За последние пять лет бензин в Казахстане подорожал на 30%
При этом на среднюю заработную плату гражданин страны может приобрести 843,5 литра бензина
В 2018 году после завершения модернизации крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов казахстанским производителям впервые за долгое время удалось удовлетворить потребности внутреннего рынка с избытком, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на finreview.info.
По данным АО «Национальная компания «КазМунайГаз», три казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. Производство бензина после модернизации НПЗ выросло на 84%, дизеля - на 36%. Авиатоплива, в свою очередь, производят в три раза больше.
В Казахстане производство бензина, в том числе авиационного ежемесячно увеличивается в среднем на 12%. За январь-октябрь 2019 года произведено 3,6 млн тонн топлива. Прирост по отношению к аналогичному периоду 2018 года составил 12,4%. При этом в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели рекордный объем бензина - 465,6 тыс. тонн. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%, а по итогам трех кварталов - на 14,7%.
Наибольшие объемы выпуска пришлись на город Шымкент - произведено 1,5 млн тонн бензина, или 42,5% от общего объема продукции. В регионе функционирует новейший в республике нефтеперерабатывающий завод. 30% производства бензина обеспечил Павлодарский нефтехимический завод, а 26,7% - Атырауский НПЗ.
Повышенные объемы производства позволили снизить импорт до минимума - если в январе-августе 2018 года объем импорта составлял около 590 тыс. тонн, то за девять месяцев 2019 года он снизился до 18,7 тыс. тонн. Однако и доля экспорта бензина составляет лишь 0,3%.
Кроме того, в стране сократилось потребление бензина: за январь-июль 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 2,33 млн тонн, что на 12,8%, меньше, чем за аналогичный период 2018 года. То есть в стране увеличивается объем нереализованного бензина.
Также известно, что за январь-сентябрь экспортировано 32,6 тыс. тонн бензина, из которых 1827 тонн бензина класса К5 уже отправилось в Европу. В планах Министерства энергетики РК была поставка на европейский рынок еще 35 606 тонн только в ноябре этого года.
При этом для недопущения возникновения дефицита на бензин на внутреннем рынке в августе 2019 года принят приказ «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Согласно документу, введен запрет на вывоз бензинов, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов. Указанная мера сказалась на уровне отгрузки нефтепродуктов. В сентябре отгрузка бензина марки АИ-92 с НПЗ РК в регионы составила 391 тыс. тонн, то в октябре объем отгрузки составил 354,5 тыс. тонн, то есть на 35,5 тыс. тонн меньше.
Например, объем поставок в Алматинскую область снизился на 20,2 тыс. тонн в сравнении с августом месяцем и на 37,8 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Поставки в Восточно-Казахстанскую область снизились на 11 тыс. тонн в сравнении с августом и на 17,7 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Это может говорить о том, что часть бензина вывозилась в пограничные территории, а запрет сработал.
В 2018 году министр энергетики РК Канат Бозумбаев отмечал, что в Западно-Казахстанской и Костанайской областях, где живет порядка 700-800 тысяч людей, расход горюче-смазочных материалов в несколько раз выше, чем на юге страны. При этом в Туркестанской области и городе Шымкенте проживает в общей сложности около трех миллионов человек.
Бензин подорожает в Казахстане
В 2014 году, после глобального падения цен на нефть, стоимость топлива в странах Таможенного союза повысилась со 112 тенге до 115 тенге за литр. В конце августа на рынке образовался дефицит топлива и в целях недопущения роста цен Правительство приняло приказ, согласно которому стоимость бензина АИ-92 составила 115 тенге за литр.
Уже в январе 2015 года цены опустились до 105 тенге за литр. В феврале снижение продолжилось и бензин марки АИ-92 стал торговаться по 99 тенге. Однако в сентябре 2015 года Правительством было решено отменить регулирование цен на бензин из-за неспособности отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом и перехода на плавающий курс тенге. В результате цена за литр бензина выросла со 108 тенге до 129 тенге за литр.
Алихан Смаилов рассказал о причинах роста цен на бензин
В последующем тенденция роста сохранилась: в 2016 году цена увеличилась до 135 тенге, в 2017 году - до 143 тенге.
В результате модернизации НПЗ в стране появился переизбыток собственного топлива, а цены ежемесячно снижались на 0,5%. Если в январе 2018 года стоимость бензина составляла 159,4 тенге за литр, то уже в конце года она снизилась до 154,85 тенге, а в ноябре 2019 года составила 148,49 тенге. После увеличения акциза на 10 тенге с 1 января 2020 года цена снова вырастет.
Акцизы на бензин повысят в Казахстане в 2020 году
По состоянию на начало июля 2019 года в рейтинге стран Европы по доступности топлива для населения Казахстан стал лидером среди 33 стран по стоимости, которая составляла 169,35 тенге за литр АИ-95. После изменения акциза РК по-прежнему останется лидером, так как на втором месте расположилась Россия с ценой в 276,19 тенге, а тройку замкнула Беларусь, где литр топлива стоил около 315,64 тенге.
Однако по доступности бензина для населения Казахстан занимает 18 место. Согласно исследования, на среднюю заработную плату казахстанцев можно приобрести 843,5 литра бензина. По данному показателю в ТОП-3 стран входят Люксембург, Норвегия и Австрия, а самые низкие показатели у Румынии, Болгарии и Украины.