Образование будущего: мнение Саясата Нурбека
Раскрываем детали развития казахстанского образования до 2026 года
Концепция развития образования – документ, остающийся для многих казахстанцев загадкой. А он, между прочим, задает вектор аж до 2026 года.
В первой части материала, напомним, своим мнением поделился министр просвещения Асхат Аймагамбетов. На очереди – министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, передает Azattyq Rýhy.
Саясат Нурбек, как и коллега, отметил, что сегодня политика в сфере высшего образования направлена на синхронизацию всей системы с текущими интересами страны, а также на достижение национальных целей.
По его словам, Концепция охватывает семь основных направлений развития системы высшего образования.
Первое, расширение доступа к высшему и послевузовскому образованию.
«Продолжится работа по усовершенствованию ЕНТ как инструмента отбора для обучения в вузах страны с учетом уровня образовательных достижений и социальной категории. Будет пересмотрена стоимость грантов с введением в систему образовательных грантов дифференциации (от 30 до 100%). Планируется предоставление возможности получения долгосрочных льготных кредитов на оплату за обучение под 2-3% годовых», — сказал Нурбек.
Также по его словам, будет продолжена работа по выделению грантов для поступающих из густонаселенных и вновь созданных регионов (Абай, Ұлытау, Жетісу).
Планируется усовершенствовать механизм государственно-частного партнерства с вузами и строительными компаниями для решения проблемы обеспечения студентов общежитиями.
Вторым направлением Концепции станет переход к опережающей модели подготовки кадров.
«Ключевая задача заключается в обеспечении эффективной стыковки спроса на новые профессии и подготовки кадров в разрезе регионов и отраслей на основе форсайт-прогнозирования. Для этого будут консолидированы усилия государства, бизнеса и университетов», — сказал Нурбек.
По словам министра, имеется хороший опыт создания Атласа новых профессий, в рамках которого будет продолжена разработка региональных стандартов по опережающей подготовке кадров. Это позволит запуску программы «Мамандығым – болашағым», предусмотренной в комплексном плане «Программа повышения доходов населения до 2025 года».
Таким образом, будет развита модель опережающего кадрового обеспечения с развитием эффективной профориентационной работы.
Третье, модернизация содержания и повышение конкурентоспособности высшего и (или) послевузовского образования.
По словам министра, продолжится политика по дальнейшему расширению академической автономии вузов, работа по разработке глобальных образовательных программ.
«Планируется тесное сотрудничество с бизнесом и индустрией по разработке научных проектов. На региональном уровне продолжат развитие центры компетенций», — сказал Нурбек.
По его словам, в настоящее время проводится апробация подготовки кадров по прикладному бакалавриату. По итогам планируется законодательное закрепление данной инициативы.
Кроме того, в текущем году в рамках утвержденной Концепции обучения в течение всей жизни предусмотрено получение студентами микроквалификаций или наностепеней.
«Одним из важных направлений в сфере высшего образования является повышение качества подготовки педагогических кадров. В данном направлении будет разработан стандарт проведения профильной аккредитации педагогических вузов. Разрабатываются рамки компетенций и профессиональные стандарты педагога, определяющие его профессиональные ценности в соответствии с современными требованиями», — сказал Нурбек.
Также, по его словам, в рамках проекта «Комфортная школа» планируется подготовить 100 000 учителей для будущих школ.
Перед нами стоят задачи актуализации концепции педагогического образования, стажировки преподавателей университета по программе «Болашак» и широкого применения цифровых и новых технологий.
Четвертое, цифровизация высшего образования.
«Нами проделана огромная работа, которая нацелена на долгосрочную перспективу. Так, введена новая форма обучения – онлайн-обучение. Вузы перейдут к модели smart-университетов. Это предусматривает формирование цифрового профиля студента, то есть student life track, развитие цифровых сервисов EdTech, оптимизация процессов в соответствии с передовыми трендами цифровизации», — доложил Нурбек.
По его словам, уже расширен спектр курсов Coursera, EdX.
В целях повышения качества управления и оказания образовательных услуг планируется разработать «Эталонный стандарт цифрового университета».
Также для координации стратегии цифровой трансформации высшего образования будет продолжена работа по внедрению должности цифрового офицера в каждом вузе.
Пятым направлением Концепции станет совершенствование системы управления в вузах.
В рамках данного направления планируется трансформация деятельности Совета ректоров.
«С целью формирования нового поколения управленцев, будет внедрена сквозная политика по менеджменту талантов (talent management) на примере Сингапура. Продолжится работа по расширению участия работодателей, представителей бизнес-структур, профессиональных и общественных объединений, региональных акиматов в корпоративном управлении», — сказал Нурбек.
По словам министра, планируется запустить программу повышения квалификации, стажировки и форсайт-сессии для топ-менеджеров и персонала.
Также проводится работа по созданию резерва талантливых менеджеров, вышедших из университетов.
Важным элементом привлечения институциональных инвесторов и развития системы управления способствуют эндаумент-фонды. Прорабатывается концепция Законопроекта «О фондах целевого капитала» с учетом международного и отечественного опыта.
«Будут внесены изменения в Закон «О статусе педагога» в части включения пакета социальной поддержки ППС и научного состава вузов», — сказал Нурбек.
Шестое направление — это интернационализация высшего образования.
Как доложил министр, для расширения экспортных возможностей казахстанских вузов продолжатся меры по открытию филиалов за рубежом.
«Продолжится работа по созданию единого Центрально-азиатского пространства высшего образования. Совместно с партнерами прорабатывается вопрос создания Бюро по взаимодействию Центрально-Азиатских стран на платформе Казахстана. Все инициативы по интернационализации высшего и послевузовского образования лягут в основу международной инициативы Казахстана «Интеллектуальный «Шелковый путь», — сказал Нурбек.
Седьмое направление — внедрение системы обеспечения качества.
По словам министра, в настоящее время начался процесс гармонизации государственного контроля с системой обеспечения качества. Это соответствует подходам новой регуляторной политики «с чистого листа».
«В настоящее время ведется работа по пересмотру 62 нормативных актов в сфере высшего образования, а также разработаны критерии оценки системы управления рисками. Система оценки и управления рисками будет автоматизирована с использованием информационных систем», — сказал Нурбек.
Также по его словам, планируется интеграция Реестра образовательных программ вузов, реестров аккредитационных органов, аккредитованных вузов, аккредитованных образовательных программ вузов, а также показателей рейтингов и проверок вузов с Национальным фондом данных об образовании.
«В результате формирование графиков и списков для проверок без человеческого участия позволит перейти от проверок к профилактическим мероприятиям, сосредоточиться только на проблемных вузах», — сказал в завершение Нурбек.
В заключительной части мы рассмотрим цифровизацию образования.