Представители НПО считают, что акиматы подменили лидеров авторитетных общественных организаций на удобных «псевдообщественников»
Снижение эффективности работы гражданского сектора в регионах многие общественные деятели связывают с непродуманной процедурой формирования состава членов общественных советов разного уровня. Превалирование госслужащих и сотрудников государственных учреждений в изначально общественном органе на корню лишает гражданский сектор инициативности и выработки эффективных решений социальных проблем. Член городского общественного совета Семея Николай Исаев рассказал корреспонденту Azattyq Rýhy о тех проблемах, что возникли в работе совещательного органа.
- Николай Николаевич, недавно в ходе встречи с членами общественного совета Восточно-Казахстанской области был поднят вопрос эффективности формирования состава общественных советов. В чем вы видите проблему?
- Именно в процедуре формирования состава общественного совета как раз и состоит серьезная недоработка. Рабочая группа по отбору кандидатов в общественный совет формируется при маслихате.
Мы все понимаем, что общественный совет, по идее, должен быть независимым от местной исполнительной власти. Однако это в принципе невозможно при существующей сейчас системе отбора кандидатов в члены общественного совета.
- Весной 2019 года в Семее был определен новый состав городского общественного совета. И его председателем был избран секретарь городского маслихата Бейсенбек Акжалов. Но он неожиданно снял с себя полномочия. С чем это было вызвано?
- Я был единственным членом общественного совета, кто проголосовал против его кандидатуры в качестве председателя. Я руководствовался тем, что, во-первых, по моему мнению, совмещение этих обязанностей просто алогично, во-вторых, опыт прошлого состава общественного совета ВКО, совместившего эти посты, стал предметом обсуждения на различных форумах общественных структур.
В последствие Акжалов добровольно отказался от этого почетного поста, пояснив членам общественного совета, что «ему будет проблематично» совмещать работу на двух ответственных участках. При этом он предложил избрать на пост председателя депутата городского маслихата Зульфию Жамалтдинову. За данного кандидата члены общественного совета проголосовали единогласно.
В этом случае я был согласен с этим выбором. Согласен, поскольку знаю ее богатый опыт общественной работы в городе. При всем моем уважении, тот состав общественного совета города, который был сформирован в апреле 2019 года, мне по большей части был неизвестен.
- То есть? Вы хотите сказать, что со многими своими коллегами не знакомы?
- Конечно, знаком. Я вам скажу, что это все весьма уважаемые люди, но я не знаком с их опытом общественной деятельности, работы в инициативных группах, общественных организациях и других добровольных объединениях.
По большому счету, именно лидеры общественных организаций, инициативных групп, просто видные общественники и должны составлять основной костяк этого органа, призванного помогать народу и местной исполнительной власти решать точки соприкосновения для решения актуальных проблем.
С другой стороны, многие общественники Семея сетуют на то, что их не пригласили в общественный совет. В прошлые выборы претензии дошли до разбора в прокуратуре. Перед нынешними выборами обсуждение этого вопроса активно велось в соцсетях. Особенно остро этот вопрос поднимали представители оппозиции. Хотя я считаю, что таковой, а вернее, конструктивной оппозиции, у нас нет.
Но ведь их никто и не должен приглашать. Они должны были сами подать соответствующее заявление с просьбой рассмотреть их кандидатуру в качестве членов общественного совета. Однако никто из них этого не сделал вовремя. Получается, если ты вовремя не подал заявления, значит, ты не знаешь законодательства, регулирующего работу общественных советов. Так каким ты тогда будешь советником в вопросах соблюдения законности по самым разным направлениям?
- То, что в составе общественного совета в большинстве своем государственные служащие или руководители государственных учреждений, сказывается на результатах его работы?
- Нарушен сам принцип формирования состава общественного совета. На недавней встрече с директором Института анализа и прогнозирования ВКО Олегом Чернышевым он заявил, что пропорция должна составлять 1/10. То есть на каждые десять членов общественного совета 1 государственный служащий или сотрудник госучреждения.
Я с этим мнением согласен полностью, более того, эту квоту, думаю, можно исключить полностью.
Потому что государственный служащий может всегда обратиться в общественный совет, участвовать в его работе. И если он отстоит свое мнение или даст дельное предложение, честь ему и хвала. Но вот совмещать функции общественника и государственного служащего не стоит.
Ведь все мы прекрасно знаем, что госслужащие и работники государственных учреждений, так или иначе, подконтрольны хотя бы заработной платой, которую они получают из бюджета.
Не называя фамилий, давайте просто пройдемся по составу Общественного совета. Из 13 членов общественного совета шестеро государственных служащих и руководителей государственных учреждений. Я привел этот статусный перечень всех членов Общественного совета, что бы вы сами могли рассудить, насколько совет получился общественным.
Что касается участия в общественном совете депутатов, то их в составе общественного совета, я думаю, достаточно одного-двух человек. Для эффективной работы депутатскому корпусу просто нужно более тесно сотрудничать с общественным советом, я думаю, это будет более эффективно, чем совмещать в себе обе функции.
Нет пока эффективной работы между общественным советом и депутатами. Я не припомню ни одного совместного заседания с депутатами городского маслихата.
Вообще, я считаю, что 13 человек для такого города как Семей недостаточно. Уверен, что для эффективной работы совещательного органа необходимо привлечь не менее 21 человека.
- Как же должен работать общественный совет?
- Опыт прошлого созыва общественного совета говорит о том, что в ходе его работы в течение трех лет на каждом заседании поднимались достаточно серьезные и актуальные темы. И они всегда обсуждались публично, с приглашением представителей средств массовой информации, экспертов и участников событий.
Была налажена тесная связь со специальной мониторинговой группой по противодействию коррупции в Семее. Больше того, некоторые члены общественного совета вошли в состав этой группы, и вели активную работу в этом направлении.
- Какова эффективность работы сегодняшнего общественного совета в Семее?
- Пока об активности нынешнего совета говорить еще рано, есть свои плюсы и свои минусы. К примеру, в Facebook появилась страничка общественного совета. Но, к сожалению, отсутствует какая-либо система работы на этой страничке.
В новом составе общественный совет пока собирался только несколько раз. Провели рейд по работе общественного транспорта, реконструкции центрального парка и рассмотрели вопрос о работе отдела здравоохранения. Но я не считаю рейды эффективной формой общественного совета. Наша задача - дать конструктивный совет, а не только зафиксировать ситуацию на месте.
Впрочем, даже в ходе рейда можно работать более эффективно. За примером идти далеко не приходится. В ходе нашего посещения центрального парка мы заслушали информацию руководителя отдела ЖКХ и жилищной инспекции Амантая Утельбаева. Но при этом так и не нашли ответственное лицо, по вине которого, собственно, семейчане лишились возможности посещать парк в течение всего лета. И парк будет закрыт еще неопределенное время.
Кто виноват, что центральную аллею разобрали так рано, еще задолго до прохождения экспертизы проекта? Мы не нашли ответы на эти вопросы и не приняли принципиального решения, вплоть до рекомендаций руководству города. При повторном посещении парка у нас появились претензии к качеству выполняемых работ по облицовке основания ограды. Фактически качество этих работ соответствовало крылатой фразе «деньги на ветер». И, на мой взгляд, это следствие отсутствия спроса по результатам первого посещения.
При этом хотелось бы отметить, что всю ответственность возложили на плечи руководителя ЖКХ, а собственник, отдел культуры и развития языков, остался в стороне от всех работ. В отделе культуры, похоже, думают, что ремонт центрального парка – забота их коллег из ЖКХ. И это отсутствие хозяйского подхода со стороны чиновников от культуры не может не настораживать, и нам бы стоило обратить на это внимание руководства города.
- По всей видимости, не лучше обстоят дела и с сотрудничеством общественного совета с государственными структурами?
- Задача сотрудников акимата и самостоятельных отделов – научиться работать в тесном контакте с общественными советами и в целом неправительственным сектором. Я не помню, чтобы госслужащие обращались к нам за помощью в решении каких-то насущных проблем. При этом были обращения от частной клиники по вопросу увеличения госзаказа по реабилитации детей с ДЦП. И мы подробно рассмотрели эту проблему, выработали целый ряд рекомендаций, которые хотя бы частично применили на практике.
А вот структурные подразделения акимата просто не умеют работать в тандеме с общественным советом. Проблем-то немало. Почему бы отделам культуры и архитектуры, например, не поднять на уровне общественности один из самых обсуждаемых в Семее вопросов о проблеме исчезновения исторических зданий в Семее? Мы бы могли в тандеме с государственными органами и бизнесом разработать региональную программу сохранения этих уникальных зданий и сооружений.
К нам уже неоднократно обращались семейчане, обеспокоенные судьбой почти разрушенного памятника истории и архитектуры - первого телеграфа в Казахстане.
Почему-то наши слова об улучшении городской жизни воспринимаются зачастую только как критика местной власти. А это обычное человеческое желание сделать нашу жизнь лучше, комфортнее, правильнее. Мы никогда не идем на конфликт, готовы выслушать любое мнение и предложение. И если оно разумно и эффективно, готовы с ним согласиться, и помочь в реализации любого проекта.
Четкий алгоритм совместной деятельности с общественностью, безусловно, только повысит эффективность работы исполнительной власти.
Екатерина ГУЛЯЕВА