«Их глаза были налиты кровью»: в аэропорту Алматы рассказали о штурме террористов

Более тысячи человек эвакуировали сотрудники воздушной гавани

«Их глаза были налиты кровью»: в аэропорту Алматы рассказали о штурме террористов
Фото Асета Кундакбаева

5 января в самый разгар массовых беспорядков был захвачен международный аэропорт Алматы. Сотрудники авиагавани рассказали, как пережили этот день, эвакуацию и ночь, когда в аэропорту орудовали участники погромов, передает корреспондент Azattyq Rýhy

Сменный начальник аэропорта Фархат Сабитов рассказал, что 5 января в 19:45 поступила информация, что в их сторону направляется группа агрессивно настроенных молодых людей.

«5 числа вечером мы заступили на работу. В 19.45 я получил команду об эвакуации. Из зоны пограничного контроля сотрудники пограничной службы помогали эвакуировать и сажали всех в автобусы, затем пассажиров эвакуировали в безопасное место. Это склады временного хранения, которые изначально были подготовлены как убежища на случай чрезвычайной ситуации», - сообщил Фархат Сабитов. 

Эвакуация была начата с терминала. По словам сменного начальника аэропорта, в эвакуации были задействованы все транспортные средства, даже самые маленькие. Последними из здания выходили сотрудники. Тогда в аэропорт уже ворвались участники беспорядков.

«Нам надо было эвакуировать около 800-900 человек из всех терминалов. К этому времени участники беспорядков уже пришли в аэропорт. Мы видели этих молодых людей, которые были очень воинствующе настроены. В целом, их было около 50 человек. Я никогда не видел у людей таких глаз, я впервые видел такие глаза. Красные и налитые кровью. Было действительно страшно», - вспоминает тот день Фархат Сабитов.

На территории складов временного хранения эвакуированные находились до самого утра.

«Захват начался в 8 часов вечера. В 4 часа утра приехали военные. До этого люди находились здесь», - рассказывает Фархат Сабитов.

Во время эвакуации пассажиров на взлетной полосе находились два борта, готовые к вылету в Москву и Бишкек. На борту двух лайнеров было 260 человек. Кроме того, два грузовых борта были на грузовых стоянках. А также один самолет, только прилетевший из Сеула. Все борты отогнали на дальнюю стоянку, а пассажиры до утра находились в самолетах. Эвакуация пассажиров была проведена глубокой ночью. 

«Пассажиры на протяжении почти всей ночи оставались внутри воздушных суден. Когда мы убедились, что на территории аэропорта более спокойно, мы стали эвакуировать пассажиров из борта рейсом из Южной Кореи. Их было более 80 человек. В глазах пассажиров был страх. Под покровом ночи с выключенными фарами мы эвакуировали пассажиров. Потом уже приехал спецназ», - продолжил он.

По словам Фархата Сабитова, информация о захвате самолетов не соответствует действительности.

«Ночью мы неоднократно поднимались на борт, общались с пассажирами, объясняли ситуацию. Позднее была разная информация о захвате самолетов. Все это не соответствует действительности. Ни один из самолетов не был захвачен, никто из пассажиров не пострадал», - говорит сменный начальник аэропорта.

Водитель перронного автобуса аэропорта Амангельды Мангетаев рассказывает, что за время эвакуации каждый автобус совершил несколько рейсов. Несмотря на страх, паники не было.

«Конечно, боялись, страх был, не без этого. Но мы действовали по инструкции. Мы вывозили пассажиров. Три-четыре рейса, у нас 5 водителей. Всех вывезли, всех пассажиров. Пассажиры были напуганы, дети плакали, но в панику никто не впадал», - говорит Амангельды Мангетаев.

Сменный начальник терминала Аркин Нуранбеков только заступил на смену, когда была получена команда об эвакуации. После того, как нападавшие стали громить выезжающие машины, он с несколькими пассажирами выломал аварийные вороты и помогал людям выбираться с территории аэропорта.

«Я вышел к пандусу на втором этаже и увидел, как к главному въезду подходит толпа агрессивно настроенных людей. В руках у них были арматуры и биты, палки, щиты полицейские, на головах каски спецназа. Они собирались группами. Потому увидел, что машины пытались выехать, они начали блокировать машины, которые пытались уехать через главный выезд. Зачем-то сдирали номера с машин, кидали камни, булыжники», - говорит Аркин Нуранбеков.

По словам сменного начальника терминала, он принял решение взломать аварийные ворота аэропорта и через них выпустить автомобилистов в направлении частного сектора. Времени на то, чтобы искать ключи, не было, поэтому ворота были открыты силой.

«Так как хорошо знаю аэропорт, я принял решение. У нас есть аварийный выезд, позвал пару мужчин и мы выломали ворота. Среди пассажиров начиналась паника. Я начал ориентировать людей, в какую сторону уходить, потому что некоторые улицы были забиты мародерами. Направил людей в сторону частного сектора, где можно попросить помощи у местных. Есть такие факты, что местные жители помогали пассажирам», - говорит он.

Аркин Нуранбеков отмечает, что с участниками беспорядков невозможно было пойти на контакт.

«Они меня увидели меня и погнались за мной. В здание аэропорта мы вернулись уже ночью, чтобы посмотреть масштабы разрушений, осмотреть здание аэропорта. Картина была ужасная. Все было разграблено. На тот момент там еще находились мародеры. Пострадали торговые точки, магазины, даже багаж людей. Было возгорание в комнате хранения багажа, пожарная сигнализация сработала, поэтому затопило немного первый этаж. Значительно пострадал пассажирский терминал. На момент захвата военных в аэропорту не было», - утверждает он.

Диспетчер суточного плана полетов центра оперативного управления аэропорта Аида Касымбаева во время эвакуации была вынуждена вернуться на свое рабочее место, потому что кому-то необходимо было связующее звеном между «Казаэронавигацией» и наземными службами.

«В момент эвакуации у нас были борты на посадку. Но их координировала «Казаэронавигация», их садили на дальние стоянки. Я уже находилась на рабочем месте и выполняла свои функциональные обязанности. Все самолеты, которые находились на гейтах, мы отбуксировали на дальние стоянки. Самолеты, которые в это время летели в направлении Алматы, уже в воздухе принимали решение лететь на запасные аэродромы. Мы впервые с таким столкнулись. Конечно, было страшно. Но рядом со мной находились два вооруженных сотрудника, которые обеспечивали мою безопасность. Это помогало мне выполнять свою работу. Потом уже мы также покинули здание аэропорта. Да, сначала среди пассажиров была паника, но сотрудники быстро скоординировали и провели эвакуацию», - говорит Аида Касымбаева.

Ранее мы рассказывали об обстановке в аэропорту Алматы.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.