Наша страна стала для соседей настоящим спасением
Западные автопроизводители и дилеры покинули Россию, но это не стало для них большим поводом для расстройства. Ведь рядом всегда есть спасательная шлюпка – Казахстан обеспечит и айфонами, и брендовой одеждой, и машинами, разумеется. Российский перекупщик уже поведал схему вывоза авто. Для соседей плюсы такого импорта очевидны, учитывая подросший курс рубля. Однако для казахстанцев это может обернуться весьма плачевными последствиями. Об этом корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с председателем Независимого автомобильного союза Эдуардом Эдоковым.
– Эдуард, чем массовый вывоз авто россиянами грозит нам? Не спровоцирует ли это еще больший дефицит и, соответственно, повышение цен?
– У меня, признаться честно, после того, как массово из России ушли все производители и ограничили продажи, тоже были мысли, что россияне массово хлынут к нам за покупками, и это повлияет на наш небольшой по сравнению с российским рынок продаж новых автомобилей. За прошлый год в России было продано порядка 1,7 млн автомобилей. А в Казахстане было продано 170 тысяч машин. Это я говорю про новые автомобили – легковые и мелкие грузовички. И учитывая, что такой спрос на автомобили был, то я предположил, что раз мы находимся в рамках единого таможенного союза, то у россиян не очень много вариантов, где купить новый автомобиль, причем, не оплачивая таможенные пошлины. Поэтому я подумал, что россияне хлынут к нам. Но нет. Некоторое количество автомобилей уходит в Россию, но о массовости говорить я не могу.
В первом квартале 2022 года в северном Казахстане один казахстанский дилер говорил, что ему поступает предложение о выкупе всей партии автомобилей в салоне. Но дальше этого заявления, согласно статистике, не пошло.
Можно купить автомобиль российским физическим лицом, но юридическим лицом это сложно. Если бы какой-то российский автодилер захотел купить партию автомобилей, которые собраны в Казахстане, это могло бы попасть под различные санкции. Поэтому этих вещей нет.
Российские крупные автодилеры готовы, но это невозможно по причине того, что Казахстан, продавая зарубежные бренды, несет определенные обязательства. И если казахстанский дилер продаст партию в 1000 или 10 000 автомобилей, он попадет под санкции. Соответственно, юридическим лицам невозможно у нас покупать.
А физические лица смогут у нас покупать и даже смогут сэкономить. Во-первых, они смогут купить у нас новый автомобиль, потому что в России сейчас это крайне сложно. Во-вторых, при всех накладных расходах – поездка в Казахстан, обмен валюты, другие расходы, – они могут сэкономить.
– Но при этом перекупщик утверждает, что напрямую россияне не покупают. Для вывоза они находят казахстанца, который покупает авто, затем продает его россиянину. Почему они действуют по этой схеме, если иностранцы спокойно могут приобретать у нас машины?
– Прямого ограничения продажи частному лицу нет. Если россиянин приедет в Казахстан, то он может спокойно купить автомобиль в салоне, так же, как и казахстанец, приехав в Россию, может спокойно купить в салоне автомобиль.
По этой схеме не могу точно сказать, кого-то из посредников не знаю. Могу лишь предположить. Во-первых, у нас у самих дефицит автомобилей и одна из причин – это сбои в поставках чипов. Поэтому производство автомобилей на заводах по всему миру меньше, чем спрос на эти автомобили. Соответственно, все это вызвало дефицит еще в середине прошлого года. И до сих пор эта ситуация не исправилась. То есть дефицит чипов, логистические проблемы, подорожание металлов – мировые проблемы, которые случились еще до февраля 2022 года.
Плюс наложился февраль – полный уход с российского рынка всех зарубежных автопроизводителей. С российского рынка, кстати, на казахстанский поступало довольно большое количество различных автомобилей разных брендов, собираемых в России. Все это шло и формировало казахстанский рынок. Когда эти машины перестали поступать в Казахстан, то это тоже повлияло на дефицит.
Плюс эта замечательная стомиллиардная программа льготного кредитования, которая тоже подкинула масла в огонь, потому что итак дефицит, а еще подкинули льготные деньги. Все это еще больше подогрело спрос, а количество автомобилей не увеличилось. Этот дефицит вызвал рост цен. На фоне этого дефицита казахстанцам не хватает автомобилей, а еще россияне.
Возможно, у нас существовала или существует какая-то негласная рекомендация продавать казахстанцам, а с россиян требовать дополнительные справки. Я знаю, что одно время требовали разрешение от супруга на покупку автомобиля, если вы предъявляете российский паспорт и у вас есть штамп, что вы в браке. Может быть такие препоны имеются. Хотя формально ограничений и запретов на покупку россиянами автомобилей в Казахстане нет, у нас единое таможенное пространство и вы спокойно можете прийти и купить. Но, видимо, какие-то неформальные дополнительные сложности для россиян в автосалонах существовали. Наверное, это и есть одна из причин, почему россияне покупают автомобили через посредников.
– Многие казахстанцы связывают подорожание новых авто с курсом рубля. Так ли это на самом деле?
– Влияние курса рубля на наши цены не велико. Был период, когда российская валюта ослабла, и тогда мы ездили в Россию покупать товары. Сейчас, какой бы ни был курс российской валюты, он может влиять лишь на цены на российские автомобили. Если их автомобиль стоил миллион рублей, то по курсу нормальному 6 тенге за рубль – это 6 миллионов тенге. Сейчас не корректный, не понятный, не отражающий экономическую ситуацию курс в 8 тенге за рубль. То есть эта же машина стоила бы 8 миллионов тенге. Эта разница существенна.
Но это при условии, что вы покупаете автомобиль из России. Но как я вам сказал, автомобилей в России сейчас нет. Ни российских, ни зарубежных. Все поставки прекращены, за исключением китайских и корейских. Это крайне небольшое количество и их даже для самой России не хватает. Поэтому поставки этих автомобилей в Казахстан до нуля сократились. Так что курс влияет только на автомобили, которые идут в Казахстан из России и никакого влияния на стоимость автомобилей у нас не имеет.
Возможно, логистическими моментами влияет на наши цены, так как много шло через Россию. Например, немецкая компания поставляла в Россию, условно, 10 тысяч автомобилей. Из них 2 тысячи – это были автомобили казахстанских компаний, которые шли транзитом для Казахстана. А сейчас все эти логистические пути закрыты и все либо идет в обход, либо не поставляется. Вот эти логистические проблемы косвенно влияют на рост цен.
Но повторюсь, рост цен на автомобили начался не в этом году. Я могу сказать, что за последние несколько лет рост цен на новые автомобили составлял порядка 10-15 %, а на подержанные до 25%. Он был ежегодно в тенге. Это связано и с инфляцией, и с дефицитом, и все эти проблемы длятся до сих пор. И пандемия сильно повлияла на рост цен во всем мире, а не только в Казахстане. А в этом году ко всем этим прелестям еще добавилась Украина. И все это поломало большое количество логистических цепочек. Поиск новых маршрутов, на которых увеличивается расстояние, тоже приводит к удорожанию.
Ну, и курс доллара и евро тоже влияет. Поэтому рост цен на автомобили глобальный, постковидный. Повлияли геополитические проблемы и вот этот наш льготный автокредит. Все это привело к тому, что цены на некоторые автомобили по сравнению с прошлым годом выросли чуть ли не в два раза. Реально очень существенно и заметно.
– Благодарю Вас за беседу.
Жан МУРЗА