Названы факторы, тормозящие торговлю в ЕАЭС

Главы правительств СНГ собрались в Сочи

Названы факторы, тормозящие торговлю в ЕАЭС
Фото: ortcom.kz

Очевидно, что климатическая повестка сегодня упирается в такой пласт вопросов, как технологическая трансформация экономики и переход на новую технологическую платформу. Цифровая экономика – это объективная реальность сегодняшнего дня. Цифровые технологии создают источники конкурентных преимуществ для государств. Полноценная реализация «Цифровой повестки» и общих процессов Интегрированной информационной системы ЕАЭС в государствах-членах станет мощным стимулом для развития цифровой экономики и быстрой реализации экономических процессов между странами, передает Azattyq Rýhy.

Логистика — еще одна сфера, оказывающая значительное влияние на формирование цен для конечных потребителей и требующая в том числе цифровых решений. Одним из таких решений стало использование навигационных пломб, что не только позволяет оптимизировать логистику, обеспечив абсолютную «прозрачность» и «бесперебойность» перевозок, но и упрощает и ускоряет доставку товаров до получателя.

«Несмотря на уже предпринятые шаги, мы все еще сталкиваемся с определенными трудностями. В связи с этим, хочу подчеркнуть важность взаимодействия между государствами-членами по вопросам укрепления логистических цепочек, развития и модернизации транспортной инфраструктуры», — подчеркнул Н. Пашинян.

В контексте вопросов развития евразийского транспортного пространства, формирования и реализации приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов, а также выработки конкретных механизмов финансирования этих проектов, в том числе посредством использования потенциала таких финансовых институтов, как Евразийский банк развития, Армения предпринимает все усилия по обеспечению необходимых условий для поощрения развития стратегических направлений «Север-Юг» и «Восток-Запад».

Параллельно ЕАЭС продолжает активно действовать на международной арене. Заключение соглашения о свободной торговле с Ираном станет сильным импульсом для развития стратегических отношений и важным направлением для развития сотрудничества. Проведенная работа по заключению полноформатного соглашения позволила сформировать пакет договоренностей, предусматривающий преференциальный доступ экспорта государств-членов Союза в Иран. Такие условия доступа на рынок Ирана для наших экспортеров можно назвать эксклюзивными.

«Считаем, что в текущем году при поддержке государств-членов Союза мы сможем подписать данное соглашения, учитывая, что иранская сторона в свою очередь демонстрирует такой же настрой. В завершение, хотел бы пожелать нам всем успехов и плодотворной работы и еще раз подтвердить готовность армянской стороны в приложении усилий с целью осуществления приоритетных направлений евразийской интеграции», — резюмировал Н. Пашинян.

Государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не в полной мере используют потенциал рынка государственных закупок. Об этом заявил премьер-министр Беларуси Роман Головченко во время своего выступления.

«Мы пока еще не используем в должной степени значительный потенциал рынка государственных закупок. А объем его – $180 млрд. При этом доля закупок из третьих стран составляет по ЕАЭС до 80%. Есть над чем работать, в том числе в плане злободневной задачи по импортозамещению и поддержки отечественного бизнеса», — отметил он.

Премьер Беларуси считает необходимым поручить Евразийской экономической комиссии «еще раз посмотреть, в чем причина такой высокой степени импорта при осуществлении государственных закупок».

Также он призвал партнеров по ЕАЭС серьезным образом сосредоточится на практической реализации проектов в сфере промышленной кооперации.

«Я в очередной раз хочу, уважаемые коллеги, призвать нас к более активному движению по траектории кооперации. Да, принято решение о субсидировании процентных ставок. Но пока не приняты основные решения по реализации самой программы (промышленной кооперации)», — отметил Головченко.

В случае же, если кому-то не нравится программа «Евразийский электробус», он предложил придумать другую программу и определиться с источниками ее финансирования.

«Да, принято решение по субсидированию процентных ставок, но пока не приняты решения по реализации самой программы. Я много раз повторял – если кому-то не нравится программа «Евразийский электробус», давайте придумаем другую программу – ту, которая будет более актуальной, определим источники ее финансирования. Если мы определились с источниками субсидирования, то пока мы не определились, какая институция будет осуществлять кредитование программы. Ведь для освоения такого проекта надо провести большое количество конструкторских работ, в том числе таких, как создание и освоение сложных технологических узлов», — сказал он.

По словам Р. Головченко, это даст каждой из стран ЕАЭС дополнительные технологические компетенции, которые никогда не даст организация сборочных производств иностранных образцов.

«Эти проекты не дадут нашим странам никаких технологических преимуществ. Поэтому призываю сосредоточиться на практических проектах, от которых выиграем все мы. Затягивание этого процесса приводит к размыванию интеграционного эффекта. Надо готовить другие проекты, которые бы по своей инновационности и востребованности были бы похожи на «Евразийский электробус», — добавил премьер-министр Беларуси.

Как объяснил Роман Головченко, помимо эффекта для реального сектора экономики, такое решение показывает намерение усилить полномочия ЕЭК – даст исполнительному органу больше инструментов для стимулирования.

«ЕАЭС – это огромный внутренний рынок, на котором востребованы высокотехнологичная современная продукция. Предприятия обязаны сами производить технику, опираясь на собственные разработки и технологические решения», — сказал он.

Он напомнил, что две недели назад лидерами государств ЕАЭС в Москве на заседании Высшего евразийского совета принято «знаковое решение по стимулированию в ЕАЭС промышленной кооперации».

«Несмотря на крайнюю чувствительность финансовых вопросов, на уровне «пятерки» согласовано движение в сторону поддержки совместных проектов в области промкооперации с интеграционной составляющей за счет их субсидирования из бюджета ЕАЭС», — отметил премьер Беларуси.

«Необходимо столь же предметно работать и над развитием коридора Восток – Запад, и продвигать транспортно-логистическую тематику в рамках диалога с ШОС и БРИКС», — сказал Головченко.

По его словам, нужна оптимизация транспортно-логистической инфраструктуры.

«Думаю, в этом кругу не нужна дополнительная агитация в пользу развития коридора Север - Юг, особенно с учетом ведущихся переговоров о зоне свободной торговли с Ираном и Арабскими Эмиратами», — сказал белорусский премьер.

По его мнению, подписание РФ соглашения с Ираном о прокладке участка железной дороги Решт – Астара является исключительно важным событием для транспортной отрасли не только России, но и всего ЕАЭС.

В свою очередь Акылбек Жапаров отметил, что «за 9 лет своего существования Евразийский экономический союз показал свою востребованность, эффективность и самое главное, свой большой интеграционный потенциал, объединяя наши общие усилия по созданию условий для стабильного развития экономик и благоприятной среды для бизнеса, повышения уровня благосостояния наших граждан».

«Мы должны и дальше стремиться к созданию самых лучших конкурентных преимуществ для бизнеса, а также лучших условий для жизни и работы наших граждан на всем евразийском пространстве», — сказал Акылбек Жапаров и остановился на некоторых показателях экономического развития в рамках интеграционного объединения.

«Президентом Кыргызской Республики была отмечена необходимость развития новой инфраструктуры транспортных коридоров, в частности по направлениям Север-Юг и Восток-Запад. В рамках сегодняшнего заседания мы рассматриваем итоги данной работы за 2022 год, включая сопряжение с китайской инициативой «Один пояс, один путь», — отметил Акылбек Жапаров.

Глава Кабинета Министров также подчеркнул важность подписываемого в рамках заседания Соглашения о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах-членах Союза, добавив, что данный документ готовился на протяжении 9 лет.

«На пленарном заседании II Евразийского экономического форума и заседании Высшего Евразийского экономического совета Президентом Кыргызской Республики был сделан особый акцент на необходимости обеспечения наилучших условий для граждан всех 5 стран, так чтобы, приезжая в любое государство Союза граждане могли работать, учиться или вести бизнес, при этом чувствовали себя комфортно, как дома. Категорически поддерживаю данный тезис и считаю, что это должно стать одним из важных элементов нашего интеграционного объединения», — заключил Акылбек Жапаров.

Премьер-министр Азербайджана Али Асадов в заседании ЕМПС принял участие в качестве гостя. Он отметил важность участия Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в качестве гостя в заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе, которое состоялось в конце прошлого месяца в Москве.

А. Асадов сказал, что развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с партнерами по Евразийскому экономическому союзу является одним из приоритетов внешней политики Азербайджана. Было подчеркнуто, что основополагающим вектором взаимоотношений выступает торгово-экономическое взаимодействие.

«По итогам прошлого года товарооборот Азербайджана со странами ЕАЭС увеличился на 31% и составил $4,7 млрд. Доля стран-членов ЕАЭС во внешнеторговом обороте Азербайджана составила около 9%. В январе-апреле текущего года прирост товарооборота составил 38%», — проинформировал А. Асадов.

Констатировав положительную динамику инвестиционного взаимодействия со странами-членами ЕАЭС, А. Асадов проинформировал участников заседания о благоприятном инвестиционном климате в Азербайджане.

«Мы создали все условия, чтобы иностранный инвестор чувствовал себя в Азербайджане комфортно», — добавил он.

Коснувшись партнерства в транспортной сфере, глава Правительства отметил, что кардинальные изменения в глобальной геополитической картине привели к вынужденному перестраиванию многими странами логистических цепочек и потоков.

«На этом фоне возрастает актуальность транспортно-транзитных коридоров, проходящих через территории наших государств», — сказал он, подчеркнув, что грузопоток через территорию Азербайджана растет устойчивыми темпами. По итогам 2022 года прирост составил 75%. За январь-апрель текущего года объемы транзитных перевозок выросли на 26%.

Было отмечено, что Азербайджан выступает важным звеном транспортных маршрутов Восток-Запад, Север-Юг и Средний коридор.

Обратив внимание членов Межправсовета ЕАЭС к работе, проделанной Азербайджаном по развитию транспортной инфраструктуры, Али Асадов сказал, что за последние 20 лет в стране построены или капитально отремонтированы автомобильные дороги протяженностью 19 тыс. км, железные дороги длиной 1400 км.

«Сегодня мы инвестируем в создание разветвленной сети автомобильных и железных дорог в освобожденном от оккупации Карабахе, соединяя северные транспортные сети с южными и восточными сетями», — добавил он.

Было отмечено, что высокими темпами идет строительство 9-го международного аэропорта на территории Азербайджана, который будет введен в эксплуатацию в Лачине уже в 2025 году, продолжаются работы по увеличению мощностей Бакинского международного морского торгового порта. По его словам, все эти меры позволят значительно увеличить транзитный потенциал Азербайджана в целях освоения нарастающих объемов перевозок и обеспечения бесперебойной работы международных транспортных коридоров.

Кроме того, он подчеркнул, что с учетом широкой повестки дня межгосударственных отношений в двустороннем формате с партнерами-членами ЕАЭС, Азербайджан готов и впредь прилагать все необходимые усилия для наращивания взаимодействия по всем направлениям.

Премьер-Министр Республики Таджикистан Кохир Расулзода отметил, что согласно среднесрочным планам, планируется увеличить объемы выработки электроэнергии путем строительства новых гидроэлектростанций в ближайшие годы в пять раз.

Премьер предложил странам Союза совместное освоение гидроэнергетических мощностей Таджикистана, что, по его мнению, окажет содействие экономическому развитию всего региона.

Таджикистан вырабатывает 98% электроэнергии на гидроэлектростанциях. По данным Минэнерго, производство электроэнергии в Таджикистане в 2022 году достигло рекордной отметки за весь период независимости страны, составив около 21,4 млрд кВт·ч. Запасы гидроэнергетических ресурсов страны оцениваются в 527 млрд кВт·ч в год. За 30 лет независимости было построено и модернизировано 287 больших и малых гидроэлектростанций, 50 подстанций, реконструировано 75% энергетической инфраструктуры Таджикистана.

Также К.Расулзода отметил, что Таджикистан отправляет в страны Евразийского экономического союза порядка 42% отечественной продукции, идущей на экспорт.

«Мы экспортируем в страны Союза почти половину от общего объема экспорта товаров отечественного производства», — заявил премьер Таджикистана. Он подчеркнул, что республика готова и далее увеличивать объемы экспорта в страны ЕАЭС сельхозпродукции, хлопка, текстиля, цветных и редких металлов.

«Во внешнеторговом обороте Таджикистана доля стран ЕАЭС по итогам 2022 года составила 42%», — отметил отметил Расулзода. По его словам, Таджикистан имеет тесные торгово-экономические связи со всеми странами-членами ЕАЭС и выступает за расширение таких связей.

По итогам расширенного заседания был подписан ряд документов. Следующее заседание Евразийского межправсовета состоится в Бишкеке в октябре 2023 года.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.