Доводы министра в пользу дорогого топлива неубедительные. И вот почему
Как известно, в Казахстане предложили увеличить акциз на бензин. Увеличение произойдет на 10 тенге с 8 до 18 тенге за литр. Примечателен комментарий министра экономики, которым он сопровождал предлагаемое увеличение акциза:
«Как вы знаете, бюджетные расходы выросли солидно, в том числе социальные обязательства. В республиканском бюджете расходы на социальную сферу уже превышают 45%. Естественно, нужна бюджетная консолидация, в том числе путем фискальной функции акциза», - считает Руслан Даленов.
Чего здесь больше - дежурной отговорки или реальной обеспокоенности состоянием бюджета, мы не знаем, но такое резкое увеличение акциза на бензин вызывает по меньшей мере недоумение.
Алихан Смаилов рассказал о причинах роста цен на бензин
Если сегодня ставка акциза равна 10500 тенге с тонны бензина, то вырастет она до 24435 тенге за тонну, или сразу в 2,33 раза! Чем вызвано именно такое повышение и как рассчитывалась величина повышения министр объяснить не смог. А объяснить не помешало бы.
Мало того, что это повышение происходит в главной отрасли страны, которая вносит наибольший вклад и в Национальный фонд, и в бюджет Казахстана, оно касается буквально всех граждан без исключения и дополнительным бременем ляжет на их кошельки, а также на цены всех продовольственных и непродовольственных товаров, имеющих хождение в стране.
Цены на бензин диктует рынок - Минэнерго
В дополнение к сказанному министром, в прессе позже были озвучены и другие причины повышения акциза, а именно нехватка денег в бюджете и активное потребление нашего бензина российскими гражданами в приграничных регионах. Из последнего утверждения вытекало, что в силу того, что бензин в России существенно дороже, то надо ожидать, что наши власти постепенно будут подтягивать стоимость бензина к российской. И в качестве некоего успокоительного аргумента приводился довод, что в Казахстане один из самых дешевых бензинов. Из этого довода следовало понимать, что повышение цены на бензин вполне нормальное и давно ожидаемое явление.
Министр национальной экономики РК Руслан Даленов
А насколько эти объяснения соответствуют действительности и могут успокоить казахстанцев?
Ведь, например, одно дело просто цена бензина, а другое дело отношение цены к доходам граждан в разных странах. Например, возьмем в долларах США отношение средней заработной платы по данным Международной организации труда (МОТ) к стоимости одного литра бензина и узнаем сколько в какой стране можно купить литров бензина на одну зарплату.
В США 2835/0,7= 4050 литров, в ФРГ 2420/1,42=1705 л., в Беларуси 348/0,82=425л., в России 527/0,65=810л., и в Казахстане 360/0,4=900 литров.
Получается, что самый дешевый бензин в США и он обходится американцу почти в 5 раз дешевле, чем нашему гражданину. Житель Германии несмотря на стоимость литра бензина 550 тенге может купить бензина почти в 2 раза больше нашего. А россиянин даже при том, что бензин у них дороже почти на 100 тенге, за счет большей зарплаты не сильно отстает от казахстанца в количестве литров на одну зарплату, а при повышении цены акциза на бензин на 10 тенге за литр мы сравняемся с жителями России по количеству литров бензина на одну зарплату. Получается, что аргумент о дорогом российском бензине на практике практически не работает. Также как не работает и довод о том, что много бензина на приграничных заправках закупается россиянами, т.к. на самом деле эта величина небольшая и никак не может оказывать серьезного влияния на цены на бензин. Хотя, конечно, россияне будут продолжать с удовольствием закупать наш бензин.
А страшилка про российский закуп создана скорее для обывателя, призванная доказать ему, что цены растут не по прихоти казахстанских компаний, контролирующих бензиновый рынок, а по «объективным, ни от кого не зависящим» причинам.
На самом деле казахстанский нефтяной рынок контролируется всего пятью крупными компаниями, и т.к. наши власти отказались от регулирования этого рынка, я думаю, что этим компаниям несложно диктовать свои условия в стране.
Кроме этого, я хотела бы отметить, что в Казахстане огромное значение на конечную цену бензина оказывают многочисленные посредники, которые находятся на пути следования нефти от добычи до пистолета на автозаправке. При этом эти посредники не имеют никакого отношения ни к добыче нефти, ни к ее переработке, ни к транспортировке, но каждый из них вносит свою лепту в удорожание литра бензина.
За последние пять лет бензин в Казахстане подорожал на 30%
Разговоры об этих посредниках ведутся все годы независимости, но никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Начиная с 1998 года до сегодняшнего дня, т.е. за 20 с небольшим лет, цена бензина марки АИ-92 выросла с 25 до 150 тенге, т.е. в 6 раз и будет подниматься опять. И что бы не говорили наши чиновники, но все понимают, что повышение акциза на бензин окажет самое серьезное влияние на рост цен на все виды продаваемой продукции, а значит ударит и по уровню жизни наших граждан. Здесь уместно напомнить, что во многих странах власти не пускают цены на бензин на самотек и четко следят за ценообразованием. В той же Америке власти штатов не позволяют ценам на бензин бесконтрольно расти, т.к. недовольство населения в автомобильной державе от роста цен на топливо быстро поставит их на место. И даже в России цены тоже регулируются, и власти периодически договариваются с нефтяными компаниями о фиксировании цен на бензин.
И, наконец, последний аргумент министра экономики о росте социальных расходов из госбюджета, и необходимости пополнения бюджета, в данном случае путем повышения акциза на бензин. Это очень спорный аргумент. Складываем все совокупные налоги на землю, движимое и недвижимое имущество с физлиц, штрафы, пени, консульские сборы, лицензирование и иные регистрационные действия, индивидуальный подоходный налог, совокупные платежи с фонда оплаты труда в ГФСС (ставка 3,5 с 2019 г.), ФОМС (ставка 1,5% с 2020 г.), социальный налог на фонд оплаты труда с работодателей. Добавим сюда обязательные пенсионные взносы, потому что именно ими фактически финансируется дефицит республиканского бюджета, и особенно активно за все годы существования ЕНПФ, т.е. с 2013 года и на сегодня достиг почти 16% всей расходной части бюджета. Получается граждане сами содержат себе подобных. Достаточно назвать все своими именами, объявить индивидуальный подоходный налог у источника выплаты платежом по списку ИИН каждого обложенного налогом по факту гражданина и каждый убедится, что заплатил в бюджет на содержание страны намного больше, чем государство потратило на него.
Фактическая нагрузка всех платежей с физлица перевалила за 40% от оборота. Мы превысили советские 40% суммарных налогов. Но в советское время были бесплатными образование и здравоохранение, бесплатное жилье, и размер пенсий и пособий позволял жить, а не выживать. Всего этого сейчас нет.
А это значит, что граждане недополучают базовых социальных услуг на сумму около 600 миллиардов тенге, а значит не надо говорить о том, что социальные расходы государства становятся не подъемными. Получается, что и повышение акциза на бензин не является острой необходимостью и не имеет разумного и логичного объяснения, тем более повышения его в 2,33 раза.
Гульнара АЛИБАЕВА