Про «откаты» и «тендеры с агашкой» рассказал эксперт
Госзакупки – это махинации невиданных масштабов
Миллиарды денег казахстанцев, примерных налогоплательщиков, каждый год чиновники тратят на закупки товаров и услуг. Систему госзакупок не ругает, пожалуй, лишь тот, кто уводит оттуда миллионы бюджетных средств. Экономист Арман Бейсембаев в интервью Azattyq Rýhy рассказал о «дежурных» коррупционных махинациях при проведении тендеров.
- Как чиновники проворачивают откаты в тендерах?
- Так называемые откаты делают для того, чтобы, собственно получить этот самый тендер.
То есть компания вынуждена заплатить чиновнику, который к этому имеет отношение, для того, чтобы этот тендер выиграть.
Здесь вариантов много. Первый – когда в лоб действуем, когда несмотря на наличие других компаний, выигрывает именно эта компания, несмотря на то, что у нее ценники завышены.
- То есть можно назвать это «тендером с агашкой»? Как принято шутить у нас в обществе.
- Да, конечно. Это прямой откат, прямая взятка. Второй вариант – опять же практически такая договоренность. К примеру, есть компания, которая предлагает невероятно выгодные условия исполнения этого тендера. Условно есть тендер на поставку компьютеров в акимат. Условия тендера таковы, что выигрывает тот, кто предложит наименьшую сумму. Одна компания, к примеру, готова поставить компьютеры за 100 тысяч тенге, когда акимат предлагает на это миллион тенге. Естественно, эта компания выигрывает этот тендер. Потом начинаются интересные вещи.
После того, как подписывается договор на исполнение этого тендера, компания заключает дополнительное соглашение с акиматом, где уже значится другая сумма.
Основная сумма тендера 100 тысяч тенге, а по допсоглашению 20 миллионов тенге. Дополнительное соглашение всегда на вторых ролях, никто не обращает на него внимания, хотя оно важнее основного договора. И акимат по этому соглашению должен этот тендер оплатить. Хотя фактически компания на этот тендер потратит 5 миллионов. А какую-то часть оставшейся суммы она отдает чиновникам.
Скандал в сфере госзакупок: аким района не явился в суд
- Какие махинации чиновники придумали, чтобы не оплачивать выполненную работу?
- Предположим, у чиновника нет никакой возможности повлиять на этот тендер. Выигрывает честно компания, которая этого заслуживает. Допустим, акимат решил заказать трансформаторы. Компания начинает делать эти трансформаторы и по итогу поставляет их. Но чиновники не принимают товар и начинают придираться, говорят: «У вас в этом уголочке 2 миллиметра, не подходит». Хорошо, компания это переделала, снова проверка. Теперь им говорят: «У вас толщина кабеля не та». В следующий раз якобы рубильник не на том месте стоит. И вот так повторяется каждый раз, а любые переделки стоят денег.
Компания понимает, что надо отстегнуть чиновникам, чтобы товар приняли. Бизнесмены приходят к чиновникам и говорят: «Вы нам вот такую сумму хотя бы оплатите, а с остальными деньгами делайте что хотите».
По итогу оплата компании проходит в полной сумме, но часть этих денег они должны будут вернуть чиновникам.
- Часто тендеры достаются «своим» компаниям?
- Естественно, у госструктур есть свои, аффилированные с ними компании, которые при розыгрыше тендера имеют приоритетное значение, преимущество. Здесь как раз часто используют допсоглашение.
С виду тендер очень дешевенький, а по соглашению сумма контракта вырастает в десятки раз. Часто техническая спецификация составляется под какой-то определенный продукт, хотя это не положено по закону.
- Исходя из чего составляется сумма лота? Почему цены зачастую завышены?
- В госорганах специалисты высчитывают. В первую очередь они как раз ориентируются на ценники компаний, которые имеют преимущество. А у этих компаний цены, как мы знаем, в 2-3 раза завышены. И по этим ценам составляется спецификация.
Часто бывает такое, что компании с преимуществом принадлежат самим чиновникам. Она может не быть зарегистрирована на нем, есть много юридических нюансов, но можно владеть компанией, чтобы при этом там не было твоего паспорта.
Так можно сделать. И он, понятное дело, продвигает свою компанию. Естественно, ему выгодно завышать цены.
- Как прекратить эти махинации? Кажется, что сфера госзакупок превратилась в фарс.
- Да, это действительно фарс. Это вопрос политической воли. Должна быть воля все это прекратить. Во-вторых, у чиновников надо отобрать функцию принятия решения. Никто не должен заходить к этому чиновнику за подписью и тем более что-то заносить, чтобы он свою закорючку на бумаге поставил. Для этого надо как минимум расширять частный сектор и государство должно постепенно отходить на второй план как субъект экономики.
А эти тендеры сейчас делают государство субъектом экономики. А в развитых странах государство не является субъектом экономики, а является арбитром. У нас же все по-другому.
И именно поэтому на местах сидят чиновники, которые вытворяют все эти дела. Отдайте большую часть экономики частному сектору и все это разом прекратится. Понятно, что тендеры будут, но у чиновника должна быть исключительно техническая роль.
- Каким образом это можно сделать? Внедрить блокчейн?
- Как вариант – это можно сделать через программное обеспечение, то есть автоматизировать большую часть этих вещей.
Сейчас же большая часть функций завязана на чиновнике, который распоряжается деньгами. Большую часть функций можно запрограммировать. И не только посредством блокчейна.
У нас же в банках решение о выдаче кредита принимает не человек, а программное обеспечение. Чиновник, таким образом, не будет иметь прямого участия в тендерах.
Пока же воля заказчиков, то есть госорганов, определяет исход большинства конкурсов и тендеров. Оно и понятно, ведь кто заказывает ужин, тот и танцует.
Ромина МАКАРИМОВА