$ 520.02  608.79  6.57
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
11.12.2025, 16:47
Интервью

8 млрд – в карманы мошенников: какой банк лучше всего защищает от афер в Казахстане?

Каждое второе мошенничество в стране происходит именно в Сети

8 млрд – в карманы мошенников: какой банк лучше всего защищает от афер в Казахстане?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото freepik.com

Они обещают легкий заработок, выигрыши, подарки и кредиты без переплат – интернет-мошенники в Казахстане с каждым разом становятся все изощреннее. За девять месяцев этого года казахстанцы отдали онлайн-аферистам 8,3 млрд тенге. Правоохранители завели более 20 тысяч уголовных дел, рост по сравнению с прошлым годом составил 26%. Эти цифры говорят сами за себя: цифровая преступность стремительно опережает защитные механизмы, а жертвами становятся тысячи казахстанцев, доверившихся фейковым звонкам, сайтам и сообщениям. Почему люди попадаются в сети аферистов, достаточно ли мер принимается для борьбы с ними, какие банки защищают интересы своих клиентов лучше остальных в этом вопросе и как не стать жертвой мошенников, в интервью Azattyq Rýhy рассказал генеральный директор общественного фонда «Финансовая культура Казахстана» Юрий Ли.

– Юрий Виссарионович, финансовое мошенничество в Казахстане достигло катастрофических масштабов. Почему казахстанцы все чаще попадаются в их сети? Причина кроется в наивности и доверии людей, банальном желании заработать легких денег или в низкой финансовой грамотности?  

– Здесь букет проблем и нельзя сказать, что одна из них превалирует. Но одно можно сказать точно: мошенники могут масштабировать бизнес благодаря технологиям, благодаря вовлеченности большого количества людей в социальные сети и мессенджеры – ими мы пользуемся постоянно, благодаря социальной инженерии, когда выстраиваются специальные воронки под каждую группу людей, под их потребности и благодаря этой социальной инженерии происходят манипуляции, при которых человек либо пугается, либо у него включается корысть и жадность, либо у него даже может включиться чувство долга, благодаря которому он попадает под манипуляцию и начинает выполнять действия мошенников-инструкторов.

Финансовая грамотность свою роль тоже играет, но в наших кейсах, а мы много работаем с людьми, которые пострадали от мошенничества, в топе – это люди, которые ранее работали или работают на финансовом рынке. Это точно образованные люди. Одна девушка, назовем это романтическое мошенничество, познакомилась с мужчиной, попала под манипуляцию и потеряла несколько миллионов тенге.

Второй случай – один из бывших руководящих сотрудников страховой организации, который громадную сумму потерял, и он это делал в течение месяца. Поэтому сказать, что это были люди не грамотные, нельзя. Чтобы включилась финансовая грамотность, должна быть кнопка «стоп». Если этой кнопки нет, то человек независимо от образования, рода деятельности попадет в воронку и будет выполнять инструкции.

– Какие самые распространенные схемы мошенников вы бы назвали?

– Там, где есть спрос на какую-то услугу и товар, там есть мошенники и пока что мы не убираем из этого ряда кредитное мошенничество. Для меня топ – это онлайн-покупки. То есть огромное количество людей пытаются купить какой-то товар через социальные сети и когда они видят цену ниже рыночной в красивой упаковке, они очень быстро делают предоплату и таким образом попадают на самые разные суммы. Есть у нас случаи, когда люди через соцсети пытались купить самые дорогие айфоны за полцены. Понятное дело, что это очень большая ошибка.

Второе – лжеинвестиции в финансовые пирамиды. Когда людям предлагают огромные заработки. Для бизнеса нереально выплачивать такие дивиденды, потому что нужен финансовый результат. А мошенники благодаря потоку наличности могут это делать, распределять от нижестоящих вкладчиков в пользу вышестоящих и таким образом демонстрировать высокую доходность. Сейчас очень распространена эта тема в том числе и в сфере криптовалют. Большое количество людей на это покупается, и назвать там сумму убытков очень тяжело, потому что эта сумма латентная.

Также широкое распространение получил такой тип мошенничества как юридические услуги. Международное сотрудничество по киберпреступности и финансовой преступности не так сильно работает, как хотелось бы, и в связи с этим много дел приостанавливаются или вообще не возбуждаются. А люди хотят вернуть свои деньги и натыкаются на огромное количество реклам в соцсетях, где им предлагают бесплатно вернуть потерянные деньги в финансовых пирамидах.

Там воронка выстроена таким образом: у человека берут данные, куда и сколько он вложил, затем ему присылают фальшивые документы, что эти деньги найдены на криптобирже или в каком-то банке где-нибудь в Эмиратах. Там стоят фальшивые печати, подписи, QR-коды и человеку предлагают оплатить налоги или специальные пошлины.

При этом самое интересное, что мошенники в рекламе прямо говорят: накажи мошенников – подай к нам заявку. То есть человек потерял 2-3 миллиона и ему говорят, что нашли его деньги и сумма, которая ему полагается – 6-7 миллионов. И у нас есть случай, когда человек потерял на онлайн покупке 700 тысяч тенге, а уже «юристам» отдал 11 миллионов.

Когда мошенники вовлекают в эту аферу людей и если человек говорит, что у него нет денег и он не может сразу оплатить пошлину и налоги, то ему начинают угрожать – если ты не заплатишь в течение суток, мы на тебя возбудим уголовное дело, потому что будем считать твое обращение как клевета или ложный донос в совершении уголовного правонарушения. Они запугивают людей и самое страшное, что многих мы смогли остановить, а многих не смогли оттянуть от телефона. Человек продолжает верить, он становится заложником того, что уже суммы туда вложил и не может остановится.

– А как бы вы оценили борьбу с финансовым мошенничеством в Казахстане?

– На сегодняшний день многие поправки в законодательство введены, и я вижу, что по нашему call-центру уровень мошенничества снижается. Огромная работа проведена по пресечению мошенничества в сфере кредитования, и эта работа проводилась несколько лет. Сегодня мы видим, что вместо кнопки «стоп», которая должна у человека срабатывать, в рамках законодательства ввели специальные меры, которые называются «период охлаждения», когда человеку кредит сразу не поступает, а поступает через некоторое время и таким образом человек подтверждает, «остыл» он к этому кредиту или «не остыл». Также ввели требования по согласию супругов на получение определенного вида кредитов. К заемщикам младше 21 года и старше 55 лет ввели специальные требования, где необходимо получать согласие на ведение кредитных договоров.

Мы видим, что к определенным группам людей введены требования личного присутствия в отделении банка для получения кредита. Видим запреты на кредитование военнослужащих, которые очень часто становились жертвами дедовщины. И что радует – должны принять законопроект, где прописано, что банки должны рассмотреть заявку, где прописано, что кредит без залога и в течение одного часа с момента его подачи другой банк не имеет права оформить кредит, если видит, что этот человек в кредитном бюро подавал заявку на заем.

У нас ранее была такая ситуация, когда кредитное бюро обновлялось раз в две недели и за эту неделю человек мог набрать кредитов под завязку. Теперь банкам запрещается заключать договоры потребительского кредитования, если они не передали в кредитное бюро информацию о том, что подана заявка на потребительский кредит. Теперь банки становятся в очередь, отслеживают кредитное бюро и если какой-то банк человеку не одобрил, то другой банк сообщает в кредитное бюро, что он принял заявку в работу и в течение часа должен эту заявку рассмотреть. Я все эти вещи приветствую.

Про кнопку «стоп кредит» – инициатива введена и работает. Теперь человека нужно уговаривать, чтобы он снял с себя ограничения, что усложняет работу мошенников. И я сильно приветствую обязательную биометрию при онлайн-кредитовании. Это важная вещь.

Также радует введение уголовной ответственности за дропперство. Наконец, появилась статья и введена она по той простой причине, что наши люди не соблюдают требования информационной безопасности и передают свои банковские карты и счета в пользу мошенников, либо сами жмут на кнопки и позволяют мошенникам через свои банковские счета транзитом прогонять деньги, впоследствии обналичивая их, переводя в криптовалюту или электронные кошельки, где дальше деньги теряются. Очень часто этим людям давали статус пострадавших, но мы точно знаем, что есть категория людей, которые на этом зарабатывают.

Из этого вытекает еще один вид мошенничества, когда человеку «падает» сумма на карточку от неизвестного источника и потом его просят вернуть деньги, но дают другую карточку. Человек транзитом через себя прогоняет, а потом тот, кто переводил ему эти деньги, на него подает заявление в полицию и по суду эти деньги будут взысканы как неосновательное обогащение. Через этот инструмент мы большому количеству людей вернули деньги, которые они потеряли при мошенничестве.

– Вы назвали множество законодательных мер, а что касается финансовых структур – борются ли с мошенниками банки?

– Банки делают очень серьезные вливания в свою инфраструктуру безопасности. Они являются владельцами критической инфраструктуры. Их контролирует Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. И есть банки, к которым у меня больше доверия. В течение последнего года, когда мы запрашиваем дропперские карты, куда якобы переводить деньги, они нам скидывают перечень банков и там нет Kaspi банка. Я у них спрашиваю: а у меня карта Kaspi банка, почему я не могу пополнить счет через этот банк? Они говорят, что у Kaspi нет криптовалютной лицензии. Получается, что дропперские операции у Kaspi через систему управления рисками просто быстро блокируются. Я не знаю, как они это делают, но это факт. Получается у Kaspi есть система, которая блокирует дропперские операции и мошенники это знают.

– Юрий, и последнее – как не попасться на удочку мошенников? Дайте рекомендации, как можно распознать фейковый звонок или поддельное банковское сообщение, от 1414, что должны делать казахстанцы при попытке хищения средств?

– Самое главное – коды не сообщаем. Если звонки поступают, а они, скорее всего, будут поступать, то просто вежливо посылаем оппонента далеко. Если появляется подозрение, а вдруг это правда, то записываем номер телефона, с которого поступил звонок, с какой службы или организации поступил звонок, записываем ФИО и должность оппонента, а потом находим эту организацию, будь то банк, Энергосбыт, налоговая, правоохранительные органы или Казпочта, перезваниваем туда и перепроверяем. Самое главное – не пугаться и не бояться таких манипуляций – просто зафиксировать все данные и перезвонить, перепроверить.

– Благодарю Вас за беседу и подробные ответы.

Автор: Дана Мансур

Новости партнеров