Срочная новостьДва директора школ погибли, еще двое госпитализированы в Актюбинской области

Новый механизм реабилитации: как очистить плохую кредитную историю?

Azattyq Rýhy

В прошлом проблемным заемщикам присуждают статус «реабилитирован»

Закредитованность казахстанцев каждый год растет как на дрожжах. Сейчас люди должны банкам 21.7 трлн тенге – на 6.5% больше, чем годом ранее. Вместе с новыми кредитами, соответственно, становится больше проблемных заемщиков – тех, кто не смог вовремя платить. Но с 9 апреля Агентство по регулированию и развитию финансового рынка ввело новый механизм реабилитации таких заемщиков. Что необходимо сделать, чтобы исправить свою кредитную историю, читайте в материале Azattyq Rýhy.

Больше полутора миллиона казахстанцев просрочили выплаты по кредитам и тем самым подпортили свои кредитные истории. И, как правило, таким заемщикам банки отказываются давать новые кредиты. Чтобы поднять их шансы на получение денег, в Агентстве по развитию финансового рынка ввели механизм, по которому кредит получает статус «реабилитирован».

Для получения статуса не потребуется каких-либо документов, процедуру проводит Первое кредитное бюро. Они автоматически реабилитировали кредиты 1 миллиона 419 тысяч казахстанцев. Важно знать, что реабилитируют не самих заемщиков, а каждый их кредит. В ПКБ объяснили, что для получения статуса каждый заем должен соответствовать трем условиям.

«Первое – кредит обязательно должен быть закрыт и с момента его закрытия должно пройти минимум 12 месяцев. Второе – по ходу погашения кредита должны были допускаться просрочки сроком более 90 дней. Если просрочки были маленькие – 30-40 дней, то такой кредит под реабилитацию не попадает. Третье условие – с момента закрытия кредита берется период для анализа – это последние 12 месяцев с момента закрытия кредита. В этот период у человека не должно быть просрочек по другим кредитам более 30 дней либо вообще не должно быть кредитов. Мы сейчас провели процедуру реабилитации по кредитным историям, которые есть в базе с 2005 года», – рассказала глава блока по работе с пользователями ПКБ Индира Карлыбаева.

Под реабилитацию попадают кредиты, выданные банками и микрофинансовыми организациями. Займы, по которым право требования переуступлено третьим лицам, например, коллекторам, под реабилитацию не попадают. Если у вас как раз такой случай, то надо просить коллектора, чтобы тот отправил информацию в кредитное бюро.

При этом статус «реабилитирован» не дает гарантий, что вам дадут новый кредит.

«Решение всегда в любом случае остается за банком. Банки будут видеть, что кредит реабилитирован и дальше уже сами будут принимать решение о выдаче нового займа. Статус «реабилитирован» не гарантирует получение нового кредита, но в то же время банки могут разработать какую-то программу лояльности по таким кредитам. Просрочки из кредитной истории не удаляются, напомню, просто присваивается статус», – пояснила Индира Карлыбаева.

Те, кто погасил долги частично и до сих пор имеет просрочки, тоже смогут реабилитировать свои кредиты.

Важно помнить, что историю нельзя почистить, подправить или что-то удалить из нее. Все данные сохраняются в ней в течение 10 лет. Это касается и тех кредитов, которые оформляют мошенники.

Балслу Алекенова, например, в прошлом году узнала, что на нее оформили кредит в микрофинансовой организации на 30 тысяч тенге. Вместе с пеней вышло 45 тысяч. Сумма хоть и не крупная, но все равно неприятно. К тому же, кредитная история оказалась испорченной.

«Вся эта история тянулась с июля до октября. Мне, адвокатам люди писали о своих таких же историях. И что самое интересное – писали даже сотрудники полиции, которые тоже стали жертвами таких махинаций. Им было стыдно, потому что они работают в полиции, а доказать, что не брали кредит, не могут. У них у многих были заблокированы карты. И им приходилось платить. Одна участковая заплатила 360 тысяч тенге, дознаватель целый год не могла снять с себя кредит.

Мне также начали писать жители отдаленных поселков, которым не выгодно ехать в столицу, разбираться, нанимать адвокатов, которые стоят 100-120 тысяч тенге, когда у них кредит висит на 90-100 тысяч. Я знаю даже сотрудницу банка, на которую тоже оформили кредит. Это повсеместно. Наши персональные данные вообще не защищены. Надо поднять вопрос о запрете оформления онлайн-кредитов», – рассказала Балслу Алекенова.

У женщины выработался целый алгоритм действий в такой ситуации, по которому она помогла нескольким людям снять с себя кредиты, оформленные мошенниками.

«Я получила исполнительную надпись. Надо тут же писать возражение на эту надпись нотариусу, от которого пришло письмо. Дальше писать заявление в полицию. С МФО я действовала их же методами. С их службы безопасности я просто не слазила. Даже в 6 утра, в 12 ночи писала, говорила: Снимите с меня этот кредит, я не успокоюсь. Как они звонят должникам, я им звонила и мешала работать. Параллельно написала письмо в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. Мой договор в итоге аннулировали, в кредитное бюро направили запрос об удалении информации из моей кредитной истории. В полиции подтвердили факт мошенничества», – сказала она.

После этой истории женщина сменила удостоверение, так как мошенники предприняли еще 5-6 попыток оформить на нее онлайн-кредит. По данным ПКБ, в прошлом году в кредитную систему вошли 420 тысяч новых заемщиков. Они взяли свои первые кредиты на 139 млрд тенге.

Жан МУРЗА

Вам будет интересно
Богатые рвутся к власти: бизнес-империи депутатов шымкентского маслихата
В «Самрук-Казына» новые директора. Мнение экспертов
Сможет ли Казахстан потеснить Россию на нефтяном рынке?