Скинуть балласт: Расул Жумалы и Петр Своик проанализировали сокращение чиновников

Автор: Сейтказин Ардак

Насколько активной будет волна увольнений после поручения Президента, анализируют эксперты  

Уменьшение числа чиновников всех рангов и мастей – обычно власть таким образом ищет пути сокращения расходов. До сей поры так было и у нас. Однако в своем последнем Послании народу Касым-Жомарт Токаев четко обозначил – сокращать госслужащих надо не для экономии, а для оптимизации госаппарата, чтобы высвободившиеся деньги направить на повышение зарплат оставшихся работников. Президент даже озвучил плановые цифры – 10% чиновников должны будут освободить места до конца этого года, еще 15% лишатся своих кресел в следующем году. Причем это касается и квазигосударственного сектора. Известный политолог Расул Жумалы и экономист Петр Своик поделились своими мыслями на этот счет с корреспондентом Azattyq Rýhy.

Согласно данным портала finprom.kz, в первом квартале 2020 года в сфере госуправления, обороны и обязательного соцобеспечения фактически работали 397 тысяч человек.

Пандемия, режим ЧП, карантин вкупе вскрыли все проблемы-нарывы госаппарата, копившиеся годами. С одной стороны, они показали несостоятельность наших чиновников действовать в экстренных ситуациях, и с другой стороны, что госорганы вполне себе могут работать в неполном составе, ведь около половины госслужащих на время карантина отправили по домам. Но это ни в коем случае, разумеется, не умаляет того факта, что они сели в калошу.

Вопросы раздутости штатов госорганов и квазигосхолдингов поднимаются уже давно, что, конечно, не может не радовать. Но на деле они не находят своего исполнения, и эта история тянется примерно с 2000-х годов. Политолог Расул Жумалы говорит, что число чиновников у нас действительно избыточное по сравнению с западными и передовыми азиатскими странами.

«Это обозначает низкий коэффициент полезного действия – вроде большое количество чиновников, но какого-то эффекта от их наличия у нас нет. Их численность не влияет на грамотное планирование и осуществление госполитики. Многие годы говорится о кризисе госуправления. Более того, избыточное количество становится тормозом. Чиновники на местах пытаются доказать свою нужность, придумывая всякие программы, избыточно вмешиваются в дела МСБ, бюджетных организаций – школ и больниц, пытаются все регулировать с сопутствующими элементами коррупции. И таким образом чиновничество, наоборот, становится тормозом развития того же МСБ, нормальной системы образования, здравоохранения и так далее», – утверждает политолог.

В то же время создаются сразу три новых ведомства – Агентство по стратегическому планированию и реформам, Агентство по защите и развитию конкуренции и Министерство по чрезвычайным ситуациям. Сокращенные сотрудники, говорит политолог, возможно, перетекут туда.

«Количество чиновников у нас на самом деле не сокращается, из года в год появляются все новые чиновники. Как правило, сокращение ограничивалось лишь тем, что структуры объединялись-разъединялись, параллельно появлялись новые синекуры – госкомпании, квазигоссектор, новые агентства. Но на количество чиновников это не влияло, и они перетекали всей массой в другие органы. В природе чиновников не становилось меньше. Памятуя о прежнем опыте, говорить о том, что их станет меньше, достаточно сложно. Но тем не менее есть сигналы, хоть и слабые, что сокращения будут происходить», – прогнозирует Расул Жумалы.

В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что глава Агентства по делам государственной службы Анар Жаилганова на встрече членов президентского молодежного кадрового резерва с рядом руководителей ключевых госорганов заявила, что аппарат позаботится о сокращенных чиновниках и не оставит ни одного из них не у дел.

«Мы будем продумывать шаги по сокращению госаппарата и предлагать человеку другую работу. К примеру, акиматы могут предложить работу в подведомственных организациях или в квазигоссекторе и так далее. Мы сейчас просчитываем алгоритм действий, основа которого заключается в том, чтобы уберечь госслужащих. Сокращать мы будем, но в то же время ни один человек не должен остаться без работы», – заявила председатель Агентства РК по делам государственной службы Анар Жаилганова.

Расул Жумалы считает, что лучше бы чиновники так переживали и «берегли» не своих коллег, а обычных жителей страны. 

«Не с той стороны поднимают вопрос о том, что это подстегнет безработицу в стране. Надо бы заняться реальными безработными, которых у нас официально 7%, неофициально – около 20%. Сейчас этот показатель подстегнула пандемия – многие бизнесы закрылись. Плюс еще надо добавить около 3 миллионов так называемых самозанятых. И при этом говорить о 10-20 тысячах госслужащих, которые останутся без работы, мне кажется, это даже в количественном плане не так чувствительно. Это все-таки люди выше среднего достатка обеспеченности. Уж они-то без дела не останутся! Они в особенной материальной поддержке или льготах не нуждаются. По общему ряду пусть идут на биржу труда и устраиваются. Дискриминировать таким образом другие слои населения неправильно. Это заявление неправильно», – считает эксперт.

Оптимизация нужна еще и потому, что за счет населения содержатся убыточные квазигосструктуры.

«БайАгро» или «АгроТерек»: объединенные нацхолдинги продолжат пожирать деньги казахстанцев

Эксперты в один голос твердят, что огромное количество ведомств, в том числе квазигоссектор, дублируют функции друг друга. А платит за их содержание население.

«У нас на самом деле не рыночная экономика, а рыночная периферия. Мы, повторяя рыночные мантры, тем не менее вынуждены содержать квазигоссектор – разные «КазАгро», «Байтереки» и огромную массу чиновничества для внерыночной поддержки.

Госаппарат рос и раньше. По всей видимости, он вырастет и теперь. Я говорю это не из-за зубоскальства, а потому что существует крупный конфликт между представлением и реалиями. Реализация поручений плохая», – отметил экономист Петр Своик.

«По моим прикидкам, семь-восемь госструктур занимаются борьбой с коррупцией. Надо убирать дублирующие функции. Если посмотреть на структуры всех госорганов, можно найти соотношение сотрудников к начальникам – приблизительно 1:3. То есть на одного сотрудника приходится три начальника, которые, как правило, просиживают штаны, не работают. Это никчемная организация работы госорганов. Ненужная волокита, бумаготворчество, одну бумажку надо согласовать с 20 людьми. Я как бывший госслужащий знаю это. Надо убирать огромное количество начальников, советников, начальников управлений, департаментов, их многочисленных заместителей. По моим подсчетам, перечисленный штат работников – это 30% всей системы госорганов», – анализирует Расул Жумалы.

Впрочем, первый шаг к реализации задуманного сделан – по поручению главы государства ликвидируется институт ответственных секретарей.

«Как лишний институт убрали ответственных секретарей. Это правильно, потому что они вместо того чтобы регулировать, выстраивать нормальную систему работу, наоборот, расхолаживали. Вот таких лишних звеньев, которые не работают, много. У некоторых акимов и министров по 10 советников, заместителей. Никакой работы не делают, получают зарплату, премиальные, повышение. Вот этот балласт надо убирать», – заключил политолог.

Вместе с балластом, возможно, уйдет и часть бюрократии. Как сказал Президент, «бумаги должны бегать, а не люди».

Ромина МАКАРИМОВА