В МОН рассказали, как защищают учителей

Автор: Сейтказин Ардак

Вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова уверена, что за условия функционирования школ должны нести ответственность чиновники, а не директора учебных заведений

Фото: alau.kz, today.kz

В интервью Azattyq Rýhy вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова рассказала о том, почему за переполненность школ должны отвечать акиматы и как восприняли закон «О статусе педагога» рядовые учителя, а также подвела итоги деятельности МОН в уходящем году.

- Почему именно сейчас вы заговорили о неправомерности наказания директоров школ за переполненность в классах, если проблема тянется много лет? 

- Действительно, проблема системная. На протяжении нескольких лет мы говорим об этом, но, к сожалению, этот вопрос не решался. И вот в ходе обсуждения законопроекта в Мажилисе депутаты очень часто задавали эти вопросы, то есть, максимально хотели предусмотреть те или иные нормы, которые предотвратили бы такие факты (наказания директоров за переполненность школ - Azattyq Rýhy). Уже в ходе обсуждения этого законопроекта и консультации с соответствующими структурами, в том числе с Министерством юстиции, Верховным судом и т.д., они сказали, что такую отдельную норму нужно предусматривать.

Потому что есть четкий функционал и четкие обязательства соответствующих государственных органов, в частности, если школа относится к тому или иному по территории акимату, то, соответственно, нести ответственность должны те лица, которые отвечают за создание условий для функционирования таких организаций – это акиматы.

- Вы приводили недавно пример с тем, как вам удалось, скажем так, отстоять директора одной из школ в ВКО…

- Там несколько директоров, имеется решение суда. К нам с запросом обратилось Управление образования Восточно-Казахстанской области. Мы ответили им, что директора школ не несут ответственности за допущение такой ситуации.

В целом, Министерство ведет ежедневный мониторинг всех источников - социальные сети, информационные порталы, чаты и т.д., и при выявлении каких-либо случаев Министерство в обязательном порядке реагирует. И, конечно, по каждому подобному случаю, когда к нам обращаются школы или Управления образования, мы стараемся применять меры реагирования.

- А насколько до сих пор была распространена эта практика – наказывать директоров школ за переполненность?

- Для начала необходимо отметить, что наказания директоров за переполненность нет на законодательном уровне. Сейчас ответить в цифрах я не могу, потому что в компетенцию Министерства вопрос прослеживания случаев привлечения к наказанию не входит.

Переполненность школ, к сожалению, это бич нынешнего времени. Мест в государственных школах катастрофически не хватает. И ответственность за инфраструктурное развитие, в первую очередь, несет местный исполнительный орган.

Учителей планируют освободить от непрофессиональной деятельности

- Это отстаивание интересов директоров школ, на мой взгляд, дополняет законопроект «О статусе педагога», который в начале декабря одобрили мажилисмены. Скажите, какую обратную связь от простых учителей вы получили на сегодняшний день касательно этого закона?

- Большая работа с педагогической общественностью была проведена при разработке законопроекта. Хочу поблагодарить каждого педагога, который принял участие, выразил свое мнение, внес определенные предложения. Всего было получено более 18 тысяч предложений от педагогической общественности.

Проведенный «Nur Otan» большой круглый стол в рамках рассмотрения законопроекта «О статусе педагога» в Парламенте стал хорошей площадкой для разъяснения норм законопроекта. После того, как мы примем этот закон, намечается большая разъяснительная работа в каждом регионе. Наша задача и задача местных исполнительных органов, в частности, Управления образования, наших территориальных органов по обеспечению качества образования, донести до каждого учителя, до каждой организации образования все вопросы, которые решает этот закон.

- Низкий уровень информированности – это беда местных исполнительных органов, или же сами учителя проявляют некоторую инертность?

- Я думаю, что здесь должна вертикаль работать. Об этом отдельно было сказано в ходе Послания Главы государства Касым-Жомарт Кемелевича. Для этого мы внесли ряд поправок в действующие законы о передаче отделов образования, действующих на районном уровне, и функций по администрированию бюджетных средств акиматам областей.

Идут хорошие реформы, идут огромные вложения бюджетных денег. Но вот как они реализуются на местах – большой вопрос. Поэтому наша задача – выстроить эту вертикаль между областью и районом.

Для этого мы и вносим данные поправки, часть из которых уже прошла – с нового года у нас уже изменится процедура назначения руководителей районных отделов и областных управлений. Кроме того, мы меняем вертикаль финансирования. Начиная с 2021 года бюджеты всех школ, мы поднимаем до областного уровня. То есть, через изменение вертикали, как на административном уровне, так и с точки зрения финансов, ожидаем изменения отношения к сфере образования и ее участникам. Мы считаем, что это позволит нам точечно доводить все новшества, реформы до каждой организации образования. Также, это позволит выровнять расходы на образование, исключить неравномерное обеспечение потребностей организаций образования и обеспечить единообразный подход к проведению политики в области образования.

- Мы с вами говорим в середине декабря, а это время подведения итогов. Бибигуль Амангельдиновна, можете ли поделиться пусть даже промежуточными итогами деятельности Министерства образования в уходящем году?

- Для Министерства год был насыщенным. Сфера образования чувствительная, она всегда на слуху, много и тех, кто считает, что наверху не понимают ее. По крайней мере, могу заявить ответственно, что коллектив Министерства, каждый сотрудник старался работать с полной отдачей, чтобы каждому учителю и ученику в стране было лучше и комфортнее.

Казахстанским студентам повысят стипендию на 25%

В целом, в уходящем году мы достигли огромных успехов. Мы внесли в Мажилис один из судьбоносных, наиболее обсуждаемых законов – «О статусе педагога». Сейчас он прошел все этапы в Мажилисе, дальше – Сенат. Этот закон призван подчеркнуть особое отношение, особый статус педагогических работников. Такого отношения и внимания больше никто не удостаивался, такое происходит впервые за все годы независимости. Наряду с этим законом идет соответствующее финансирование. Мы стимулируем учителей. Все эти нюансы, которые будут закреплены в этом законе и сопутствующем, мы считаем, что это выведет на новый этап основной костяк педагогических работников. Во-вторых, в этом году мы разработали проект новой программы образования. По общенациональному плану работы Правительства, его должны принять до конца года. Тоже огромные задачи прописаны в нем, и также с дополнительным финансированием.

Уже есть решение бюджетной комиссии, это программа получила одобрение всех государственных органов. Там также прописано очень много системных проблем, которые не решались годами.

Например, вопрос дошкольного воспитания. Многие частные организации в последние годы поднимали вопрос недофинансирования, низкого норматива. Мы решаем этот вопрос. По стоимости грантов в вузах – тоже решаем. Спортзалы, материально-техническое обеспечение и многое другое – все это вошло в основу новой госпрограммы. После ее окончательного принятия до конца года наш министр (Асхат Аймагамбетов - Azattyq Rýhy) еще расскажет о ней более подробно. Вот такие глобальные, стратегические вопросы в этом году решались.

На 60% увеличилось количество частных школ – это 20 тыс. новых ученических мест. Еще 10 тыс. мест в новых общежитиях открылось. У нас активно сейчас развивается ГЧП – такого не было вообще никогда. Сейчас бизнес уже ориентируется на эти проекты, открываются новые частные, профильные учреждения образования.

Нашими проектами начали интересоваться инвесторы. Представители Турции, Великобритании, Арабских Эмиратов уже побывали у нас. Они говорят, что те условия, которые на сегодняшний день созданы для инвестирования в сферу образования в Казахстане намного лучше, чем в их родных странах.

Все эти достижения закладывают еще больше задач на последующие годы. 

Матвей ЗУЕВ      

Зачем нам неконкурентоспособные вузы? - Бердибек Сапарбаев