Срочная новость«Куат сломает»: казахстанцы заступились за «Наймана» после дерзкого выпада бойца MMA

Дос Кошим: Прямые выборы акимов – не панацея

Azattyq Rýhy

Результаты народного волеизъявления будут зависеть от пресловутого хайпа, считает политолог. Он уверен, что прямые выборы акимов, к сожалению, не смогут помочь в вопросе организации системы местного самоуправления.

Фотоколлаж AR; фото: vlast.kz; tengrinews.kz

Впервые в истории страны именно рядовые граждане будут выбирать человека, которому доверят управление селом, поселком, сельским округом и городом районного значения. До сих пор это была привилегия маслихатов, не всегда независимых, надо сказать.

Сломают ли прямые выборы политическую систему, где кресла сельских акимов зачастую превращаются в разменную монету? Дождутся ли перемен сами аулчане? На вопросы Azattyq Rýhy отвечает политолог Дос Кошим.

Небольшая ремарка перед интервью. Пока мажилисмены обсуждают процедуру выборов и изучают законопроект, Министерство национальной экономики подсчитало траты на грядущее историческое событие, которое влетит нам в копеечку. На выборы только одного поселкового акима уйдет 5 миллионов тенге, а акима города районного значения – 12.9 миллиона. Всего же в этом году выберут 836 сельских акимов, на которых потратят 4.8 миллиарда тенге.

– Дос Калмаханулы, что изменят прямые выборы сельских акимов?

– Прямые выборы – это, конечно, шаг вперед. Можно расценивать этот процесс как школу демократии. Местное сообщество начинает понимать, что такое местные народные решения, что такое прямые выборы. Это, конечно, плюс, но это ничего не решает в общем смысле.

Я считаю, что нам не нужны выборы акимов, нам нужна система местного самоуправления. Прямые выборы акимов, к сожалению, не смогут помочь в вопросе организации этой системы. Это разные вещи. Тем не менее, это шаг вперед – нужно использовать малейшую возможность. Но нельзя считать прямые выборы панацеей или выходом из ситуации.

Закон о выборах только готовится, поэтому непонятно, будет ли избранный аким подчиняться вышестоящему акиму, как это происходит сейчас? Сельский аким, например, подчиняется районному, а районный – областному. Когда в стране действует такая вертикаль власти, местные самоуправления не играют никакой роли, они не уживаются в одной системе, потому что при самоуправлении вертикаль власти падает как карточный домик.

Сейчас люди не понимают, что такое местное самоуправление, думают, что это маслихаты. И просят меня объяснить одним словом, что это такое. Ну вот пример: аким района не будет здороваться с акимом области, а аким аула может плечом отодвинуть акима области.

– Начиная от прямых выборов сельских акимов, дорастем ли мы до выборов
акимов городов и регионов?

– Дорастем, но это не даст ничего, потому что вертикаль власти останется. В Кыргызстане, я помню, были прямые выборы акима Бишкека. Но это не решило их проблем. Например, возьмем село, где живут 5 тысяч человек. Они выбирают 10-12 человек в муниципалитет. Эта избранная группа отвечает за все. А если выбирать одного человека, то его можно «ломать», пугать. Один человек – просто чиновник. А если выбирать не одного, а целую группу – это уже народ.

У нас сейчас районный аким выбирает поселкового акима, но он же его может убрать с места. Это детская игра, это обман. Я еще не видел законопроекта по прямым выборам сельских акимов. Но на этот момент нужно обратить серьезное внимание и менять его.

– Как вы думаете, много ли будет самовыдвиженцев?

– Мне кажется, что будет две группы самовыдвиженцев. Первая – это люди, которые реально захотели участвовать и приняли это решение сами. И вторая – это искусственная группа, чтобы показать, что есть самовыдвиженцы. Местные чиновники могут подготовить несколько человек, скажут им: «Ты будешь самовыдвигаться». Это делается специально, чтобы показать, что у людей есть выбор, что есть люди, выдвигающие свои кандидатуры. Но я уверен, что тех, кто реально захотел участвовать в выборах, будет больше. Это, может быть, будет местный бизнесмен, который имеет вес в этом поселке или просто уважаемый человек.

– Принято считать, что в поселках, аулах, сельских округах население политически неактивное. Что вы думаете на этот счет? Какой примерно будет явка на выборы акимов, можете предположить?

– Это зависит от того, как подадут выборы. Если их хорошо подать, тогда, конечно, у людей возникнет интерес. Но и от кандидатов многое зависит. Если люди будут видеть, что там есть конкретное соперничество, или есть, допустим, конкретные люди, которые хотели бы поддержать местное сообщество, но их не любят местная власть, тогда это будет интересно людям. А если будут выдвигаться те же самые люди – действующие акимы, которые проворовались, депутаты местного маслихата и прочие, люди уже будут понимать всю ситуацию.

– Выборы одного акима обойдутся в 5.7 миллионов тенге. Всего в этом году выберут 836 акимов и потратят из бюджета на это 4.8 миллиарда тенге. Не расточительно ли это в период пандемии и кризиса? Может, надо было подсократить расходы?

– Я не понимаю, зачем тратить столько денег. Выборы можно провести даже не потратив копейки. Онлайн можно провести. Можно просто построить из фанеры пять кабин тайного голосования – это ничего не стоит. Любой местный бизнесмен мог бы потратить на это немного денег. Я не сталкивался с материальной стороной выборного процесса, но думаю, что можно было бы сэкономить.

– Всегда ли народ выбирает правильно? Или народ делает меньше ошибок, чем отдельно взятый человек, например?

– Это зависит от уровня понимания политической ситуации этих людей. Но мне кажется, он достаточно высок. Сейчас телефон стал главным во всех сферах – это тебе и газета, и бюро, и телевидение и так далее. Кто, как говорится, сможет хайпануть, сделать интересный пиар-ход, я, кстати, считаю, что у наших политиков всегда грязные пиар-ходы, тот и сможет дать направление населению. Социальные сети и Интернет сейчас многое решают. Но еще раз повторюсь – только если людям это будет интересно. Люди как барометры видят, какой на самом деле кандидат, что он из себя представляет, куда идет и откуда дует ветер.

– Благодарю Вас за беседу, Дос Калмаханулы.

Амир СМАГУЛОВ

Вам будет интересно
Реабилитация репрессированных – это возрождение самосознания нации
По сей день мы не избавились от влияния колониальной идеологии – историк Борис Джапаров
Указ Президента открыл максимальный доступ к секретным документам – историк