Бьюти-индустрия без фильтров: сколько на самом деле стоит труд казахстанских мастеров красоты
Хэйр-стилист рассказала о буднях мастеров, которые делают других прекрасными
Бьюти-индустрия с годами успешно продает иллюзию: идеальные прически, сияющие клиентки, стильные студии, креативная атмосфера. За кадром остается другая, более суровая, реальность. 12-часовые смены на ногах, пропущенные обеды, сборы на работу в 3 утра, эмоциональная нагрузка и постоянная борьба за место на перенасыщенном рынке. За идеальный образ сами мастера часто платят куда более высокой ценой: здоровьем, временем, эмоциональным выгоранием. В беседе с Azattyq Rýhy хэйр-стилист и визажист Алия Ярулина откровенно рассказала о некрасивой изнанке индустрии красоты. Будучи 12 лет в профессии, она не понаслышке знает, что на самом деле скрывается за витриной гламура, и почему работа мастера красоты – это далеко не только про блестки и лайки в соцсетях.
Фото из личного архива
– Алия, как вы пришли в индустрию красоты? И оправдались ли ваши ожидания?
– В индустрию красоты я пришла 12 лет назад, когда мне было всего 16 лет. Начинала с курсов парикмахера, тогда профессии были не такими узкими, как сейчас. Не существовало отдельных стилистов по прическам, визажистов, бровистов. Парикмахеры делали все: и стригли, и красили, и собирали невест.
Через пару лет начали появляться отдельные направления, и я постепенно ушла в прически. Меня привлекла работа с невестами, праздниками. Сначала работала в паре с визажистом, потом сама стала визажистом.
Когда я пришла в эту сферу, была в «розовых очках». Казалось, что это будет как игра в салон красоты: делаешь прическу, красишь, и получаешь деньги. Но реальность оказалась другой: высокая конкуренция, давление более опытных мастеров, недовольные клиенты на старте, когда опыта мало. Все это приходится принимать и преодолевать.
– Какие мифы об индустрии красоты чаще всего не соответствуют действительности?
– Самый распространенный миф, что это легкая работа. Люди думают, что мастер «помахал кисточкой», поболтал с клиенткой и заработал хорошие деньги.
На самом деле за красивым результатом стоит огромный труд. Мы постоянно работаем бесплатно ради контента, учимся, отрабатываем новые техники, повышаем квалификацию. Даже опытные мастера тратят массу времени на бесплатные съемки, обучение и поддержание портфолио. Это тяжелая, системная работа, а не легкое хобби.
– Как ваша работа влияет на здоровье?
– Сильно. Особенно когда ты молодая, и кажется, что организму все нипочем. В юности я могла стоять на ногах по десять часов без перерыва, часто пропускала обед. График ненормированный. Бывало, что вставала в три утра, чтобы принять невесту в пять. Начинала работать в четыре утра без выходных, без полноценного питания.
С возрастом начинаешь чувствовать последствия. Режим сна сбивается, появляются мигрени, тянущая боль в ногах. Сейчас я обязательно беру выходные, стараюсь планировать график так, чтобы был хотя бы короткий обед. Начала носить защитные маски, так как лаки и укладочные средства дают токсичные испарения.
Вот ноябрь – у нас более тихий месяц. Потом будет декабрь, активный сезон, и даже те мастера, которые со временем научились беречь свое здоровье, даже мы, будем работать в режиме нон-стоп. С раннего утра до позднего вечера можно простоять на ногах, действительно ни разу не присев. Это все влияет на здоровье, и очень серьезно.
Фото из личного архива
– Помимо работы с клиентами вы также ведете соцсети?
– Если работаешь на себя, а не в салоне, то контент – это обязательная часть профессии. Никакого «детокса от соцсетей» мы не можем себе позволить. Мы постоянно следим за трендами, обучаемся, покупаем дорогие курсы, набираем модели для отработок, снимаем видео и фото.
Большая часть работы остается за кадром: бесплатные съемки, репетиции, подбор образов, обработка фото, поддержание страницы. Это все занимает гигантское количество времени.
– За трендами вы следите по зарубежным мастерам или ориентируетесь на Казахстан?
– Я слежу и за зарубежными, и за российскими, и за казахстанскими мастерами. Но не фанатею от кого-то одного. Это вредно, иначе начинаешь сравнивать себя и терять уверенность.
Сейчас казахстанские мастера очень сильные, многие задают тренды. У нас выросло качество работы, и я искренне этим горжусь.
Фото из личного архива
– Насколько казахстанские клиенты требовательны к нормам гигиены?
– Начиная с базового курса нас обучают основам гигиены. Неприемлемо с одного тюбика помады наносить косметику всем клиентам. Действительно можно заразиться, поэтому мы работаем всегда через палитру, то есть сначала наносим продукт на палитру, затем переносим на кожу клиента.
То же самое и с кисточками, каждый визажист должен иметь огромное количество кистей. Их моют с антибактериальным мылом и далее обрабатывают дезинфектором, высушивают, и только потом уже чистые обработанные кисточки снова возвращаются на рабочее место и снова готовы к эксплуатации. Помимо работы, помимо контента, нужно уделять определенное время на гигиену инструментов.
Многие люди думают, вот макияж стоит определенную сумму, значит, она пошла на работу, поработала и заработала хорошую сумму. На самом деле нужно приходить на встречу с клиенткой заранее.
Помимо косметики и приборов, нужно держать в чистоте рабочее место. Когда мы работаем с лаками, лак оседает на всех поверхностях, абсолютно на каждой. Порой кажется, будто толстый слой пыли лежит. Поэтому всегда нужно протирать всю мебель. А пока сделаешь вот уборку кабинета, пройдет минимум час. Все это повторяется каждый день. Это скрытая от глаз работа, которую делает каждый мастер.
– У вас случалось эмоциональное выгорание?
– Да. Я люблю свою работу, в нашей сфере очень много женской энергетики. С клиентками мы разговариваем по душам. Порой это энергозатратно. Одно дело, когда к тебе приходит 1 человек. Но в день бывает по 5-6 клиенток, и каждая рассказывает про себя. И каждую историю пропускаешь через себя, искренне сопереживаешь, искренне радуешься за человека. Если работаешь без выходных, в какой-то определенный момент ресурсы заканчиваются, и действительно чувствуешь выгорание. Потому что силы отнимает не столько физический труд, сколько эмоциональная включенность.
Мы своего рода психологи, поэтому, конечно, бывает эмоциональное выгорание.
– Бывают ли сложные клиенты?
– Я думаю у каждого, абсолютно у каждого мастера встречались такие клиенты. Нужно это воспринимать как есть, просто «не мой клиент». Он пойдет к другому мастеру, и пазлы совпадут. Бывает, люди эмоционально не совпадают, ценности не совпадают. В начале карьеры на это очень остро реагируешь, плачешь, переживаешь. С годами более философски к этому подходишь и понимаешь, что клиент не виноват в том, что ему не понравилось, и мастер не виноват. Мастер всегда старается максимально выполнить пожелание клиента. Просто коннект не случился, и это надо принять.
– Какие финансовые риски есть у мастеров?
– В последние годы очень много новых мастеров. Обучение очень популярно, практически каждый опытный мастер набирает обучение каждую зиму, в не сезон. Соответственно, появляется очень много новых мастеров, появляются разные акции в Instagram, происходит демпинг цен. Новые мастера ставят неадекватно низкие цены. Люди, не разбирающиеся в этом, и идут на эти акции. Я сама своим ученицам всегда советую начинать с какой-нибудь акции, ставить цену чуть ниже рыночной, чтобы привлечь клиентов и набить руку. То есть люди должны понимать, что такие акции проводятся для того, чтобы мастер набил руку, стал опытнее. Вероятность успеха – 50 на 50.
Финансовые риски, конечно же, есть. Обучение для старта в профессии само по себе не дешевое, к тому же в первое время требует вложений в укладочные средства, приборы, расчески, расходные материалы. Для начала нужно будет бесплатно делать контент, искать моделей и другие моменты. И девочки рискуют уже на этом этапе, потому что, если в начале оступиться и повернуть назад, то твои деньги не окупятся. А если продолжить работу в этой сфере, то в дальнейшем нужны еще больше денег. На повышение квалификации, на закуп новых средств, аренда помещения.
Фото из личного архива
– Как удается совмещать работу и семью?
– Если работаешь на себя, вполне возможно. Можно регулировать количество клиентов, брать 1-2 клиента в день и уделять время ребенку. Но здесь есть ловушка: когда работаешь на себя, хочется расти, развиваться, снимать контент – и легко уйти в работу с головой. Нужно искать баланс.
– Как долго формировалась ваша база клиентов?
– Я переехала в Астану шесть лет назад, после декрета вышла на работу, и начинала с нуля. Только через четыре года появился стабильный поток через рекомендации от постоянных клиентов. Это не происходит за месяц или два. Но если мастер свободен, молод, без бытовых обязанностей, этого можно добиться за год.
– Какой честный совет вы бы дали начинающим мастерам?
– Главный секрет – терпение и практика. Нужно много работать бесплатно, набирать моделей, отрабатывать техники. Я сама начинала с моделей после декрета. Есть простой способ: находить моделей через Instagram-магазины женской одежды, где собрана целевая аудитория. Пишешь девушкам, прикладываешь желаемый образ, и, хотя бы одна из десяти придет.
Главное не ставить слишком дешевые цены, чтобы не попасть в ловушку демпинга. Потому что клиенту привыкнут к низким ценам, и просто уйдут, когда мастер захочет поднять ценник. Лучше немного ниже средней, и постепенно расти.
– Тяжело ли поднимать цены на свои услуги?
– Да, тяжело. Тяжело поднимать цены на свои услуги, когда очень много новых мастеров выучились. К тому же они ставят абсурдно низкую цену. Хоть у меня 12 лет опыта, даже мне страшно поднимать стоимость услуг лишний раз. Лично я стараюсь максимально удержать цены.
Я не человек с «богатым» мышлением (смеется). Кажется, что в стране кризис, людям трудно. Несмотря даже на то, что растет аренда, стоимость косметики и обучение. Но стараюсь удерживать баланс и всегда делаю скидки постоянным клиентам в знак благодарности за лояльность.