Не политик, а хозяйственник: сельский аким – велика ли фигура?
Может ли избранный аким быть подотчетным лишь своим избирателям, а не оставаться частью так называемой государственной машины?
Библейская притча «много званых, да мало избранных» хорошо отражает состояние выборной системы постсоветских республик. В Казахстане впервые в истории акимы сельских округов будут избираться прямым голосованием. Но избранные акимы не должны становиться частью госаппарата, поскольку это лишит их реальной независимости и подотчетности исключительно избирателям.
Обозреватель Azattyq Rýhy Марк Северянин проанализировал важность грядущей избирательной кампании.
Пробный камень демократии
Выборы – главная форма участия народа в государственном управлении. В нашей республике, как и во всех постсоветских странах кроме, пожалуй, Балтии, выборные процедуры далеки от мировых стандартов, да и политическая культура населения оставляет желать лучшего. Это и понятно – ни в одной из этих стран нет демократического бэкграунда.
Как показывает опыт ведущих государств мира, при прямых выборах глава местного исполнительного органа (аким) становится зависимым только от воли избирателей, а кто выбирает, тот и «заказывает музыку». В разных странах есть свои особенности, соответствующие уровню развития экономики и ментальности.
При этом, на нижнем уровне – округе – практически везде выбирают не политиков, а «хозяйственников», обладающих навыками управленца и имеющих хорошую репутацию.
Как раз накануне Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в конституционный закон «О выборах в Казахстане», предусматривающие введение выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. Также снижен порог прохождения политических партий при выборах в Мажилис и допускается голосование против всех кандидатов.
Но речь сейчас именно о прямых выборах акимов, которые запланированы на осень этого года. Они коснутся 836 из 2345 сельских акимов РК. Данные выборы, по задумке руководства страны, станут основой для проведения масштабных региональных электоральных кампаний.
Казалось бы, сельский аким – велика ли фигура? В контексте развития демократических процессов – более чем. Ведь именно на основе этого опыта будет строиться дальнейшая госполитика в сфере выборов в РК.
Отсюда вытекают важнейшие вопросы:
- Готово ли население к прямым выборам акимов сельских округов?
- Может ли избранный аким быть подотчетным лишь своим избирателям, а не оставаться частью так называемой государственной машины?
Последний вопрос связан с тем, что по предлагаемой правительством процедуре, после прямых выборов аким становится госслужащим, как и его назначаемые коллеги более высокого уровня.
Также обсуждались требования, предъявляемые к кандидатам – по проекту закона обязательно наличие стажа на госслужбе и высшего образования.
Мэр вашему дому
Наш первый эксперт Виктор Поротиков проработал 31 год (с 1986 по 2017 годы) акимом Караойского сельского округа Илийского района Алматинской области. Так что в этом деле он съел, фигурально выражаясь, стаю собак. Более того, он и сейчас активно участвует в жизни района и своего округа.
Виктор Николаевич вспоминает, как он с тремя коллегами в 1986 году написал письмо самому генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачеву с предложением прямых выборов глав сельских округов с предоставлением всех необходимых полномочий, в том числе собственного бюджета – без денег нет реальной власти. Ответ они получили через газету – в будущем, дескать. И только в 2021 году это предложение начало осуществляться, шутит он.
По его мнению, прямые выборы акимов сельского округа назрели давно и опасаться тут нечего. В селах все знают, кто на что способен, и политическими заявлениями, зачастую граничащими с популизмом, никого не прельстить.
Во-первых, в сельских округах нужен по сути крепкий хозяин, а не политик. При этом человек безусловно эрудированный, однако требование вузовского диплома Виктор Поротиков считает избыточным.
«Я уверен, что требование иметь стаж госслужбы также необходимо убрать. Ведь кого знают хорошо в селах как умелых руководителей? Представителей малого бизнеса, учителей, в основном, и толковых госчиновников. А этот пункт, особенно в малонаселенных сельских округах, приведет к тому, что данному критерию будут соответствовать только чиновники», - считает наш собеседник.
Очень важным является пункт о возможности отзыва избранного акима – предлагается, что его могут отозвать по решению районного маслихата по инициативе жителей округа. Этого категорически допускать нельзя, считает эксперт, потому что в противном случае сельский аким становится опять-таки почти полностью зависимым от чиновников «сверху».
Он считает, что аким округа должен взаимодействовать с вышестоящими органами, но не быть в прямом их подчинении. И отзывать его с должности можно только решением собрания полномочных представителей. Этот институт есть и сейчас, но фактически, увы, не работает.
«Только в этом случае аким будет работать на совесть, старясь быть полезным для избирателей, а не «хорошим» для начальства. Не секрет, что строптивых акимов быстро снимают с должности районные власти», - добавил экс-аким Караойского сельского округа.
И, конечно, аким должен жить в данном округе, знать все его проблемы, а не приезжать на работу из города, как это часто бывает, подчеркнул наш собседеник.
Кстати, после ухода Виктора Николаевича с поста в силу возраста сменилось несколько акимов, которых население даже не успело запомнить по фамилиям. Все они были со стороны, один даже бывший начальник РОВД. Сегодня же там успешно работает новый аким – Айдос Таженов, который является жителем этого округа, имеет большой опыт подобной работы, и его все хорошо знают и обращаются к нему напрямую.
Гмины замедленного действия
Казахстан взял за основу польский опыт местного самоуправления. Гмина – это округ, наименьшая административная единица в Польше. У нас, как видим, реформы идут медленно, поэтому их уместно называть гминами замедленного действия.
Независимый эксперт, юрист Алия Темирова также считает, что первый этап реальной выборности акимов должен быть последовательным.
Тем более, что в 2024 году в РК намерены перейти уже к голосованию за акимов районов. Вот на этом этапе в выборах могут участвовать политические партии, полагает эксперт.
Что касается ранга повыше, а именно выборов областных акимов, то, по ее мнению, главным препятствием являются возможные проявления сепаратизма в некоторых регионах с учетом исторически сложившейся демографической ситуации. Особенно, в условиях активной деятельности деструктивных сил некоторых соседних стран. Об этом говорит печальный опыт Украины.
«Сейчас на уровне областей прямые выборы глав преждевременны. Нельзя допустить, чтобы они проходили в основном по этническому принципу», - убеждена она.
Кроме того, эксперт считает возможным повысить возрастной порог кандидатов – чтобы некоторые пенсионеры могли использовать свой богатый управленческий опыт и дальше. В качестве примера она указывает сенат РК, где депутатами являются, в том числе, люди солидного возраста.
Тут мы снова обращаемся к положительному опыту Польши, потому что именно на него, напомню, была ориентирована Концепция местного самоуправления РК от 2012 года.
Так вот, суть польской реформы состоит в децентрализации власти, финансовых средств и ответственности. Сегодня в Польше основные услуги предоставляются исключительно местным самоуправлением, которому принадлежит большая часть имущества, ранее принадлежавшего государству.
Комментирую эту модель, Алия Темирова считает, что она стала настоящей школой демократии не только для государственных элит, но и для самого польского общества.
«Но важнее всего то, что дает местному населению самоуправление: по официальным данным, в 90-ые годы в Польше было построено в 10 раз больше сетей водопроводов и канализации, чем за предыдущее социалистическое десятилетие», - сообщила она.
Местное самоуправление в этой стране представлено тремя уровнями: основной территориальной единицы – гмина, районный – повят, областной – воеводство. При этом, наибольшее число функций госуправления сосредоточено на низшем уровне – гминах, а у нас это сельский округ.
В результате отсутствие вертикальной иерархии привело к тому, что гмины, повят и воеводства действуют сами по себе, их полномочия лишь разграничены в рамках, установленных законом.
«Прямые местные выборы выгодны и государству, потому что они освобождают ее от критики за проблемы в сфере благоустройства и ЖКХ. Это всегда самая большая проблема. Теперь все это будет в компетенции избранных населением акимов», - продолжает Темирова.
Таким образом, наши эксперты считают, что в Казахстане пришло время целенаправленно отходить от избыточной централизации власти. При этом, прямые выборы сельских акимов станут важным шагом на этом пути лишь при условии их реальной независимости от госаппарата и подотчетности только избирателям.
Ранее политолог Дос Кошим в интервью AR отметил, что прямые выборы – это, конечно, шаг вперед. Он убежден, что этот процесс можно расценивать как школу демократии.
Марк СЕВЕРЯНИН