Образование будущего: мнение Асхата Аймагамбетова
В Правительстве определились с развитием казахстанского образования вплоть до 2026 года
Итак, премьер Алихан Смаилов утвердил важнейший для миллионов казахстанцев документ (и это не преувеличение) – Концепцию развития образования на 2022-2026 годы. Сразу три министра поделились своим мнением о выбранном векторе модернизации и перезагрузки казахстанских школ, колледжей и вузов.
Для начала мы предоставим слово министру просвещения Асхату Аймагамбетову, передает Azattyq Rýhy.
По его словам, Концепция развития образования до 2026 года разработана в соответствии с основными приоритетами, определенными в стратегических и программных документах, поручениях Главы государства. Разработке Концепции предшествовали также различные международные исследования и анализы, обсуждения с экспертами и педагогической общественностью.
В документе, по словам министра, предусмотрены 6 направлений, 17 целевых индикаторов и 109 мероприятий, касающихся направлений деятельности министерства просвещения.
Говоря об основных задачах Концепции, министр в первую очередь остановился на вопросах раннего развития детей.
«Важный уровень образования – это дошкола. Согласно исследованиям, детские сады влияют на интеллектуальное, социальное, эмоциональное, физиологическое развитие детей. В этой связи в детских садах внедряется новая модель дошкольного воспитания и обучения. Меняются методы преподавания. Это можно сказать самое большое изменение в сфере дошкольного воспитания и обучения за годы независимости», — сказал Аймагамбетов.
По его словам, если раньше дошкольники учили уроки по 20 минут, то теперь с учетом международного опыта воспитательный процесс и обучение будут проходить через игру.
Игра – это естественная деятельность, которая подходит душе и телу ребенка. Таким образом будут созданы все условия для целостного развития ребенка. Это здоровый, коммуникабельный, самостоятельный, физически активный, обладающий навыками счета и чтения ребенок.
Далее министр остановился на вопросах доступности и качества детских садов.
По его словам, для обеспечения детей от 2 до 6 лет дошкольным образованием продолжится работа по вводу и открытию дошкольных организаций, а также размещению госзаказа в частные детсады.
«По поручению Президента будет снижена рабочая нагрузка воспитателей и повышена их заработная плата. Продолжится работа по повышению квалификации и аттестации воспитателей. Для обеспечения безопасности детей будут приняты дополнительные меры», — доложил Аймагамбетов.
Переходя к вопросам системы среднего образования, министр отметил, что актуальный вопрос среднего образования – это содержание и качество образования.
По его словам, в среднем образовании с 2016 по 2021 годы все школы перешли на обновленное содержание. Внедрена критериальная система оценивания.
При этом мониторинговые исследования показали, что учебные программы по отдельным предметам нуждаются в совершенствовании. На сегодня созданы рабочие группы, готовятся новый госстандарт и учебные программы.
Школам поэтапно будет представлена академическая автономия.
«Будет внедрена внешняя независимая оценка качества образования. Система аттестации школ перейдет от репрессивного содержания к диагностическому направлению. Будет проведена работа по признанию результатов итоговой оценки в школах на международном уровне», — сказал Аймагамбетов.
Глава государства дал поручение по реализации национального проекта «Комфортная школа».
Касательно дефицита ученических мест министр отметил, что в рамках нацпроекта до конца 2025 года будет введено более 800 тыс. ученических мест, что решит проблему трехсменных и аварийных школ.
«Планируется применить для новых школ единый стандарт строительства и оснащения. В следующем году начнется строительство школ в том объеме, которого раньше не было. К примеру, только по городу Алматы в следующем году, в рамках проекта, мы планируем начать строительство 20 новых школ, в 2024 году в Алматы будут введены 80 тыс. мест, и проблема полностью решится», — доложил Аймагамбетов.
По его словам, такие же планы предусмотрены по Астане.
Цифровизация услуг в образовании
По вопросам внедрения цифровизации в системе образования, министр в первую очередь обратил внимание на вопросы дошкольного образования.
На сегодняшний день, по его словам, имеется большой вопрос по очередям в детские сады. На уровне регионов для постановки в очередь используется 44 информационных систем, что приводит к дублированию очереди и отсутствию единого мониторинга и данных о реальной потребности мест в детских садах.
«В целях решения данного вопроса будет внедрена единая очередь в детские сады на централизованном уровне. Это позволит проводить ежедневный мониторинг мест в детсадах, постановку в очередь и выданных направлений, сэкономить бюджетные средства и исключить коррупционные риски при распределении мест», — сказал Аймагамбетов.
По его словам, у каждого педагога будет цифровое портфолио, где будет информации о прохождении аттестации, приеме на работу, участие в конкурсах.
Также планируется проведение цифровизации выбора и мониторинга учебников в школах.
«Аттестаты и дипломы будут выдаваться по QR-коду в цифровом формате. У каждого ученика будет свой цифровой профиль. Самые востребованные услуги будут оказываться через Egov и мобильные приложения крупных банков. В колледжах создадим Единый электронный реестр образовательных программ, а также формирование профиля студента (академические достижения, социальный GPA, карта компетенций) и выдача цифровых дипломов с генерацией QR-кода», — сказал Аймагамбетов.
Одним из важных направлений является поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
По словам министра, в соответствии с законодательством будет открыто ещё 33 ПМПК и 23 КППК.
«Мы начинаем размещать госзаказ на коррекционную помощь. Это даст возможность нуждающимся детям расширить доступ к равному получению услуг образования. Будут разработаны современные подходы и переобучение специалистов для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра», — доложил Аймагамбетов.
По его словам, на сегодня функционируют 98 специальных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями, с нарушением слуха, зрения, речи, психическим расстройством. Для данных организаций будет приобретено необходимое оборудование.
Кроме того, по словам министра, в Типовые штаты включены педагоги-ассистенты, в школах работают более 1000 таких специалистов. Благодаря этому тысячи особых детей получили равные возможности обучения. Работа в этом направлении будет организована и на уровне дошкольного образования.
Как отметил далее министр, особое место в концепции занимает значение воспитания, вопросам человеческих ценностей, семейного воспитания.
Великий мыслитель аль-Фараби говорил: «Тәрбиесіз берілген білім-адамзаттың қас жауы».
В процессе обучения будет использоваться подход «Құндылықтарға негізделген білім беру».
Также планируется реализовать национальную модель воспитания «Толық адам» на основе таких основных ценностей, как стремление к знаниям, трудолюбие, патриотизм, почитание национального наследия, уважение и сотрудничество друг с другом, доброта и забота, готовность защищать государственные интересы.
Далее министр отметил о важности охвата детей различными кружками. На сегодня охват составляет 70%.
Открыты дворцы школьников, станции юных техников, музыкальные и художественные школы, детские технопарки.
«В организациях образования активно развивается дискуссионное движение, школьное и студенческое самоуправление. Это позволяет детям развивать навыки критического и аналитического мышления. Будем развивать дебатное движение и школьные парламенты во всех школах», — сказал Аймагамбетов.
Также по его словам, будет оказана поддержка развитию шахматного движения в организациях образования.
Сейчас как факультатив он введен в 654 школах для почти 28 тыс. детей. А в шахматных секциях в школах охвачено более 200 тыс. детей.
Федерацией будет проведена работа в данном направлении, то есть подготовка учебно-методических пособий и повышение квалификации тренеров и педагогов. Систематически организуется работа по обучению детей чтению.
Будет реализован проект «Читающая школа».
«За последние два года в школьные библиотеки приобретено 3,6 млн детской художественной литературы, 71% из которых на государственном языке. Это успешный проект», — доложил Аймагамбетов.
В дальнейшем, по его словам, будет обновлен фонд художественной литературы. Продолжится работа по обеспечению научно-фантастической литературой, познавательной литературой на казахском языке.
Особое внимание обратил министр на вопросы статуса педагога.
«Сегодня мы наблюдаем положительные эффекты действия Закона «О статусе педагога». Благодаря поддержке Президента заработная плата педагогов была увеличена и с января 2023 года увеличится еще на 25%», — сказал Аймагамбетов.
Кроме того, по его словам, особое внимание уделяется повышению профессиональной компетентности учителей.
С 2021 года внедрена сертификация для трудоустройства на педагогическую работу. То есть для трудоустройства только одного диплома уже недостаточно, необходимо обязательно пройти тестирование по своему предмету и методике.
Также с 2023 года будет изменена периодичность прохождения курсов повышения квалификации. Теперь это происходит один раз в 3 года, а не 1 раз в 5 лет. Меняется как содержание, так и характер курсов.
«Формируется кадровый резерв директоров, продолжается реализация механизма ротации директоров организаций образования. Для подготовки и повышения квалификации квалифицированных кадров будет внедрен новый профессиональный стандарт «Педагог», — доложил Аймагамбетов.
Касательно защиты прав детей, министр доложил, что для поддержки детей-сирот будет внедрена альтернативная форма семейного устройства – институт профессиональной семьи.
Усилится роль психологических служб в школе. Будут внедрены единые стандарты методических пособий педагогов-психологов, а также возобновлено взаимодействие школы и родителей, работа попечительских советов.
Особое значение для развития детей имеет качественное питание. Обращая внимание на этот вопрос, министр отметил, что в данном направлении будут пересмотрены нормативы обеспечения детей питанием, меню. Продолжится работа по предоставлению однократного горячего питания учащимся начальных классов.
В столовых будут внедрены системы безналичного учета, онлайн-система контроля качества блюд, обновлена материально-техническая база столовых.
«В техническом и профессиональном образовании по поручению Главы государства будет обеспечен 100% охват желающих бесплатным обучением. В этом году госзаказ составил рекордные 128 тыс. мест. Теперь абитуриенты могут выбирать до 3 специальностей», — доложил Аймагамбетов.
В целях повышения качества подготовки кадров с текущего года колледжам предоставлена академическая самостоятельность. Планируется переход на лицензирование по специальностям. Для эффективного использования инфраструктуры, бюджетных средств и кадрового потенциала запланирована профилизация и укрупнение колледжей.
Во второй части материала своими доводами поделиться Саясат Нурбек.