$ 511.22  540.05  4.73
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
04.11.2022, 19:03
Общество

Образование будущего: мнение Багдата Мусина

Уже в 2023 году предлагается обеспечить более 400 тыс. первоклассников планшетами через механизм сервисной модели

Образование будущего: мнение Багдата Мусина
Фото: kapital.kz; bezformata.com

Прежде чем предоставить слово Багдату Мусину, предлагаем рассмотреть, что вообще такое цифровизация образования и EdTech.

Оно означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удаленно, так и непосредственно в школе или вузе (например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете в классе).

Именно это направление будет усиливаться в рамках утвержденной в Казахстане Концепции развития образования до 2026 года. Ранее своим мнением на этот счет поделились Асхат Аймагамбетов и Саясат Нурбек, передает Azattyq Rýhy.

Как сообщил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин, на сегодняшний день из более 7 тыс. государственных школ стран к сети Интернет подключены 7078 школ. Из них 5 122 сельских школ и 1 956 городских школ. Не подключено 20 школ, в том числе 15 сельских школ и 5 городских школ.

«Согласно рекомендации Международного союза электросвязи, для школ с количеством учащихся более 400 человек скорость Интернета должна быть минимум 1 Мб/с на 20 учащихся. Наш анализ показывает, что скорость в 6414 школах (90,61% от 7078) не соответствует рекомендациям МСЭ. На данный момент в 664 школах скорость Интернета соответствует указанным рекомендациям», — проинформировал Б. Мусин. 

В 2810 школах не соответствует рекомендациям, однако в данных населенных пунктах волоконно-оптические линии связи существует.

В связи с этим, по словам министра цифрового развития, акиматам необходимо выделить финансирование и провести работу по повышению скоростей интернета в данных школах.

В ряде регионов имеется необходимость прокладки ВОЛС внутри населенных пунктов, таких школ насчитывается 266.

Также, в 2 784 школах отсутствует технические возможности повышение скоростей, так как потребуется строительство сетей волоконно-оптических или же радиорелейных линий связи.

«Для 574 школ, расположенных в отдаленных сельских местностях, планируем организовать каналы связи с применением спутниковых технологий», — отметил Б. Мусин. 

 В целях обеспечения школ качественным интернетом согласно международной практике, Министерством предлагается принять следующие меры:

МИО в срок до августа 2023 года повысить скорости интернета в 2810 школах до уровня, рекомендованного МСЭ, также обеспечить строительство волоконно-оптических линий связи до 266 школ внутри населенных пунктов.

МЦРИАП совместно с операторами в срок до августа 2024 года обеспечить строительство волоконно-оптических или радиорелейных линий связи для 20 школ, не подключенных к сети интернет, также 574 школ в отдаленных сельских населенных пунктах спутниковыми технологиями связи.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Комфортная школа» необходимо обеспечить обязательность наличия волоконно-оптических линий при строительстве новых школ. На сегодняшний день к большинству школ подведен интернет. Но, из-за отсутствия локальной или сети Wi-Fi, ученики не могут подключиться к сети Интернет.

В этой связи Министерством предлагается реализовать комплексный подход к решению данного вопроса путем организации локальной сети и точек Wi-Fi в школах.

«Беспроводная точка доступа должна обеспечить одновременную работу 200 устройств и покрытие Wi-Fi всех классов, лабораторий, административного блока и школьного двора. С учетом изложенного, предлагается совместно с Минпросвещения в срок до конца 2023 года утвердить типовые требования, регламент работы и топологии локальных и Wi-Fi сетей для школ», — заявил Б. Мусин. 

Вместе с тем, МЦРИАП совместно с операторами связи планирует создать единый контакт-центр операторов связи для школ. Акиматам необходимо в срок до конца 2023 года обеспечить наличие локальных сетей в каждой школе.

В качестве комплексной меры по решению проблемы «тяжелых рюкзаков», а также повышения уровня цифровизации в школах, предлагается использовать планшеты.

Как подчеркнул Б. Мусин, планшеты будут использоваться в качестве цифровых учебников, а также инструмента для доступа к онлайн образовательным ресурсам из дома.

Подобные меры уже были апробированы в ряде развитых стран, в том числе, в школах Великобритании, Норвегии, Южной Кореи и Турции показали хороший результат. Также, дал школьникам возможность создавать собственный контент в рамках творческих предметов. В этих странах ставилась цель по снижению «цифрового» неравенства среди регионов, а также по снижению веса рюкзаков.

«Наше предложение – в 2023 году обеспечить более 400 тыс. первоклассников планшетами через механизм сервисной модели», — сказал Б. Мусин. 

Основные преимущества предлагаемого механизма:

Во-первых, при использовании сервисной модели, в отличии от прямого закупа снижается единовременная нагрузка на бюджет за счет распределения суммы контракта на 4 года, в течении которых ученик завершит обучение в начальных классах. Данная модель, уже активно используется операторами связи при продаже телефонов и планшетов населению и бизнесу.

Во-вторых, в рамках сервисной модели помимо услуги по аренде планшетов, будут закупаться услуги по обеспечению мобильным интернетом со специальным тарифом для школьников, а также сервисному обслуживанию для обеспечения бесперебойной работы планшетов.

В-третьих, немаловажным фактором является возможность удаленного доступа к планшету для обновления списка разрешенных онлайн ресурсов (так называемый «белый интернет»).

Самое главное, в целях снижения зависимости от зарубежного производства, данный механизм будет доступен лишь отечественным производителям.

При этом, локализацию производства предлагается разбить на 3 этапа:

1 этап – организация сборочного производства планшетов в 2023 году, который включает в себя размещение на территории РК сборочной линии основных компонентов и подготовки специалистов для дальнейшего обучения.

На 2-этапе нужна синергия с вузами и колледжами для обучения новых специалистов.

3 этап — должен включать в себя совокупность R&D работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании планшетов. Благодаря этому выпускники вузов будут работать в сфере микроэлектроники и участвовать в создании новых продуктов.

В целях качественного исполнения поручения Главы государства, предлагается совместно с заинтересованными государственными органами и мобильными операторами связи принять следующие меры:

  • Минпросвещения совместно с МЦРИАП в срок до 15 ноября т.г. утвердить основные требования к планшетам, в т.ч. список «белых» сайтов для доступа в интернет;
  • МЦРИАП совместно с Минпросвещения определить ежегодный механизм закупа и передачи планшетов ученикам;
  • МФ совместно с МЦРИАП до 1 декабря т.г. проработать вопрос финансирования по приобретению планшетов по сервисной модели;
  • МЦРИАП определить механизм распределения услуги по обеспечению школ интернетом между операторами связи с учетом покрытия сети;
  • МЦРИАП совместно с операторами связи обеспечить сервисное обслуживание для бесперебойной работы планшетов и интернета.
Новости партнеров