Вице-министр экологии пообещал не строить завод по утилизации вредных отходов, но не сдержал свое слово
Степногорцы, похоже, добились своего. Акимат под давлением людей вынужденно отказал Минэкологии в строительстве завода – чиновники нашли нарушения при возведении предприятия, которого вовсе не должно было быть. В прошлом году вице-министр экологии Ахметжан Примкулов заверил местных жителей, что соседство с опасным заводом им не грозит – строить его не будут, а уже ввезенные в город вредные вещества вывезут. Но слова чиновников, как это обычно заведено у нас, всегда расходятся с делами – стройку уже начали, не дожидаясь общественных слушаний. О том, как Минэкологии бросается пустыми обещаниями, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Степногорск – суровый промышленный город в Акмолинской области, находящийся всего в 185 километрах от столицы. Большинству казахстанцев этот городок известен как родина популярного стендап-комика Нурлана Сабурова и лишь немногие знают, что в Степногорске есть множество крупных машиностроительных, горнохимических и других промышленных гигантов, которые регулярно отравляют город вредными выбросами.
В прошлом году степногорцев, дышащих итак загрязненным воздухом, просто-напросто добили. В город завезли 6002 конденсатора и три контейнера с опасными ПХД (полихлорированные дифенилы) и СОЗ отходами (стойкие органические отходы). Их привезли сюда с бывшего военного объекта – радиолокационной станции «Дарьял-У».
«11 месяцев назад жители города совершенно случайно обнаружили, что были завезены ядовитые ПХД и СОЗ отходы. Людей это очень сильно обеспокоило, так как у нас итак очень плохая экология, у нас очень много вредных предприятий еще с советских времен, открытые карьеры. Люди постоянно болеют, очень много онкологических заболеваний. Мы, естественно, возмутились, потому что наши заводы итак пылят регулярно. Ветра у нас очень сильные и жители постоянно дышат этой радиоактивной пылью», – рассказывает житель Степногорска Константин Грюканов.
Мириться с происходящим люди не стали – подняли шум и таки заставили чиновников держать ответ. 4 августа прошлого года акимат и Минэкологии устроили показательную встречу прямо на территории, где хранились бочки с опасными отходами – отсылка к безопасности, мол, взгляните, как у нас тут все организовано на высшем уровне и беспокоиться не о чем.
Встреча закончилась выигрышем степногорцев – акимат, Минэкологии и компания «ЭкоЛюкс-Ас», у которой и хранились отходы, подписали меморандум. Стороны договорились, что никакого завода по утилизации в Степногорске строить не будут, для него выберут другое место, а уже ввезенные отходы вывезут в течение года, до 1 июля 2021 года. Вице-министр экологии Ахметжан Примкулов тогда лично заявил об этом.
«С учетом позиции общественности пришли к тому, что «ЭкоЛюкс-Ас» сейчас прорабатывает несколько площадок, готовых площадок. Есть необходимость в строительных работах, необходимость согласования проектов. Мы определили срок в 1 год. На сегодняшний день в городе Степногорске завод по утилизации опасных отходов мы не планируем, не строим», – заверил Примкулов.
Но выступление чиновника оказалось фарсом, а его подпись и печать министерства на меморандуме – штампом безо всякой юридической силы.
21 апреля активист, степногорец Артем Сочнев задал министру экологии вопрос – нашли новое место для завода или нет. 5 мая главный эколог страны Магзум Мирзагалиев сообщил следующее:
«Согласно пункту 3.3.2. Меморандума Министерством на систематической основе проводится мониторинг окружающей среды на территории склада, где осуществляется хранение ПХД содержащих отходов. 31 марта 2021 года осуществлен выезд для осмотра временного хранения ПХД содержащих отходов. Учитывая, сложившуюся ситуацию в мире, связанную с пандемией ТОО «ЭкоЛюкс-Ас» рекомендуется принятые на себя обязательства выполнять в течение сроков, оглашенных в договоре № 77/2020 от 4 мая 2020 года», – ответил активисту министр экологии, геологии и природных ресурсов (орфография и пунктуация сохранены).
Интересно, чем занималось министерство целый год, если не было времени на элементарное – определение места для завода? Защищало тюленей, которых в Актау забивали палками? Может, спасало Каспий от нефтяников, собравшихся рыть дно высыхающего моря? Или забирало 35 гектаров земли Иле-Алатауского нацпарка у частных компаний? Все ровно наоборот. Куча скандалов, в которых министерство на стороне тех, кто использует национальное достояние в своих коммерческих интересах.
Скорее всего, в ведомстве все это время готовились ошеломить людей, что у них, кстати, получилось. За день до ответа Мирзагалиева, 4 мая, «ЭкоЛюкс-Ас» выходит из меморандума. А 17 мая уведомляет о проведении общественных слушаний по строительству промышленного комплекса по сжиганию отходов. На слушаниях, которые были назначены на 14 июня, должны были обсудить ОВОС – оценку воздействия на окружающую среду.
Представьте, в каком шоке степногорцы. Сам вице-министр обещал, что завода не будет, поставил подпись, печать, но на деле документ оказался лакмусовой бумажкой, а людей просто поставили перед фактом. И как после такого не разочаровываться в чиновниках? В тех, кто должен отстаивать интересы граждан. Решения Минэкологии местные жители называют абсолютно нелогичными и античеловеческими. Но больше всего их расстраивает, что слушания провели для галочки.
«14 июня люди подошли к назначенному месту, было объявление, что слушания перенесли в другое место. Но и туда людей не пустили, сказали заходить через Zoom. В основном пришли люди пожилого возраста, потому что понедельник – рабочий день, сложно отпроситься с работы. А им тяжело в интернете что-то искать, скачивать, настраивать. Пришел потом представитель с акимата, люди вместе с ним пытались зайти в конференцию, но даже у него не получалось. Нескольким удалось зайти, но большинство так и не попало на слушания. Люди хотели слышать ответы на свои вопросы, а не виртуальное общение. Вопросы в воздухе висят. Людям не нужен дополнительный яд в городе, нам не нужны эти отходы, люди принципиально против. Можно ведь найти более отдаленную площадку и там строить. А акимат говорит, что этот вопрос не в его компетенции, мол, обращайтесь в министерство», – говорит степногорец Константин Грюканов.
Акимат в итоге оказался очень даже при делах. В пресс-службе акимата Степногорска накануне сообщили, что отказали Минэкологии в строительстве завода из-за многочисленных «несоответствий природоохранному законодательству при строительстве комплекса, а именно – не учтены гидрогеологические, геологические, почвенные обследования данной местности, наличие близости объекта к воинской части, отсутствие исследования «розы ветров».
Но радоваться еще рано, окончательного решения еще нет. Зато очевидно в этой ситуации одно – если судить по информации акимата, выходит, что строительство завода уже начали, не дожидаясь общественных слушаний.
Так что заставило чиновников внезапно передумать и встать на сторону людей? Может тоже почуяли опасность такого соседства? На заводе ведь собираются утилизировать не просто бытовой мусор, а промышленные химикаты. А полихлорированные дифенилы очень и очень опасны, предупреждают экологи. Это единственная группа веществ, которую человечество договорилось полностью изъять из оборота.
«Была подписана международная конвенция – Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях. Согласно требованиям этой конвенции, эти вещества надо все найти и все уничтожить. Они накапливаются в организме, вызывают повреждение репродуктивной системы, мутации, поражают печень, почки, мозги, вызывают повреждения на клеточном уровне. Легче сказать, что они не повреждают», – рассказывает эколог Дмитрий Калмыков.
«У нас в стране нет вообще нормальных технологий для утилизации отходов. У нас даже элементарные батарейки не научились утилизировать. Сейчас если строить утилизационные объекты вблизи каких-то населенных пунктов – это приведет к экологической катастрофе. Будет страдать не только народ, но и вся живность, которая там обитает. Если идет какая-то опасность, птицы и животные начинают мигрировать. Либо начинают травиться и там умирать. И в дальнейшем пойдет нарушение биоразнообразия, вся растительность может быть отравлена выбросами вредных веществ. При нашей численности населения в таком случае будет очень стремительно расти число заболеваний. В первую очередь мутация. Это серьезная проблема, но к ней относятся легко, потому что еще не столкнулись с серьезными последствиями», – предупреждает лидер республиканского экологического движения Kaz Eco Patrol Тимур Елеусизов.
По данным ассоциации практикующих экологов, всего в Казахстане обнаружено более 200 тысяч тонн подобных отходов. Представьте, сколько лет понадобится, чтобы утилизировать такой объем. Сколько лет степногорцам придется жить бок о бок с этим предприятием, если его все-таки построят.
А компании «ЭкоЛюкс-Ас», на которую возложили миссию по строительству завода, похоже, важна лишь собственная нажива. Надо сказать, что и без этого проекта дела у организации шли неплохо.
По информации из открытых источников известно, что компания занимается техническими испытаниями и анализами. На рынке работает с 2009 года. Владеет и руководит фирмой один человек – некий Амриев Хусен Зелемханович. Данных о нем найти не удалось.
Степногорцы же от отчаяния попросили помощи у своего земляка Нурлана Сабурова и даже выдвинули его на пост акима города.