$ 523.17  550.06  4.93
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
11.11.2019, 15:47
Интервью

Торговый дом вместо памятника: город, теряющий историческое лицо

Камень с могил далеких предков берется современниками… для нужд строительства  

Торговый дом вместо памятника: город, теряющий историческое лицо
Фото автора и Павла Жукова

Город, который в прошлом году так и не отметил 300-летие, с каждым днем теряет свое историческое наследие. Купеческие дома и гостиные дворы перестраивают, разбирают по кирпичикам. В лучшем случае – облицовывают стеклом и сайдингом. Однако семейчане не хотят обезличить современными стеклянными коробками родной город. И краеведы Семея стоят в этом вопросе на переднем плане, призывая местные власти подключиться к сохранению исторического наследия. Один из создателей и первый председатель краеведческого общества «Прииртышье» Павел Жуков рассказал корреспонденту Azattyq Rýhy, насколько «успешно» поставлена эта работа в Семее.

- Павел Николаевич, у вас не создается впечатления, что историческая часть Семея через несколько лет просто исчезнет с карты города. И местная власть вообще не ведет никакой работы, чтобы сохранить хотя бы то, что еще осталось со времен второй половины XIX века?

- Сказать, что в городе вообще не ведется работа по сохранению старинных зданий и сооружений, я не могу. Ведется. Но она какая-то односторонняя. То есть жители города вообще не задействованы в сохранении зданий. Надо, чтобы каждый человек или большая часть горожан была заинтересована, чтобы здания, представляющие исторический или архитектурный интерес, были сохранены для потомков.

Для этого семейчанам достаточно просто посмотреть вокруг себя. И отправить фотографии и информацию об интересных домах и зданиях в комиссию, которая бы занималась этими проблемами.

- Разве в Семее появилась городская комиссия по сохранению исторических памятников?

- Нет такой комиссии, в том-то и дело. Городу необходим единый координационный центр, который бы собирал информацию обо всех исторических сооружениях города и региона в целом.

Я считаю, что в этот координационный центр или комиссию, название не играет особой роли, должны входить не только краеведы, но и профессиональные историки. У нас есть университеты, музеи, один из лучших в стране архивов, где работают отличные специалисты. В городе работают хорошие строители, архитекторы. Если бы все эти люди были объединены единой целью, то дело сохранения архитектурного наследия предков не только сдвинулось с мертвой точки, но и пошло вперед семимильными шагами. В этом я абсолютно уверен.

- Насколько мне известно, в Семее была попытка создания некоей рабочей группы, которая бы составила список зданий, представляющих исторический и туристический интерес. Вы были в составе этой рабочей группы. Каковы результаты обследования?

- Вы правы. В начале лета была создана рабочая группа по выявлению исторических зданий, которые можно и нужно сохранить для будущих поколений. Честно говоря, я обрадовался, потому что много лет наше краеведческое общество «Прииртышье» борется за сохранность старинных зданий и домов Семея.

Мы собрались. Мы – это представители отделов архитектуры и культуры, а также управления по охране памятников области. Я подготовил целый список объектов, которые стоило осмотреть и внести в реестр. Однако за день работы мы успели осмотреть всего пять объектов. Это всего лишь 10-я часть того, что стоит сохранить и за что стоит бороться. Но я был уверен, что наши поездки по историческим местам будут постоянными. Но не тут-то было. Члены комиссии решили, что одной поездки по центру города вполне достаточно. Потому что больше выездов за все лето так и не случилось.

Недавно мне сообщили, что комиссия решила внести в реестр исторических памятников только один из пяти осмотренных объектов – это водонапорную башню старой железной дороги. И уже это я считаю большой победой.

Но комиссия или координационный центр не может быть одноразовой акцией. Он должен стать постоянно действующим органом, который бы собирал и накапливал материалы о каждом историческом объекте и памятнике города. И тогда архитекторы и строители бы вовремя выдавали предписание об их реставрации в полном соответствии с технологиями того времени, а экскурсоводам не нужно было бегать в поисках сведений о том или ином доме. Новые туристические маршруты можно было бы разрабатывать на основе собранных в координационном центре материалах.

- Как сами семейчане считают: нужны ли им исторические кварталы, купеческие дома и гостиные дворы конца XIX века?

- Когда в социальных сетях был поднят разговор о том, что необходимо сохранять конкретные здания, люди стали писать, выставлять фотографии старого города, свои воспоминания, связанные с ними. Вот она история, а история – это люди. Люди же должны быть к чему-то привязаны. И именно старинные здания играют роль неких «якорей истории», которые нам помогают помнить важные события.

- А если посмотреть на проблему со стороны развития внутреннего туризма? Эта тема сейчас как никогда актуальна для Казахстана.

- Мы все говорим о необходимости развития туризма. И тут возникает вопрос: а что, собственно, мы туристам покажем? Никому не интересно смотреть на новостройки, которые похожи в любой стране друг на друга, как братья-близнецы.

А вот посмотреть на купеческие дома, которые сохранились с конца XIX-начала ХХ веков, будет весьма интересно гостям Семея. Возникает проблема сохранности домов. Потому что лишь несколько сооружений принадлежат государству, львиная доля находится в частных руках. И, как правило, хозяин такого дома не заинтересован в сохранении исторического наследия. Ему нужно жить, утеплять дом, потому что, по большому счету, это обычные жилые дома, которые требуют постоянного ухода и ремонта.

- И как же их заинтересовать в том, чтобы они не перестраивали свои дома, не обшивали их фасады сайдингом или стеклом, а сохраняли в первозданном виде?

- Для этого владельцам старых домов и объектов нужна поддержка государства. Внутреннее расположение комнат можно менять без оглядки на историю, а вот внешний вид здесь играет решающую роль.

Да, есть программа сохранения культурного наследия. И в ее рамках какие-то здания были взяты под защиту государства. На них даже установили таблички. Но давайте говорить честно: на этом забота государства о них заканчивается.

В Семее есть несколько памятников, которые официально находятся под охраной государства, но их физическое состояние ужасающее. Одно из них – здание первого в Казахстане телеграфа 1915 года постройки. Это памятник, возле которого просто опасно ходить. Потому что на голову может упасть кирпич.

Сейчас это здание выводят из реестра памятников истории. Я этого долго ждал. Ответ прост. Нужна земля, на которой стоит это старое, и теперь уже никому не нужное здание. Это лучшее место в городе: самая активная деловая часть в самом центре Семея. И здесь выгодно открыть очередной торговый дом, ресторан или кафе.

Поэтому я считаю, что в данном вопросе Закон «Об охране исторических памятников» в Семее просто не работает.

- Но ведь должны же быть какие-то меры воздействия за безответственное отношение к историческим объектам, тем более памятникам архитектуры?

- Если владелец здания, являющегося историческим памятником, изменяет его внешний облик, а это считается нарушением закона, то… ему ничего за это не будет! Потому что нет административной ответственности за эти нарушения. Вот над чем стоит поразмыслить депутатскому корпусу Мажилиса Парламента РК.

Мы же понимаем, что у нас общество так построено, что если нет наказания за проступок, то никто соблюдать правило или закон просто не будет.

Недавно я побывал в Германии. Конечно, в первую очередь меня интересовала история и архитектура старинных городков. Мне пояснили, что любое историческое здание, а в Германии таковым автоматически является любой дом, которому насчитывается более 80 лет, хозяин обязан реставрировать материалами, выполненными по той самой технологии, которую использовали во времена строительства этого объекта. И далеко не каждый мастер имеет право заниматься изготовлением подобных строительных и отделочных материалов. Государство компенсируют все затраты хозяина на этот ремонт.

Результат налицо: большой поток туристов в этих городках, которые приносят хорошие доходы казне и самим жителям.

Я понимаю, что в современных условиях в наших городах вряд ли возможно сохранить все в первозданном виде. Но в Семее еще есть возможность воссоздать целые кварталы и улицы времен второй половины XIX-начала ХХ веков.

- Семейское Прииртышье славится множеством археологических памятников, начиная с эпохи палеолита. В каком состоянии они находятся? Существует ли программа по их сохранности и изучению?

- Вы правы. Нужно сохранять не только старинные здания на территории города, но и уникальные археологические памятники, которыми так богат наш край. Во время своих многочисленных поездок и экспедиций по Семейскому Прииртышью мы не раз встречали раскопанные курганы.

Их каменную кладку разобрали не потому что хотели добыть уникальные находки или украшения из драгоценных металлов. Все гораздо страшнее и прозаичнее. Камень с могил далеких предков берется современниками… для нужд строительства.

И когда им начинаешь говорить, что они ограбили своих же предков, потому как любой курган – это культурное наследие казахстанского народа, они совершенно серьезно говорят, что люди, здесь похороненные, никакого к ним отношения не имеют.

Это результат безграмотности людей, бескультурья. Незнание людьми своей истории приводит к тому, что они просто не в силах оценить тот масштаб исторического наследия, которое им досталось от предков. А если нет понятия ценности, то и нет понятий необходимости сохранности этого для будущих поколений.

Буквально на днях я прочитал материал фотографа и краеведа Светланы Артюшиной об ее поездке в пещеру, где прятались Енлик и Кебек. Этот памятник расположен в Абайском районе. Она пишет, что все стены этого грота исписаны. И если первые надписи закрасили серой краской, то сверху появились новые. Вот это наше отношение к истории?! Наше почитание памяти к той трагической истории, которая произошла с влюбленной парой?! Обычное желание увековечить свое имя, написав на стене «Киса и Ося здесь были».

Ведь от таких надписей страдают и уникальные петроглифы – наскальные рисунки, оставленные нам в наследство предками, жившими в Семейском Прииртышье 4-5 тыс. лет назад. Например, недалеко от Семея в горах Кокентау есть уникальный комплекс, где до наших дней сохранились наскальные рисунки, выполненные охрой. Эта техника нечасто встречается в нашем регионе. Но сейчас несколько уникальных рисунков на скалах были окончательно испорчены надписями наших с вами современников.

Я не могу сказать, что это сделали плохие люди. Они просто не знали, что это за рисунки, поверх которых они краской написали свои имена. И в этом состоит наша беда - в массовой безграмотности.

- Вы считаете, что уроков краеведения и истории в школе недостаточно для просвещения молодежи?

- Нам нужна масштабная просветительская работа по всем направлениям. Надо использовать возможности телевидения, газет, интернета, социальных сетей на историческое просвещение.

Я считаю, что нужна огромная работа по сохранению исторического наследия. Принять участие в ней должен каждый житель. По мере своих сил и возможностей. Учить людей надо настоящей истории, а не выдуманной политиками.

Сегодня же создается впечатление, что наших детей, нашу молодежь принимают за людей, потерявших память. Им, забывшим свои корни, рассказывают то, что сегодня выгодно политикам. И не всегда это является исторической правдой. Наша история сама по себе великолепна. Она интересна. И ее следует изучать по историческим документам и источникам, а не придумывать свои версии.

Екатерина ГУЛЯЕВА

Новости партнеров