Алишер Еликбаев: Госинформзаказ – такая херня, налево и направо пускают деньги

Автор: Сейтказин Ардак

Что такое «говенный» контент и почему акиматы за него платят?

Фото: facebook.com/yelikbayev

В акиматах их именуют «инфлюенсерами» и «трендсеттерами. Медиа-персонами на худой конец. Речь идет о блогерах и влогерах, которые помогают чиновникам доносить до аудитории «правильную» информацию. Доносят они ее за деньги, причем немалые.

Сколько акиматы платят блогерам?

С одной стороны, любой труд должен быть оплачен, и старания героев сегодняшнего Казнета – не исключение. С другой стороны, те самые герои зачастую превращаются в антигероев для большинства казахстанцев. Во-первых, из-за низкого качества своей работы; во-вторых, из-за переоцененной, по мнению некоторых «аналитиков», работы.

Шутка ли, дневной гонорар определенных отечественных блогеров достигает 200-300 тысяч тенге, то есть, суммы, за которую 99% казахстанцев пашут месяц, а то и два (а некоторые – даже 3-4 месяца). А известный журналист и PR-специалист Алишер Еликбаев и вовсе заявил, что пригласить его на некий блог-тур можно за 1,7 млн тенге, но об этом чуть позже.   Отсюда, наверное, непонимание, а временами и осуждение – мол, пир во время чумы.

Имидж ВКО в соцсетях обошелся бюджету в 130 миллионов

Сами блогеры тоже хороши. Роскошную жизнь они выставляют напоказ: деликатесы, шопинг, самолеты. При этом, главную информацию, зачастую, утаивают. Как правило, казахстанские блогеры предпочитают не сообщать подписчикам, что определенный пост является проплаченным, причем щедро и из бюджетного кармана.

Минуточку, если деньги бюджетные, то есть государственные, значит, мы – население страны – имеем к ним самое непосредственное участие. По сути, конечным заказчиком праздника и музыки являемся мы с вами.

А что если все вышесказанное всего лишь от зависти? Может же кто-то, весело проводя время, путешествуя на халяву, зарабатывать миллионы…

Причин неприятия, как водится, много. Основные, на мой взгляд, кроются в пресловутом менталитете (көре алмаушылық говорят казахи) и общем низком социальном самочувствии казахстанцев. Когда в стране официальная средняя зарплата не дотягивает до 500 долларов (186 тыс.), а фактическая, настоящая – до 300 долларов, некоторые герои соцсетей берут за рекламный пост 300-400 тысяч тенге. За один рекламный пост либо сториз.

Разумеется, сами блогеры и влогеры, как те же футболисты, невиноваты, что им платят баснословные деньги. Таков рынок. Но их, точно так же как журналистов, не перестанут обвинять в конформизме. 

Именно о взаимоотношениях акиматов и блогеров, а также блогеров и подписчиков я поговорил с журналистом, PR-специалистом, блогером и бизнесменом Алишером Еликбаевым. Директор департамента коммуникаций MEGA Management с недавних пор входит еще и в состав топ-менеджмента Chocofamily. Отсюда нехватка времени и запись данного интервью буквально на бегу.

- Насколько сейчас актуальны и необходимы, на ваш взгляд, такие траты на блогеров? Все, естественно, ссылаются на слова Президента, который призвал уделять особое внимание новым медиа…

- Вы спрашиваете у человека, который уж точно против не будет. Все равно, что пчелы будут против меда. Понятно, что мы финансово зависим от такого рода договоров, но у меня их нет. Я с государством в меньшей степени сотрудничаю, у меня большая часть – это коммерческие компании.

Огромная часть моих коллег живет за счет этого. Они ездят, рассказывают про регионы. Я много нового от них узнаю.

Поэтому, я считаю, что это абсолютно нормально. По идее, они (акиматы – Azattyq Rýhy) должны использовать самые лучшие методы коммуникации.

И если коммерческие компании смотрят в сторону блогеров, то почему бы государству не посмотреть туда?

Я считаю, что это абсолютно нормально. Другое дело, что они (блогеры - Azattyq Rýhy) должны предупреждать, что это в рамках госинформзаказа.

- Так в том то и дело, что многие из ваших коллег, выражаясь принятым в сети языком, считают, что их «зашкварят», потому подобную информацию утаивают. Правильно ли это?

- Я считаю, что это неправильно. Но вы же знаете, что я даже коммерческую рекламу указываю. Я говорю, что пост щедро проплачен. В этом отношении, я считаю, что честно указывать, что пост размещен в рамках госинформзаказа.

- Разница в том, что ваш заказчик – коммерческая организация, которая зарабатывает, она рыночная, а эти 130 млн, допустим, в Восточном Казахстане, это в том числе наши с вами налоги. И мы, наверное, вправе знать, кому и на что отдаются эти деньги.

- Да без проблем! Какая разница мне, откуда, из какого источника я эти деньги получил, если это не противоречит моим принципам. То есть я, допустим, не работаю с табачкой, с производителями дешевого алкоголя. На самом деле без разницы, просто если это информзаказ, то предупредите, что это информзаказ. Ничего в этом страшного нет.

- Но у нас, во-первых, делают тайну из того, что это был госзаказ; во-вторых, утаивают сумму заказа. Почему нельзя честно рассказать, раскрыть?

- Ну нельзя раскрывать. Это коммерческая тайна. Какая у вас зарплата? Я не должен об этом знать. Люди, простите, всегда гадают, когда я пишу перед постом, что он щедро проплачен, люди думают: сколько это – 100 тысяч тенге или 20 миллионов?

- Если говорить о средних ценах на рынке – во сколько обойдется приглашение блогера на некий блог-тур, если заказчик акимат?   

- Смотрите, какая штука: у каждого блогера, точно так же как у каждой газеты и средства массовой информации, есть свой прайс. Условно говоря, чтобы я прилетел и посвятил день, это будет стоить 1,2 млн.

- Простите, один тире два миллиона или один запятая два миллиона? 

- Один точка два миллиона тенге.

Если это со сториз-вещанием и со всеми остальными, то скорее всего я заработаю 1,7 млн.

А есть ребята, которые и за 60 тысяч тенге могут прилететь. Есть и те, которые на поезде приедут. Каждый сам формирует свой прайс. Поэтому вы всегда можете прогнозировать. Но нужно понимать, что есть еще отношение. То есть, у меня есть хорошие отношения с одними ребятами, которых я поддерживаю, со скидкой 50% там. Самое главное, чтобы не скрывать, что вы не просто так там оказались.

- Вы много раз подчеркивали, что не сотрудничаете с государственными организациями, сторонитесь этого…

- Я на 100% не могу этого утверждать. Но я не размещаю у себя в ленте, что я встретился с этим акимом, какая чудесная Атырауская область, вот такого у меня нет. Но я тоже зарабатываю на жизнь.

- Желание многих блогеров скрыть выполнение госзаказа – это боязнь того, что аудитория не поймет?

- Почему аудитория не поймет? Если это сделать интересно, то почему бы и нет. Я же размещаю у себя интересную рекламу.

Мы же делаем интересный продукт с коммерческими компаниями. То же самое можно делать и с государством.

Я там случайно снял видео на Босжире в Мангистауской области, и потом 50 человек после меня поехало на Босжиру – это люди, которые прилетели в Актау, оставили какое-то количество денег там, наняли местных экскурсоводов, поехали на эту гору, понимаете? То есть, это же хорошо работает, когда это хорошо сделано.

Другое дело, когда они (блогеры - Azattyq Rýhy) из конфетки делают говно, вот это хреново. За деньги налогоплательщиков!

А если это работает в рамках привлечения новых людей, привлечения инвестиций в регион и всего остального, почему бы этот канал не использовать?

Тем более, госинформзаказ – это такая херня, они (акиматы – Azattyq Rýhy) налево и направо пускают эти деньги. Лучше пусть эти деньги пойдут на то, чтобы нормально рассказать про область, регион, город и все остальное.

- Как изменить мнение, что блогер – это человек, который сидя на диване получает очень много денег? А если речь идет о деньгах акиматовских, бюджетных, то получает еще больше хейта.

- Нужно создавать нормальный контент. Мне очень нравится, как делают контент мои друзья – Оркен Кенжебек и Яков Федоров. То есть, они ездят по Казахстану, делают публикации. Я думаю, что и акиматы с ними работают. Я слежу, читаю.

Самое главное – контент, который создается. Если вы создаете говняный контент, то безусловно я буду возмущен куда идут мои деньги, как налогоплательщика. А если вы создаете интересный контент, если у меня после вашей публикации появилось желание поехать там в Баянаул или куда-нибудь еще, в Каркаралинск, то почему бы и нет?! Это нормальный канал коммуникации, он лучше, чем газеты и журналы сейчас.

- То есть, траты в 100-200 миллионов на блогеров вас не смущают?

- Меня вообще редко что смущает.    

P.S. Редакция Azattyq Rýhy направила официальные запросы касательно реализации государственного информационного заказа в акиматы 14 областей и 3 городов республиканского значения. На сегодня получены ответы от акиматов Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Алматинской, Атырауской областей. Управление внутренней политики Карагандинской области ограничилось рекомендацией изучить сайт государственных закупок для получения указанной информации.

Матвей ЗУЕВ