Смерть казахстанки в Грузии: осужден родственник погибшей Асель Айтпаевой
Мурата Мейрбекова обвиняли в изнасиловании и торговле людьми
В Специализированном межрайонном суде по уголовным делам города Нур-Султана вынесен обвинительный приговор в отношении Мурата Мейрбекова по делу погибшей в прошлом году в Грузии казахстанки Асель Айтпаевой, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на суд.
Напомним, 26-летняя Асель Айтпаева погибла в Грузии 5 мая 2021 года при невыясненных обстоятельствах. Ее тело было найдено под окнами многоэтажного дома на улице Кедия в Тбилиси. Правоохранительные органы этой страны задержали подозреваемого в смерти девушки Бесика Тордуа. Согласно заявлению, распространенному грузинской прокуратурой, он изнасиловал девушку, угрожая ей расправой, после чего Асель Айтпаева выпрыгнула с балкона многоэтажки.
12 мая тело погибшей в Грузии 26-летней казахстанки Асель Айтпаевой доставили на родину. Девушку похоронили в тот же день в родном в поселке Кабанбай батыра.
Родители погибшей Асель не согласны с версией следствия о самоубийстве. Они заявили, что есть доказательства ее убийства.
Дальнего родственника Асель Айтпаевой Мурата Мейрбекова арестовали еще год назад, предъявив обвинение по двумя статьям Уголовного кодекса РК – 120, части 1 (изнасилование) и 128, части 4, пункту 2 УК (торговля людьми). Именно по его приглашению девушка улетела работать в Грузию. А через несколько дней ее нашли мертвой под окнами многоэтажки. Главный подозреваемый – 56-летний Бесик Тордуа – вскоре скончался в тюремной больнице. Ему вменяли доведение до самоубийства и изнасилование.
Суд установил, что Мурат Мейрбеков предложил работу в Грузии Асель Айтпаевой с ежемесячной заработной платой в 500 долларов США, и способствовал ее перелету из Казахстана в Грузию.
В квартире Мурат Мейрбеков, воспользовавшись сонным состоянием потерпевшей Асель Айтпаевой, против ее воли с использованием беспомощного состояния изнасиловал потерпевшую.
В последующем Мурат Мейрбеков в целях извлечения выгоды и положительного отношения к нему со стороны гражданина Грузии Бесика Тордуа, который покровительствовал ему в его деятельности, передал последнему Асель Айтпаеву для дальнейшей сексуальной эксплуатации. В последующем Асель Айтпаева во избежание дальнейшего насилия, совершаемого в отношении нее, выпрыгнула из окна квартиры, расположенной на 9 этаже дома и скончалась на месте.
Прокурор просил назначить подсудимому по факту изнасилования наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет, по торговле людьми – 11 лет 3 месяца лишения свободы. В силу статьи 58, части 3 УК РК путем частичного сложения гособвинитель просил окончательно назначить 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности.
Представители потерпевшей просили назначить максимальное наказание – 20 лет лишения свободы.
В суде Мурат Мейрбеков предъявленное обвинение не признал. Подсудимый и его адвокаты просили оправдать за отсутствием в действиях состава преступления.
«Вина подсудимого доказана показаниями свидетелей, аудио и видео сообщениями, заключениями экспертиз и другими материалами дела. Решение по наказанию: суд обязан руководствоваться требованиями закона. Вместе с тем, Уголовный кодекс предусматривает: санкция части 1 статьи 120 УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет и относится к категории тяжких преступлений. По данной статье М. назначено наказание в виде 5 лет 3 месяцев лишения свободы. Санкция пункта 2 части 4 статьи 128 УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 9 лет с конфискацией имущества и относится к категории особо тяжких преступлений. По данной статье М. назначено наказание в виде 11 лет 3 месяцев лишения свободы. Согласно закону наказание по тяжким преступлениям не может превышать 2/3, по особо тяжким преступлениям 3/4 максимального срока наказания. В связи с этим суд в рамках требований уголовного закона назначил подсудимому максимальное наказание. М. осужден к 15 годам лишения свободы», – говорится в сообщении.
Обстоятельств, отягчающих ответственность и наказание по делу не установлено. Смягчающим признано наличие на иждивении Мурата Мейрбекова малолетних детей.
Приговор в законную силу не вступил.