Ермек Турсунов высказался о заседании НСОД и отношении чиновников к культуре
Кинорежиссер рассказал о некоторых чиновниках, для которых культура превратилась в «десерт»
Сфера культуры в Казахстане редко бывает в авангарде главных новостей. Разве что, единичные звезды вроде Димаша Кудайбергена, Ержана Максима, Данэлии Тулешовой загораются на олимпе (и то, не казахстанском) и прославляют нашу страну. На спортивном – можем похвастаться Геннадием Головкиным. О плачевной ситуации с культурным развитием страны, о втором заседании Национального совета общественного доверия (НСОД), о том, почему культуру в Казахстане воспринимают как добавку к основному блюду и о предложенных реформах просвещения рассказал в интервью корреспонденту Azattyq Rýhy кинорежиссер и продюсер, член НСОД Ермек Турсунов.
- Ермек, как вы можете оценить прошедшее заседание Национального совета общественного доверия? Оправдало ли оно ваши ожидания?
- Мне понравилось то, что Президент отложил свою поездку в Санкт-Петербург на саммит глав стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Отложил и встретился с членами Национального совета общественного доверия. Это говорит о том, что такое значение он придает этому совету. Само заседание прошло очень мобильно, очень быстро. Мы уложились в час вместе со всеми выступающими. Очень коротко, по делу говорили, мне это понравилось. Президент тоже сам выступал четко по всем позициям.
По-моему, свыше 70 вопросов и предложений подали члены Нацсовета на рассмотрение и большинство из них получило ответ. И очень многие предложения были приняты и озвучены Президентом. Это те вещи, о которых многие раньше даже не заикались. В основном это касается политической модернизации, проведения митингов и так далее.
Мне глубоко симпатично то, что происходят такие, как минимум, большие надежды, что ситуация меняется в лучшую сторону. Поэтому я остался доволен и воодушевлен.
- Какие предложения исходили лично от вас? Они были услышаны на высоком уровне?
- Я в своем первом выступлении говорил в основном о вопросах культуры и поднимал вопросы о том, что все-таки культуру и просвещение нам нужно ставить во главу угла. Сейчас это жизненно важный вопрос, потому что никакие политические и экономические реформы невозможны, если мы не будем решать вопросы культурного развития. Потому что мы многие позиции растеряли.
Плохо то, что вопросы культуры всегда рассматриваются в последнюю очередь. Об этом я говорил. Мне кажется, что к этим вещам тоже весьма прислушиваются в Администрации Президента и очень многие вещи в разработке. Мне кажется, очень скоро мы узнаем уже подвижки и в области культуры. Просто я сейчас не хочу их озвучивать, потому что они сейчас обсуждаются.
На заседании Президент, когда выступал, озвучивал реформы экономические и политические, что касается вопроса культурного блока. Это те предложения, которые я вносил. Наверное, в ближайшее время они тоже будут озвучены и какие-то практические шаги будут сделаны в этом направлении, потому что в Администрации Президента и сам Президент признает, что об этом тоже нужно думать.
От митингов до госпомощи: ключевые заявления Президента на заседании Нацсовета
- Вы не раз говорили, что нужно менять отношение чиновников к культуре…
- Я никогда не скрывал, много выступал с критикой, что сейчас существует большой дефицит, особенно во властных структурах, людей-государственников. Что люди мыслят местечковыми какими-то категориями, мало людей элементарно во власти, которые просто хотя бы умели бы внятно рассуждать, внятно излагать свои мысли. Это все говорит об отсутствии элементарной культуры. Они не читают книг, они не слушают нормальную музыку, большой процент людей во властных структурах, я знаю таких людей, которые просто занимают место. Не хочу называть имен, но таких полно в министерствах и ведомствах. Иногда даже на ключевых позициях.
Сейчас настало время помощников. Раньше они таскали портфели за своими шефами, а сейчас они сами стали шефами, но мышление у них не изменилось. Это большая проблема, потому что те задачи, которые сейчас Президент ставит, решениям этих задач должны соответствовать кадры, те люди, которые эти задачи будут решать. А для решения человек должен быть культурно наполненным человеком.
Просто наличие диплома Кембриджа, Оксфорда или Гарварда ни о чем не говорит, это просто бумажка. Ты должен подкреплять своими решениями и действиями то, что ты действительно хочешь изменить, а не просто пришел пересидеть какое-то место в высоком кресле.
То есть люди должны качественно меняться, пора менять сознание. Те времена прошли, когда надо платить деньги, чтобы занять какое-то кресло, и пока сидишь быстро-быстро все наворовать, вывести в оффшоры и обеспечить своим внукам будущее. Нет, не об этом речь. Речь идет о сознательности людей.
- Неужели нет никаких изменений в этом плане?
- Я, когда бываю в Администрации Президента, замечаю изменения. Происходит смена поколений, молодые и сравнительно молодые люди приходят во власть. Это хорошая тенденция, что происходит смена во властных структурах. Но опять же, нужно понимать, что это смена не ради смены, а чтобы приходили люди уже с другим, более высоким, сознанием. И решали бы действительно масштабные задачи. Те задачи, которые сегодня ставит Президент, они предполагают, что эти задачи должны решать соответствующей подготовки люди. Соответствующего сознания люди. Соответствующей культуры люди. Вот за это я нынешний курс одобряю и мне приятно в этом участвовать.
Те предложения, которые я сейчас в письменном виде, устно оставил и продолжаю продвигать их во властных структурах, в Администрации Президента, в Министерстве культуры и спорта и так далее, я думаю, очень многие вещи будут поддержаны и очень воодушевлен этим.
Я говорю о возрождении творческих союзов, например. О том, что их нужно возрождать. Конечно, не в том виде, не в той форме, в какой они были при Советском союзе, но просто творческие люди сейчас требуют внимания.
Полностью провалена идеологическая работа. На место элиты взгромоздились совершенно случайные люди. То, что сейчас для молодежи ориентирами становятся совершенно мутные какие-то персонажи из шоу-бизнеса - это большие потери в культурном развитии для страны.
Людям нужны какие-то духовные скрепы, духовные и нравственные ориентиры, а их заменили какие-то бабочки-однодневки, женщины трудной судьбы, с биографией такой. Эту сторону нужно полностью менять. Я вообще не люблю идеологию, но понятно, что это просто провал в культурном развитии.
- Но почему наша культура оказалась где-то на «задворках»?
- Вот это большущая ошибка, потому что у нас к культуре относятся как к некоему десерту, понимаете. Как к компоту или десерту в ресторане.
Нужно понимать, что культура – это не десерт, не компот, это не добавка к основному блюду, это вообще не блюдо. Это самое главное, что составляет основу человеческого индивида. А у нас это размыто.
И вот сейчас я хочу, чтобы поняли, что без культуры никуда. Неограниченная власть в руках ограниченных людей ведет к тяжелым последствиям. Образование без культуры даже опасно. Даже подготовленный, умный мозг без культуры склонен выдумывать какие-то схемы, без нравственной основы это опасно. Культура – прежде всего.
А культура – это очень объемное понятие. Это не обязательно «мимо урны не плевать» или «не мочиться мимо писуара». Люди не должны понимать так буквально. Речь о том, что мы потеряли образцов высокой культуры, таких как Шакен Айманов, Каныш Сатпаев, Мухтар Ауэзов, я могу перечислять бесконечно. Кто-то был ученым, кто-то литератором, геологом, но все эти люди были высокой культуры. Вот об этом нельзя забывать. В первую очередь надо быть интеллигентным, культурным человеком. Уж тем более, если находишься во власти.
- А встречается обратное?
- Да, у них местечковое мышление. Мышление лавочника. Вот его нужно менять. Если человек будет высококультурным, то он не будет так мелко рассуждать и тратить свою жизнь на ерунду.
Я пожил 13 лет в разных странах. Я посмотрел, как живет мир. Я могу сравнивать. Где бы я ни находился, особенно в высокоразвитых странах, вопросы культуры всегда стоят во главе, и они не рассматриваются так, что в начале политика, потом экономика, потом культура. Неправильно. Культура – прежде всего. И образование.
Между прочим, образование когда-то называлось просвещением. Было Министерство просвещения. Так вот, просветительство и культурное образование – вот чего нам не хватает. И тогда люди с таким мышлением не будут думать только за «бабло». Они будут думать намного шире. Просто тупо «рубить бабло» станет скучно.
Есть на свете вещи намного важнее, чем просто «бабло». А сейчас время состоятельных плебеев. Но оно неминуемо проходит.
Это люди, которые просто помешаны на деньгах и карьере. Неправильно. Есть вещи важнее.
Ромина МАКАРИМОВА