От «никудышного» до «тормознутого»: казахстанцы сыпят проклятия в адрес «Казахтелекома»
Граждане республики недовольны качеством интернета и разочарованы обслуживанием клиентов в «Казахтелекоме»
Реализация госпрограммы «Цифровой Казахстан» находится на личном контроле Президента Касым-Жомарта Токаева, который еще в апреле 2020 года во время выступления на заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению заявил, что необходимо «подготовить план вывода IT-сферы на качественно новый уровень, чтобы в реальности иметь цифровое государство. Следующий год должен пройти под знаком эффективной цифровизации нашего государства», передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Liter.kz.
Программа «Цифровой Казахстан» является приоритетным направлением для Правительства, особенно учитывая значение электронных технологий для мира – в условиях коронакризиса, в состоянии онлайн. Вместе с тем один из ключевых проводников этого масштабного проекта – компания «Казахтелеком» – совершенно не может похвастать какими-либо успехами в этой сфере. Мало того, она оказалась даже не в состоянии качественно и без скандалов, не нарушая прав потребителей, предоставить элементарные услуги населению.
ТЯНУЛИ КАКОЙ-ТО ПРОВОД, ТЯНУЛИ И БРОСИЛИ
Так, в Северо-Казахстанской области многие сельские учителя могут пользоваться интернетом только после полуночи. А некоторые села вне зависимости от их удаленности от областного центра вообще не имеют доступа к интернету и сотовой связи.
Жителям села Березовка Кызылжарского района, что находится в пяти километрах от Петропавловска, не до широкополосного интернета, которым АО «Казахтелеком» в прошлом году обещало обеспечить сотни сельских населенных пунктов страны. Им бы хоть какую-то связь. Такая же ситуация в селе Каратал Есильского района, жители которого в конце прошлого года приглашали журналистов подивиться, как в XXI веке живется людям, оторванным от внешнего мира.
В разгар пандемии, когда связь была жизненно необходима и для работы, и для учебы, сельчанам приходилось ездить в районный центр, чтобы отправить домашние задания школьников. А детям постарше, которые учились в вузах и колледжах на «удаленке», сельские жители вынуждены были снимать квартиры в городе, потому что в селах не было интернета.
На волне скандала заместитель акима Есильского района Канат Едресов признал, что скорость интернета далека от идеала и в других населенных пунктах, помимо аула Каратал, но заверил, что в 2021 году «Казахтелеком» обещает решить проблему и улучшить качество Сети в районах области. Полгода уже прошло, только серьезных изменений никто из североказахстанцев пока не заметил.
«Я знаю, что в районном центре более-менее интернет, можно что-то скачать, что-то посмотреть, а у нас в деревне, в 18 километрах от центра, он никудышный. Хоть дорогой, хоть подешевле – ни тот, ни другой толком не работают. Дома мы платим две тысячи за Wi-fi и домашний телефон, там «восьмерка» по Казахстану бесплатно. Я считаю, что пакет дешевый, вот только связь была бы побыстрей. Сынок попробовал получше пакет взять – за шесть тысяч. Неделю у нас стоял, но разницы нет. Я сказала: «Убирай», – поделилась жительница села Кандыбай, самого отдаленного в Уалихановском районе.
Таких сел, которым недоступны качественная связь и интернет, множество по всему региону. Даже там, где протянуты волоконно-оптические линии связи АО «Казахтелеком», быстрый доступ к интернету имеют далеко не все, кому он нужен по работе.
«У нас есть хороший интернет в школе, но в одной части только. Кабинетов 5-6 он охватывает. А так, чтобы похвастаться, допустим, что я пришла в школу, включила компьютер и детям что-то показывала – я не могу. Потому что наши учебные классы находятся совсем в другой части. Школа не вся подключена. Тянули какой-то провод, тянули и бросили», – рассказывает школьная учительница из небольшого поселка.
Для тех, кому не повезло жить в деревне с числом жителей менее 250 человек, в регионе даже надежды не дают на улучшение качества связи. Об этом, отвечая на жалобу, прямо заявил один из представителей местной исполнительной власти, сославшись на то, что приоритет национальный оператор связи будет отдавать крупным населенным пунктам.
Это очень затрудняет работу, в первую очередь, учителей, которые не могут позволить себе не только дистанционно принимать участие в семинарах по повышению квалификации или совещаниях по Zoom, но и элементарно заполнить электронный дневник ученика.
Еще в 2019 году, когда эта проблема была озвучена на одном из совещаний в акимате области, глава региона Кумар Аксакалов приказал управлению образования не заставлять учителей использовать электронную программу Kundelik, пока нет высокоскоростного интернета. Но в условиях, когда во всем мире люди учатся по электронным учебникам, мультимедийным образовательным программам, профильное министерство Казахстана не может отказаться от Kundelik. Сельские учителя продолжают заполнять дневники, не считаясь со временем. Они ждут полуночи, когда все ложатся спать, нагрузка на Сеть падает, и работают, как они сами рассказывают, часов до трех.
Работа, которую они так самоотверженно выполняют, совершенно напрасная. Ведь в отсутствии интернета проверить электронные дневники родители не могут, поэтому специально для них учителя делают распечатки с оценками на бумаге и раздают листочки.
Некоторое время назад в районном центре Мамлютка обрушилась телекоммуникационная вышка «Казахтелекома». Мамлютчане на это время вообще остались без связи.
КОГДА ДОШЛО ДЕЛО ДО УСТАНОВКИ, ОНИ ПРОПАЛИ
Почему тарифы на услуги связи растут, а возможности для подключения более качественной связи нет, впрочем, как и самого качества связи? Этот и другие вопросы шымкентцы задают представителям компании.
Один из абонентов «Казахтелекома» в Шымкенте рассказал о своих сложных взаимоотношениях с монополистом, причем «чайником» его назвать далеко нельзя — гражданин имеет высшее образование в сфере цифровых технологий и не понаслышке знает, что такое скорость интернета, как посчитать мегабайты и от чего зависит качество Сети. Вот уже несколько лет Игорь Курносов пытается добиться от поставщика качественного интернета, но пока безрезультатно. Игорь живет в микрорайоне Кайтпас – это не центр мегаполиса, но и далеко не его окраина.
«Проблема с интернетом у нас постоянная: то скорость плохая, то, бывает, на подстанции свет выключают, и снова нет интернета. Бывают обрывы на линии, постоянно после ветра такое происходит. Заявлено 12 мегабит в секунду, но в реале это где-то около 10. А в вечернее время вообще 3-4 мегабита в секунду. Выше скоростей у «Мегалайна» не бывает, дальше идет оптоволокно, но его не проводят в частный сектор.
Хотел провести себе выделенную линию оптоволокна, так как мне не хватает скорости. Мы с ними вроде бы договорились. Составили техзадание, они посчитали сумму – где-то 300 тысяч тенге с работой вместе выходило. Я был согласен и на это, но когда дошло дело до установки, они почему-то пропали», – описывает свою историю общения с компанией «Казахтелеком» Игорь Курносов.
БОЛЬШЕ ГОДА ЖДУ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАЯВКИ НА ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ИНТЕРНЕТУ
Помните ситуацию, когда учащиеся казахстанских школ, вынужденные в пандемию коронавируса обучаться в режиме онлайн, осаждали деревья и заборы с мобильными телефонами в руках? Оказалось, что во многих населенных пунктах страны быстрый интернет есть только на бумаге. На деле же Сеть приходится ловить на какой-нибудь высоте, чтобы попасть на урок по расписанию.
Проблема эта оказалась особенно острой и для жителей Жамбылской области, причем не только для глубинки, но и для тех населенных пунктов, что расположены вблизи областного центра. Например, в подобной ситуации оказались сотни учащихся села Пригородное Жамбылского района, для которых нормальный интернет стал несбыточной мечтой.
Прелести общения с сотрудниками «Казахтелекома» испытала на себе жительница области Рузматова, которая пыталась добиться от компании внятного ответа на свой вопрос об отсутствии в данном селе интернета:
«Мои многочисленные обращения были бессмысленны, поскольку от компании я получала только отписки. Главный их смысл заключался в том, что компания переходит на цифровые технологии, но конкретно в данном селе предоставить услуги интернета без наличия стационарного номера телефона невозможно. Получить стационарный номер телефона также нельзя, так как все свободные линии заняты!»
Услуги другого аффилированного оператора связи – компании Altel – оказались очень низкого качества. Интернет у них такой, что детям как раз таки приходилось выходить на улицу и искать места наилучшей работы Сети – вплоть до макушек деревьев. Обращения в эту компанию также ни к чему не привели, рассказал другой житель региона:
«О низком качестве интернета со стороны «Казахтелекома» пишут многие пользователи социальных сетей. Но далеко ходить не будем – автор этих строк также столкнулся с непрофессионализмом сотрудников Жамбылского отделения компании. Ведь уже больше года я вынуждена ждать исполнения заявки на подключение к интернету!
Для начала я обратился в компанию онлайн, чтобы приняли мою заявку на подключение. Из компании позвонили и обещали связаться, однако звонка не было две недели. Повторный звонок привел к просьбе повторной подачи заявки, а затем операторы долго пытались выяснить, есть ли у них возможность подключения к интернету в том жилом массиве, где я проживаю. Оказалось, что обозначенной улицы у них в базе данных почему-то нет, хотя стационарные телефоны у жителей имеются еще с советских времен».
Еще два месяца компания выходила на связь, уточняла кое-какие моменты, а потом звонки просто перестали поступать:
«Мне пришлось подключиться к сети Altel, однако качество интернета от этой компании, действительно, разочаровывает. Интернет работает на низкой скорости, а порой надолго зависает. Но самое главное оказалось в другом – соединиться с операторами компании, чтобы высказать им претензии, – дело практически фантастическое! На проводе вам отвечает робот, который, по моим ощущениям, только и ждет, когда назойливый абонент отстанет от них. А за это время, пока «все операторы заняты», робот успевает прорекламировать ненужные вам услуги. В результате мне пришлось больше часа ждать, когда же, наконец, живой оператор выйдет на связь!»
Системой обслуживания клиентов в «Казахтелекоме» и в компании Altel разочарована и Рузматова:
«Вы знаете, после общения с сотрудниками компании, мы, жители массива, пригрозили отправить жалобу в Министерство цифрового развития РК. Даже сказали, что напишем в блог министру Багдату Мусину. Их это нисколько не тронуло: мол, жалуйтесь, куда хотите!»
Вот такое отношение со стороны связистов к потребителям услуг. Наверное, поэтому, ни сам «Казахтелеком», ни его партнер Altel особо не реагируют на обращения граждан, в лучшем случае отправляя отписки и не спеша выполнять программу цифровизации республики, на которую само Правительство возлагает большие надежды…
ПЛАТИМ ЗА ИНТЕРНЕТ, КОТОРОГО НЕТ
Поток жалоб на низкое качество работы АО «Казахтелеком» поступает в редакцию и от жителей Карагандинской области. Люди устали платить за «интернет с перебоями».
В последние несколько месяцев в Карагандинской области стало нормой не получать заветные килобиты и мегабиты от оператора связи, но при этом видеть в почтовых ящиках счета за интернет, отсутствующий месяцами. Компания не забывает также начислять пеню из-за несвоевременной платы за неоказанные услуги.
«Для моей семьи стало нормой «раздавать» интернет на мои ноутбуки и стационарный компьютер дочери через мобильные данные на сотовом телефоне, потому что мы устали от постоянных перебоев услуг от компании «Казахтелеком», – говорит Артем Савушкин, житель Караганды.
Попытки выяснить причину подачи интернета слабого уровня не увенчались успехом. Операторы на горячей линии всякий раз заявляют, что проблемой может быть модем, который они посоветовали заменить за свой счет.
«Я купил дорогостоящий модем, за свой счет нанял мастера, который настроил технику, но ситуация не улучшилась. Я убедился, что причина подачи некачественного интернета состоит не в модеме, а в плохом сервисе «Казахтелекома», – говорит Артем.
Аналогичные жалобы поступают и от других жителей Караганды.
«Зачастую невозможно посмотреть не то чтобы видео, а даже проверить со стационарного компьютера электронную почту!» – недоумевает Айгерим Оспанова, работающая менеджером в компании по доставке косметики, которая, в силу профессиональных обязанностей, вынуждена часто работать в Сети.
Низкое качество интернета – не единственная претензия от потребителей к монополисту. Граждан возмущает тенденция навязывания услуг. Марине Коноваловой позвонила оператор карагандинского областного филиала АО «Казахтелеком» и предложила дополнительную услугу – зафиксированный тариф внутригородских разговоров в размере 500 тенге вместо действующей повременной оплаты.
«Я пользуюсь стационарным городским телефоном. Мне это удобно, потому что я часто звоню маме, у которой тоже установлен стационарный аппарат, но у меня стоит повременная оплата за разговоры. То есть я плачу компании столько денег, сколько времени разговариваю по стационарному телефону. Сумма набегает небольшая – 250-300 тенге за разговоры. Недавно мне позвонила оператор и предложила фиксированный тариф, причем она предупредила, что наш разговор записывается для улучшения сервиса с их стороны. На ее предложение перейти на тариф я ответила, что подумаю. Четкое решение не готова была принять мгновенно. Но каково было мое удивление, когда я получила в конце месяца счет за стационарный телефон, и туда была включена оплата за услугу фиксированного тарифа – вместо «повременки», – говорит Марина.
Женщина тут же стала звонить операторам на горячую линию и требовать отключить эту услугу из ее пакета, заявив, что не давала согласия на ее использование.
«Оператор ответила, что поняла меня, и больше оплату за эту услугу с меня взимать не будут. Я оплатила за прошлый месяц, решив не ссориться с «Казахтелекомом», но позже поняла, что я была лояльной с этой компанией напрасно. В конце следующего месяца мне снова пришел счет за эту услугу. Я вновь позвонила оператору и стала настоятельно требовать убрать услугу, в которой не нуждаюсь, но она мне ответила, что для отказа я должна прийти в здание их филиала и написать заявление, приложив копию удостоверения личности. А если я инвалид, а если я больна или в силу семейных обстоятельств не могу явиться в офис «Казахтелекома»? То есть компания, понимая это, специально создает такие условия, чтобы потребитель, откладывая свой визит в офис, продолжал платить за услугу, которой он не пользуется, и о подключении к которой не просил компанию.
Иными словами, это мошенничество. Подключают абонента к услуге устно, а отключают только после его личного визита в офис и написания заявления с приложением документа, удостоверяющего личность. После такого печального опыта я полностью отказалась от всех услуг монополиста в сфере телекоммуникаций», – продолжила Марина.
ТОЛЬКО ЦЕНЫ ЗА СВОИ УСЛУГИ ПОВЫШАТЬ МОГУТ, А ПРЕДОСТАВИТЬ ИХ НОРМАЛЬНО – НЕТ
Многие павлодарцы забраковали работу АО «Казахтелеком», в основном из-за плохого качества интернета. Не забыли потребители также и о сервисе, оставляющем желать лучшего, и о хитрых уловках провайдера, превращающих отказ от их услуг в настоящий квест.
Более 100 комментариев собрал пост в одном из павлодарских пабликов, автор которого обратился к жителям региона за советом по поводу «высокоскоростной альтернативы «Казахтелекому». И почти все были негативными – за редким исключением:
«В «Казахтелекоме» совсем стал плохой интернет, по вай-фай вообще виснет постоянно – что днем, что ночью, особенно после 23:00».
«Тоже очень интересует этот вопрос. «Казахтелеком» – чем дальше, тем хуже».
«Всех не устраивает».
«Ужасная поставка интернета «Казахтелекомом». Только цены за свои услуги повышать могут, а предоставить ее нормально – нет. У меня тоже вай-фай постоянно виснет».
Иные пользователи обратили внимание на постоянство компании, в котором не было бы ничего плохого, если бы речь шла о верности самым лучшим традициям или знаку качества. А вот неизменность в плане однообразия вряд ли привлечет новых клиентов.
«Я уже 12 лет на «Мегалайне» сижу. Меня не устраивает. Но подключиться к другим интернет-провайдерам не могу, они не тянут свои провода в двухэтажки. Поэтому приходится сидеть на восьми мегабайтах в секунду. За все 12 лет «Мегалайн» так и не расширил свои порты. Плачу 6 500 тенге за интернет, плюс домашний, плюс две SIM-карты Altel. Домашним не пользуюсь уже, наверное, лет пять. Он просто как балласт. А отключить нельзя, так как через одну линию идет интернет. Вот такой дурдом», – пишет один из павлодарцев.
Кстати, и отказаться от услуг «Казахтелекома», не устраивающих по многим показателям, как пишут некоторые пользователи социальных сетей, не так-то, оказывается, просто.
«А вы теперь попробуйте отказаться, это тот еще квест, еле от них отвязалась. Заплатила им все неустойки: оказывается, у меня контракт на три года, а я и не в курсе. Не советую с ними вообще заключать какие-либо договоры», – настоятельно рекомендует теперь уже бывшая абонент «Казахтелекома».
В унисон ей высказывает свое мнение потенциальный «отказник»:
«За отказ – штраф. Оказывается, договор на три года. А у меня всего год пользования.
Кстати, на фоне этих сообщений сразу вспомнилось, как некоторое время назад оператор «Казахтелекома» навязывал новую услугу, обещая высокоскоростной интернет и еще кучу дополнительных, по большому счету, совершенно не нужных мне опций (естественно, за большую оплату) – с заключением этого самого контракта сроком на три года. Мол, последнее обстоятельство очень для меня выгодное, поскольку, оформляя этот документ, я тем самым страхую себя от потенциального повышения тарифов. Мне звонили по этому поводу утром, в обед и вечером, настоятельно требуя сообщить свой ИИН, чтобы меня смогли переподключить с одного пакета на другой, совершенно не слыша, что я не хочу платить больше за то, чем пользоваться не буду. Но ради интереса я все же зашла тогда на сайт «Казахтелекома», чтобы самой почитать о хваленой новинке. И… не нашла там того, о чем мне на протяжении уже дней 10 рассказывали по телефону.
Когда на следующее утро опять услышала на том конце провода бодрый голос оператора «Казахтелекома», конечно, потребовала объяснений, почему мне навязывают пакет услуг, которого нет на официальном сайте компании. И получила просто шедевральный ответ: «Это предложение специально для вас, как для клиента, который своевременно оплачивает услуги «Казахтелекома». Как будто компания оставляет кому-то выбор. Попробуй не заплати вовремя за их услугу – не моргнув глазом, отключат. И еще штраф возьмут за повторное подключение. Так что аргумент был так себе. Пришлось уже даже голос повысить, чтобы собеседник, наконец, понял, что я не буду перезаключать с ними договор. После этого, к счастью, меня оставили в покое. Но многие, видимо, все же оформили с «Казахтелекомом» новые договорные отношения. А теперь и рады бы выбрать другого оператора, да штрафы останавливают».
В общей сложности комментарии под постом оставили 107 павлодарцев. И лишь девять из них не имеют претензий к «Казахтелекому».
P.S.: На недавней встрече Президента с министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдатом Мусиным глава ведомства заявил, что министерство увеличивает количество проверок качества интернета, в результате которых операторам связи выписали штрафы за некачественное предоставление услуг…