Агентство по борьбе с разводами и Минмаркетинг: история самых оригинальных предложений

Автор: Сейтказин Ардак

Казахстанские чиновники с завидным рвением создают все новые ведомства и учреждения

Фото: nashgorod.ru; top.st; ru.delfi.lt

Главные проблемы в разных сферах решаются по-своему: священник отпускает грехи, хирург – вырезает воспаленный аппендикс, а чиновник – непременно создает новые бюрократические структуры, как пчела соты. Желательно, министерства. Потому что давно известно: есть структура – нет проблем, передает Аzattyq Rýhy.

23 сентября депутат Мажилиса РК Загипа Балиева патетически заявила: «Настало время, когда в стране должно появиться министерство по делам семьи, детей и молодежи, задачей которого на каждодневном уровне будет благополучие семьи, благополучие детей и благополучие молодежи».

Эти слова прозвучали на заседании Мажилиса в ходе обсуждения проекта Закона «О противодействии семейно-бытовому насилию».

АБРИКОС

Аргументы мажилисвумен были неотразимы. Так, она с нескрываемой тревогой отметила, что количество разводов в стране увеличилось на 22%. Про создание министерства по счастливым делам семьи, детей и молодежи (МДСДМ) даже спорить не буду – надо. Но круг функций будущего Минсемьи чрезмерно широк. Я бы посоветовал параллельно создать отдельное Агентство по борьбе с разводами и контролю особенных семей (АБРИКОС). Эвфемизмом «особенные» сегодня принято называть что-нибудь сильно проблемное.

Давайте обратимся к фактам: по статистике ООН, в 2017-2018 годах Казахстан вошел в первую десятку стран мира по количеству разводов на душу населения, а коэффициент соотношения числа браков к числу разводов равен 3. Первой причиной разводов оказалось «вмешательство родственников» – 61%. «Серебро» у «вседозволенности» – 41%, «бронза» – у «кризиса семейных ценностей» с 36%.  

Также Загипа Яхяновна с гордостью сообщила, что уже кипит работа по созданию семейных судов. Причем, «в системе правоохранительных органов должно появиться подразделение, которое будет заниматься именно семьей, детьми и молодежью». Словом, все актуальные проблемы семьи (например, неподобающее появление, пардон, в семейных трусах) будут решаться с помощью детских полицейских, семейных судов и молодежных судоисполнителей, а не по старинке пристрастным верховным судом – судом тещи. 

 

И вот тут-то создание антиразводного агентства должно дать быстрый положительный эффект. Судите сами: в РК создали Агентство по противодействию коррупции, и сразу же этот порок от страха съежился до размеров минимальной зарплаты в РК.

По-видимому, в структуру АБРИКОСа будут входить: департамент надзора за молодоженами, управление мониторинга доженихов, и непременно отдел по противодействию матерям невесток (вмешательство родных, напомню, является причиной 61% разводов).  Кстати, специальное управление АБРИКОСа могло бы бороться и с «разводами» населения мошенниками. Скажем, из букмекерских контор – этой новой напасти Казахстана. Доказано опытом западных стран: чем меньше финансовых «разводок» – тем меньше семейных разводов.

Но от правды не убежишь, даже если ты Болт: самый низкий процент распада семей в странах, где женщины, по сути, бесправны. Например, в Саудовской Аравии, Афганистане, Пакистане и т.д. И это при том, что там законных жен может быть и не по одной! Но это абсолютно не наш путь.

Конечно, у АБРИКОСа должны быть территориальные департаменты. Вдумайтесь, как поэтично звучит: ДАБРИКОС по г. Алматы. Кстати, именно в этом городе больше всего распадающихся семейных пар. 

Или другой положительный пример административных реформ – создали специальное Агентство РК по делам государственной службы и очень скоро в Казахстане госслужащие стали ходить на службу не только в до блеска начищенных ботинках, но и с такой же сияющей репутацией.

К слову, почему у нас борьба с наркобизнесом не совсем в порядке? Потому что в Казахстане действует всего лишь Департамент по противодействию наркопреступности МВД РК. Вот если бы Агентство, никто бы точно не посмел «косячить».

Не жди, пока наступит счастье, наступи в него сам

В марте этого года сенатор Едиль Мамытбеков предложил разделить МОН на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. Обоснование такое: «система среднего образования должна давать знания, а высшее образование – предоставлять услуги и готовить кадры для экономики страны… Великобритания полностью перешла на советскую систему образования и подготовку кадров. Аналогичные процессы идут в других развитых странах ЕС».

Позволим себе не согласиться насчет советского пути европейского высшего образования: почему же в таком случае в Кембридже и Оксфорде до сих нет парткомов Тори и Виги, в Сорбонне не изучают историю КПСС, а в Венском университете не сдают госэкзамены по научному коммунизму? Наконец, почему европейские студенты не ездят, как мы в прошлом, собирать, например, картошку в Уэльсе, или в форме стройотрядов возводить кошары в Австралии?

В 2019 году на церемонии открытия Года молодежи участник вайн-проекта Yuframe, успешный молодой предприниматель Расул Абдуллаев предложил создать министерство маркетинга в Казахстане. По его замыслу, оно должно заняться ребрендингом Казахстана в мире, стать платформой для развития и поддержки пиар-служб во всех ведомствах РК.

В целом же за последнее 15 лет министерства в Казахстане то сливались в одно целое как счастливые молодожены, или наоборот распадались на составные части, подобно несчастливым по-своему семьям. Названия многих из них не припомнит даже бывалый GOOGLE. Бывали случаи, когда госчиновник обычным, а не сверхзвуковым самолетом вылетал из Актау в столицу – в Минсельхоз, а прилетал уже в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Помнится, предлагали также создать отдельное агентство по защите прав потребителей, министерство лесного хозяйства, министерство ЖКХ и др. И резон всегда был един как основная тема в симфонии – «именно такая единая структура будет вплотную заниматься всеми проблемами отрасли…». Если бы все (а часть их реализована) благие пожелания были бы реализованы, то у нас было бы два-три «дома министерств» в столице.

Кстати, в прошлом году все та же неутомимая реформаторша Загипа Балиева предложила воссоздать министерство регионального развития (МРР). Мотивировка следующая: Казахстан – унитарное государство, и его граждане должны получать равные услуги и права вне зависимости от региона проживания.  

К сожалению, среди ведущих стран мира подобных министерств мне обнаружить не удалось. И совершенно напрасно: так, в США целых 50 штатов, и развиты они крайне неравномерно. Потому что там нет МРР, к тому же – федералы.

Надо признаться, не всегда количество чиновничьего аппарата на душу населения прямо пропорционально успехам. К примеру, в тех же США президент и вице-президент неплохо управляют правительством страны с населением около 328 млн человек, и с ВВП за 2019 год в $21482 млрд (данные МВФ).  У России и население поменьше – 146,8 млн, и ВВП пожиже – $1645 млрд (в 13 раз). Зато у премьер-министра РФ Михаила Мишустина 9 заместителей, плюс 21 федеральный министр. Раньше у премьера России (Путина) было даже 10 замов.

Но вне конкуренции на планете наш национальный авиаперевозчик «Эйр Астана» – в 2017 году там работали 22 вице-президента, из них шесть старших. Плюс 12 директоров. Но все это не напрасно – в 2018 году «Эйр Астана» обеспечила аж 34% всех международных перевозок в РК, а хваленная Lufthansa – всего 3%. И это история не о справедливой конкуренции или эффективности аппарата, а потому, что вице-президентов у немцев – раз, два, три и обчелся.

Марк СЕВЕРЯНИН

Теги: