Казахстан ожидает сокращение добычи на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке?
Мнение высказал глава Минэнерго Болат Акчулаков
Министр энергетики РК Болат Акчулаков рассказал о нынешней ситуации на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), где ранее произошла авария, передает Azattyq Rýhy.
«Действительно, были в последние дни информация и заявления о том, что в связи с авариями на выносных причальных устройствах (ВПУ) наблюдались аварийные ситуации. Их всего три ВПУ. По третьему (ВПУ – AR) была авария, которая привела к полной остановке работы. Соответственно, на втором (ВПУ – AR) тоже наблюдались перебои и аварийная ситуация, его тоже выключили. И первый (ВПУ – AR) в целях безопасности, дообследования также был отключен. Это означает, что наши месторождения какие-то несколько дней могут работать на резервуарный парк, после чего, если затянется ситуация с ремонтом ВПУ на порту Новороссийска, это может привести к сокращениям добычи на всех трех крупных месторождениях (на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке – AR)», – заявил Болат Акчулаков на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.
Министр прокомментировал журналистам появившуюся в Сети информацию о якобы приостановке работ на Кашагане:
«Да, вчера в интернете была такая ссылка, не помню автора. Кашаган ни на какие на два месяца в ремонт сегодня вставать не будет. У него плановый ремонт летом. Он работает сейчас пока еще в штатном режиме. Если ВПУ-1 заработает, это небольшая угроза, не такие большие потери, не нужно месторождение останавливать. Поэтому ведутся обычные штатные работы. Ясно, что проблему надо решать, поэтому оперативно мы консультируемся со всеми, прорабатываем различные альтернативные маршруты, но это рабочие моменты. Здесь сказать, что Кашаган на два месяца встал, такого нет на самом деле, это не подтверждается».
По его словам, вчера Министерство энергетики РК провело технические консультации с коллегами из КТК.
«И на сегодняшнее утро есть информация, что ВПУ-1 все-таки заработает сегодня, подадут танкер. И это, в принципе, нас спасает в значительных потерях добычи. Поэтому будем надеяться, что погода уляжется, шторм уляжется, ВПУ-1 сегодня включится в работу, танкеры встанут на погрузку. И по ВПУ-2 и ВПУ-3 в течение трех недель надеемся, что наши коллеги завершат ремонт и все нормализуется», – добавил Болат Акчулаков.
КТК при своей нынешней мощности работал двумя ВПУ из трех, отметил он.
«Один всегда в резерве находился, на случай аварийных вещей, которые сейчас происходят. Поэтому, если в течение трех недель один из ВПУ – второй или третий – удастся ввести в строй, это означает, что КТК будет работать в штатном режиме. С ВПУ-1, с одним ВПУ, мы можем работать, с учетом того, что часть нефти мы временно направим на альтернативные маршруты. Потерь пока на данный момент я не вижу. Мы пока считаем еще, но с одним ВПУ практически потерь не будет, мы эту добычу сможем догнать, нагнать и выполнить тот план, который на этот год мы утвердили для себя», – подчеркнул министр.
Болат Акчулаков сообщил, что на вчерашний вечер ограничений по добыче нефти не было:
«Есть возможность добывать на резервуары. Это не месяц можно делать, буквально считанные дни можно делать, но тем не менее. Плюс, если ВПУ-1 заработал, это дает нам возможность не допускать значительного сокращения добычи, выполнить наши планы по добыче нефти на этот год. Потому что один причал даст возможность перекачки определенного объема через Новороссийск, а вот альтернативные маршруты, которые, к сожалению, сегодня не могут перекрыть весь объем – это 53-54 млн тонн в год по КТК прокачивается, это основной наш экспортный маршрут. Из 68 млн тонн экспорта 53-54 (млн тонн – AR) – это очень значительная часть. Развитие остальных маршрутов, альтернативных, возможно в полном объеме, но это потребует очень большого времени и связано с тем, что нужно технические решения принимать, в том числе даже может быть и придется строить новые трубы. Поэтому из оперативного, из запасного режима мы можем чуть больше 16 млн тонн в годовом исчислении перенаправить по альтернативным маршрутам».
Глава Минэнерго также рассказал, в чем состоит проблема транспортировки казахстанской нефти в Европу по железной дороге.
«Самая большая проблема на сегодняшний день – это отсутствие достаточного количества железнодорожных цистерн. Те цистерны, которые есть в наличии, большая часть их задействована для снабжения и циркуляции внутри рынка Казахстана, в основном это нефтепродукты. Тип вагонов для нефти и нефтепродуктов одинаковый. В основном тот парк, который у нас имеется, ограничен порядка 1 500 – 2 000 вагонами. Этого недостаточно, чтобы вывозить такой объем (на экспорт за рубеж – AR), но этого достаточно для того, чтобы использовать альтернативные маршруты, к примеру порт Актау. Можно загружать его за счет железной дороги и этих вагонов хватит. Но для экспорта, чтобы отвозить в порта Черного моря и Балтики, этих вагонов не хватит», – сказал Болат Акчулаков.
Напомним, повреждение оборудования было обнаружено на КТК после прошедшего в Новороссийске сильного шторма, при котором скорость ветра достигала до 35 метров в секунду.
Министр энергетики РК Болат Акчулаков не видит никаких рисков для экспорта казахстанской нефти в связи с аварией на морском терминале КТК. При этом он сообщил о том, имеются ли у Казахстана альтернативные маршруты экспорта нефти за рубеж.