От халявы к ответственности? Почему Казахстан ужесточает правила соцпомощи
В социальной политике Казахстана произошёл заметный сдвиг: от патерналистской модели к призывам личной ответственности

Казахстан стоит на пороге масштабной перезагрузки социальной политики. Принимаемые поправки, направленные на усиление контроля при получение адресной социальной помощи (АСП) и декретных выплат, не просто точечные корректировки. Это сигнал обществу: эпоха, когда можно было бесконечно полагаться на государство, заканчивается. Власти напрямую заявляют, что пора переходить от социального иждивенчества к ответственности перед самим собой. Более подробно в материале Azattyq Rýhy.
Наследие СССР: психология ожидания решения всех проблем
Корни проблемы уходят глубоко в советское прошлое. Тогда государство было единственным источником благ. Эта патерналистская модель воспитала в нескольких поколениях психологию иждивенчества, привычку пассивно ждать, что все даст власть. Независимый Казахстан унаследовал эту модель мышления вместе с самой системой соцобеспечения.
Три десятилетия страна шла по пути создания рыночной экономики, пытаясь совместить ее с социалистической социальной политикой. Результат налицо: миллиарды тенге ежегодно уходят на пособия, но при этом растет число тех, кто рассматривает господдержку не как временную помощь в трудной ситуации, а как постоянный источник дохода, за который не нужно нести ответственность. Более того, люди идут на всякие ухищрения, чтобы оставаться в числе получателей госпомощи. Так называемое «социальное мошенничество».
Курс Токаева на справедливость
Президент Касым-Жомарт Токаев сделал принцип справедливости краеугольным камнем своей социальной политики. Он неоднократно и жестко высказывался против распыления государственных ресурсов.
«Социальной помощью мы породили в обществе психологию иждивенчества, чего нет в развитых странах. Поддержку нужно оказывать действительно нуждающимся людям, а не живущим в своих домах и имеющим дорогие автомобили», - заявил президент на расширенном заседании правительства в феврале 2024 года.
Также он добавил, что около 4,5 млн казахстанцев – почти каждый пятый – получает госпомощь, хотя большинство из них способны работать.
На расширенном правительственном заседании 28 января 2025 года он снова отметил эту проблему.
«Казахстан – действительно социальное государство, но это не значит, что мы должны демотивировать граждан, особенно подрастающее поколение, к труду, поощрять иждивенчество. В поисках работы в Казахстан прибывают сотни тысяч трудовых мигрантов из соседних стран, и они достойны уважения. Правительство проявляет чрезмерную осторожность в этом вопросе, но нужны выверенные предложения и варианты его решения», - подчеркнул глава государства.
Правящая партия «AMANAT» и Мажилис Парламента выступают проводником этого курса. Депутаты открыто говорят, что государство тратит колоссальные средства на поддержку граждан. Но из-за устаревших механизмов они не доходят до реально нуждающихся. Государство должно построить систему, которая будет поощрять труд, а не иждивенчество.
Не просто отказать, а предложить альтернативу
Следует понимать, что власти не просто «отучают» от иждивенчества. Параллельно государство запустило масштабные программы по развитию малого бизнеса и самозанятости: «Дорожная карта занятости – 2025», проекты «Бастық», «Еңбек», «Ауыл – Ел бесігі», а также миллиардные субсидии и безвозмездные гранты через Фонд «Даму» и Qazyna Capital.
Цифровые соцсервисы - Цифровая карта семьи, Социальный кошелёк - делают помощь проактивной и адресной.
Логика проста: государство готово помочь тем, кто готов помочь себе сам. Оно дает стартовый капитал, знания и инструменты. Но оно больше не намерено содержать тех, кто сознательно выбирает пассивность и обман.
«Декрет с миллионами» как точка кипения
Ярчайшим примером того, как иждивенчество и мошенничество подрывают систему, стал скандал с декретными выплатами. Соцсети заполонили курсы, учащие, как уйти «в декрет с миллионами», оформляя фиктивные трудовые договора и указывая зарплаты с 40 рабочих мест одновременно. Это привело к рекордному дефициту Фонда соцстрахования в 320 млрд тенге в 2024 году.
Новые законы – это контрмеры для восстановления справедливости. Цель — вернуть средства тем, кто действительно в отчаянии, и защитить бюджет от тех, кто увидел в социальной помощи не поддержку, а легкую наживу.
Инвестиции в человеческие ресурсы: переход от количества к качеству
Формирование «идеального гражданина» и развитие человеческого капитала становятся ключевыми элементами новой социальной стратегии Казахстана, считает политолог Данияр Ашимбаев.
«Президент ведь говорит об «идеальном человеке», «идеальном гражданине». Этот год объявлен годом рабочей профессии, запущены новые инициативы. Поэтому, скорее всего, речь пойдёт о качестве человеческого капитала - подготовке, переподготовке, повышении конкурентоспособности», - перечислил политолог.
Особое место в этой повестке занимает борьба с социальным иждивенчеством и мошенничеством.
«Недавно президент заговорил о «социальном мошенничестве». Ранее говорил о «социальном иждивенчестве». Думаю, эффективность социальной политики станет одной из ключевых тем, возможно, социальная политика будет пересмотрена: от количественных показателей к качественным. Мы видим расхождения в статистике по созданию рабочих мест: министерство говорит одно, а официальная статистика другое, и разница измеряется сотнями тысяч», - пояснил эксперт.
Таким образом, лейтмотивом новой государственной политики становится чёткий месседж: государство остаётся ключевым инвестором в благополучие граждан, но ожидает ответственной позиции.
Экономические предпосылки борьбы с социальным иждивенчеством
Переход Казахстана к политике усиления адресности социальной помощи и борьбы с иждивенчеством обусловлен не только идеологическими, но и глубокими экономическими причинами. Политолог Газиз Абишев выделяет несколько ключевых факторов, вынуждающих государство менять подходы.
«Относительная цена нефти уже не та, что была раньше. 30 долларов за баррель в 2002 году по значимости намного выше нынешних 68-70 долларов из-за накопившейся инфляции. То есть реальная цена сегодня эквивалентна гораздо более низкой цифре в начале 2000-х», - сказал он в беседе с Azattyq Rýhy.
При этом, по его словам, социальное бремя на бюджет непрерывно росло как в 2000-х, так и последние 5-6 лет:
- выплаты в период пандемии,
- списание кредитов,
- продление декретных выплат с года до полутора лет,
- бесплатное горячее питание.
«Это все важные социальные проекты, но они увеличивают давление на бюджет. Чтобы избежать дестабилизации экономики и сокращения инвестиций, бюджет необходимо разгружать. Для снижения долгосрочного давления на бюджет и вступления в новую эпоху нам необходимо много работать и развивать культ труда. А он, к сожалению, культивируется через необходимость работать больше. Поэтому такие меры сейчас и принимаются», - пояснил эксперт.
Патерналистские настроения в обществе, по оценке Абишева, остаются крайне высокими, несмотря на сильный антисоветский дискурс.
«Многие необеспеченные слои ждут помощи от государства. Их логика понятна, однако же и люди старшего возраста, и многодетные семьи требуют дополнительного социального обеспечения. Часто звучит вопрос: почему бы государству за счет бюджета не сделать то или это? Хотя бюджет — это деньги налогоплательщиков, которые направляются на основные нужды: инфраструктуру, безопасность, образование», - добавил политолог.
Абишев отмечает, что казахстанский патернализм имеет двойную природу. Он питается как национальной культурой (традиция взаимопомощи), так и левыми идеями из Западной Европы.
«Разговоры о том, что нефтяная рента должна содержать нас, как арабов в ОАЭ, подпитывают этот дискурс. Но его нужно менять, чтобы люди работали больше. Когда страна находится в долгосрочном структурном кризисе, а экономика неэффективна, выправлять это можно именно с помощью такой «шоковой терапии». Примером для нас может стать Юго-Восточная Азия с ее «диким капитализмом», где экономики сейчас эффективнее западноевропейских», - привел он пример.
Эксперт ссылается на заявление канцлера Германии Фридриха Мерца о том, что страна больше не может содержать прежнюю модель социального государства.
«Я думаю, страны Западной Европы тоже поменяют дискурс в правую сторону. Принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» уступит место принципу «каждому по труду». И этот принцип, в итоге, должен возобладать и у нас», - отметил он.
Казахстан делает болезненный, но необходимый выбор в пользу общества, основанного на личной ответственности, предприимчивости и честности перед собой и государством. Социальные лифты, образовательные программы и поддержка предпринимательства создаются для тех, кто готов вкладывать силы в собственное развитие, а не паразитировать на системе.