что там риск обрушения самолета, аварийной посадки. Районная архитектура знала об этом, отдел земельных отношений знал об этом, знали об этом согласующие инстанции. Если бы хоть одна инстанция выразила сомнение, «целевку» бы не изменили. Видимо, не привлекли некоторые согласующие инстанции авиационной службы. Либо авиационная служба выдала липовое согласование.
Земельная комиссия в составе 11 человек, отдел архитектуры, отдел земельных отношений, акимат Талгарского района грубо нарушили требования Земельного кодекса, Закон об архитектурно-градостроительной деятельности, СНИПов.
- А по второй версии как появились эти дома?
- Вторая версия, по сути, это цепь одной махинации, которая начиналась в селе Колхозшы около аэропорта. Там при изменении целевого назначения тамошнего участка свободный кусок земли, который отводится под дорогу, взяли и перевели его на территорию приаэропортной полосы. То есть на 6 километров перекинули. И здесь целевое назначение изменили, зная, что этот участок не вошел в черту населенного пункта.
Важный момент: аэропорт должен быть тоже в числе согласующих инстанций. То есть чиновники должны были согласовать с аэропортом землеустроительный проект о размещении 13 участков. Но в числе согласующих инстанций аэропорта не было. Проигнорировали международный аэропорт, потому что понимали, что он не будет согласовывать.
У меня есть информация, что в 2008, 2009, 2011, 2012 годах руководство аэропорта несколько раз обращалось в акимат, в правоохранительные органы о том, что рядом с объектом идет незаконное хаотичное строительство. Но их обращения игнорировали.
Проектировщиком был «Казгипроград», он проектировал проект детальной планировки Гульдалы. Мне интересно, как «Казгипроград» при проектировании указал то место, где стоят сейчас дома, как зону усадебной застройки, когда по базе АИС ГЗК (Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра - Azattyq Rýhy) оно числится как пашни? То есть, в базе эти участки до сих пор числятся как сельхозземли.
А проектировщик после того, как место вошло в территорию Гульдалы в 2017 году, он разработал проект детальной планировки. Они там указали эту зону как усадебную застройку. И в чем особенность? В этом проекте вообще нет ни слова об аэропорте. Вся зона поселка Гульдала до Кульджинского тракта рассматривается как зона шумового воздействия. Слушайте, весь город Алматы – это зона шумового воздействия.
Даже фашисты в концлагерях не могли бы додуматься так массово истреблять людей, как это делают наши чиновники, акиматы. Они создали такие рискованные условия. Жадность, алчность, коррумпированность местных властей, чиновников, акиматов привели к этому.
- Как теперь быть людям, которые там живут? Их придется переселять?
- Там целый поселок придется переселять – от Гульдалы до Кульджинского тракта. И так по периметру. Там заправки стоят в 900 метрах от взлетно-посадочной полосы. Посмотрите аэропорты Токио, Амстердама, Дубайский. Там нет по бокам строений. Максимально изъяли участки и зона в радиусе полутора километров свободна. Там деревья, кусты, поля, пашни.
- А как в других городах Казахстана обстоят дела с застройкой около воздушной гавани?
- Так по всему Казахстану. Мне скинули генпланы, схемы расположения земельных участков около аэропорта Шымкента и Уральска. Дома там находятся в 70-200 метрах от взлетно-посадочной полосы. Это грубейшее нарушение. Этот инцидент с крушением самолета показал, что есть вина акиматов, которые начали застраивать территорию на охранной зоне. У нас в период с 2004 по 2018 годы массово выдавали незаконные участки налево и направо, закрывали глаза на запретную зону. Сейчас я хочу, чтобы расследование по поводу застройки в Гульдале было открытым, чтобы не замолчали какие-то факты. Потому что расследование закрыто, боюсь, что о многом могут умолчать.
Сейчас там проверка застройки идет. Следственная группа изъяла все материалы по этим участкам. Допрашиваются все чиновники. Реакция есть и обратная. Давление на меня оказывают.
То, что я вскрываю этот беспредел - как работала незаконная схема вывода земель, передачи в частные руки, это задело многих чиновников, которые накопили за счет этих махинаций большой капитал, которые принимали эти решения, были посредниками. Давление оказывают через третьих лиц, звонками со всех сторон.
Нелегко отстаивать правду. Но правда одна.
Пострадавшие при крушении самолета Bek Air идут на поправку – Минздрав
Ранее в акимате Талгарского района сообщили, что землю около гавани начали выдавать в 2012 году, а генеральный план поселка изменился в 2016. Чиновники также рассказали, что рядом с аэропортом находится 13 жилых домов. Их судьбу предстоит решить. Не исключают сотрудники акимата возможности выдачи людям альтернативных участков, но в другом месте.
Напомним, 27 декабря 2019 года в 07:21 утра самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, выполнявший рейс № Z2100 по маршруту Алматы-Нур-Султан, при взлете потерял высоту, пробил бетонное ограждение и врезался в строящийся дом. В 07:22, по докладу Казаэронавигации Алматы, при взлете диспетчеры наблюдали вспышку. Метка с экрана радара пропала, была объявлена тревога.
На 08:04 Департаментом по чрезвычайным ситуациям Алматы было установлено, что в 1,8 км от взлетной полосы на окраине села Гульдала Талгарского района Алматинской области на открытой территории произошло крушение самолета Fokker-100.
На момент взлета самолета в Алматы на борту судна находилось 98 человек, в том числе 9 детей и 5 членов экипажа. Всего в результате происшествия погибли 12 человек.
Ромина МАКАРИМОВА