Bek Air: Отчего так может качать самолет?
В свою очередь в акимате Алматинской области напомнили авиакомпании о том, что до касания жилого дома самолет ударился о бетонный забор и о дренажный канал
В акимате Алматинской области прокомментировали заявление представителей авиакомпании «Bek Air», передает корреспондент Azattyq Rýhy.
«Если люди погибли, никто от ответственности не уйдет. В виду комментариев авиакомпании Bek Air о том, что причиной человеческих жертв стал дом, мы хотели напомнить хронологию последних секунд полета воздушного судна. Во время разбега на (взлетно-посадочной - Azattyq Rýhy) полосе хвостовая часть борта два раза касалась земли. До касания дома он (самолет - Azattyq Rýhy) ударился о бетонный забор, ударился о дренажный канал, вследствие чего развернулся и только затем уперся в строение. При этом надо учесть, что масса самолета составляет 24 270 килограммов. Строение же было из легких конструкции, и в результате инцидента разрушилось частично», - сказал пресс-секретарь акима Алматинской области Галымурат Жукел.
«Не надо делать преждевременных выводов, а надо определить истинную причину и сделать все, чтобы подобные трагедии не повторялись», - добавил он.
Ранее представители авиакомпании «Bek Air» провели пресс-конференцию в Алматы, на которой озвучили свою предварительную причину авиакатастрофы, унесшей жизни 12 человек. В первую очередь представители Bek Air объяснили журналистам свое трехдневное молчание. Первые заявления, а также соболезнования семьям погибших в авиакатастрофе прозвучали из их уст только сегодня.
«Хочу объяснить, почему нас два дня не было в эфире. Во-первых, мы были в шоке не менее, чем вы и другие. Первые дни и первые часы мы были на месте катастрофы. Наши люди помогали в эвакуации, помогали следствию. Были заняты похоронами, по крупицам собирали информацию», - сказал глава авиакомпании Нурлан Жумасултанов.
По утверждению представителей авиакомпании, причиной катастрофы могла стать так называемая «спутная струя». Спутная струя - воздушное течение в виде вихрей, сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата.
«На пятой секунде самолет выравнивается, а на шестой снова начинается крен. Каждую секунду идет изменение крена влево и вправо. Как только самолет у земли - крен уменьшается, как только отрывается - крен увеличивается. К 34 секунде крен вырос до 9,5 градуса влево. Метеоусловия: штиль, видимость - 1000 метров. Возникает вопрос: отчего так может качать самолет? Все летчики склоняются к тому, что это был спутный след», - сказал директор летной службы авиакомпании Ерик Сапаров.
По его словам, спутный след не представляет опасности, если интервал между взлетами самолетов составляет около двух минут. Тогда спутный след просто рассеивается потоками ветра. По словам представителей Bek Air, разбившийся Fokker-100 вылетел через одну минуту после самолета «Air Astana», следовавшего в Москву.
«Он (самолет Bek Air - Azattyq Rýhy) до последнего пытался взлететь и преодолеть неожиданное препятствие, в данном случае - внешнее воздействие. Самолет кружился на земле. Снежный покров, самолет без шасси, как на санках – неуправляемый, небольшое отклонение от курса и привело к столкновению», - добавил Ерик Сапаров.
«Когда проводится расследование авиационных происшествий, не стоит задача определить виновного, перед нами стоит задача - определить причину. Мы вам говорим о том, что послужило причиной. А кто виновен - у нас для этого есть правоохранительные органы, которые определят. А мы вам говорим причины. Причина - это попадание в спутный след после взлета более тяжелого самолета буквально за одну минуту перед ним. Когда погода полный штиль, что и было на аэродроме, эти вихри держатся до 2-3 минут. Видимо после этой катастрофы надо будет увеличить интервал до 3-5 минут хотя бы, когда штиль», - отметил Нурлан Жумасултанов.
Представители авиакомпании отметили, что вес лайнера, который взлетел перед самолетом Bek Air, составляет 89 тонн. К тому же оснащен тот самолет двигателем большого объема и новой модификации. Используют этот вид двигателя в Казахстане с 2017 года.
«Мы вчера беседовали с голландцами, они подтвердили, что в Европе рассматривался вопрос, что после самолетов с такими двигателями надо увеличивать интервал», - сказал пилот-инструктор Александр Колесников.
В «Казаэронавигации» опровергли заявление руководства Bek Air
Представители Bek Air также обратили внимание и на жилую застройку. Дома расположены практически вплотную к взлетно-посадочной полосе аэропорта Алматы.
«Президент уже дал указания определить законность построек. Раньше были жесткие ограничения. Возможно, мы все склоняется к тому, что, если бы не было этих препятствий, жертв можно было избежать. Также видно, что самолет надежный. Не было разлива топлива», - сказал Ерик Сапаров.
Компенсацию владелец разрушенного дома получит в том случае, если постройка была узаконена, подчеркнули в Bek Air. Компенсации же семьям пострадавших будут выплачены страховой компанией «Amanat». При этом на вопрос, будет ли самой компанией выплачена компенсация, в Bek Air не ответили.
Страховая компания произведет выплаты потерпевшим в авиакатастрофе
В авиакомпании назвали трагический случай с самолетом роковым и отметили, что намерены бороться, чтобы доказать свою эффективность.
«Я встретился со всем коллективом и прямо сказал, что у нас два пути - опустить руки и прекратить свое существование или бороться и доказать свою эффективность, что мы можем летать на этих самолетах. И мы выбрали бороться», - подчеркнул Нурлан Жумасултанов.
Как было отмечено представителями авиакомпании, массовых увольнений, несмотря на приостановление лицензии, в Bek Air не последовало.
27 декабря 2019 года в 07:21 утра самолет Fokker-100 авиакомпании «Бэк Эйр», выполнявший рейс № Z2100 по маршруту Алматы-Нур-Султан, при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. В 07:22, по докладу Казаэронавигации Алматы, при взлете диспетчеры наблюдали вспышку. Метка с экрана радара пропала, была объявлена тревога.
На момент взлета самолета в Алматы на борту судна находилось 98 человек, в том числе 9 детей и 5 членов экипажа. Всего в происшествии пострадали 68 человек, из них 51 - были госпитализированы, в том числе 9 детей. В авиакатастрофе погибли 12 человек, из них 8 - на месте происшествия, 2 - при транспортировке и 2 - скончались в больнице от травм, несовместимых с жизнью.
Глава МВД о крушении Fokker-100: рассматривается три версии
Алтыншаш СМАГУЛОВА