Через азербайджанский нефтепровод казахстанские власти направят 1,5 миллиона тонн на экспорт
Тревожная ситуация вокруг Каспийского трубопроводного консорциума все сильнее озадачивает казахстанских чиновников и госменеджеров. Регулярные и надуманные причины остановки работы объекта вынуждают искать пути обхода России. Очередная проблема с транспортировкой сырья через нефтепровод заставила «КазМунайГаз» задуматься над маршрутом из Актау в Баку, по которому могут пойти новые объемы углеводородного сырья. Нацкомпания сейчас активно ведет переговоры с азербайджанскими коллегами. Однако эксперты советуют особо не надеяться на этот путь – в реальности транспортировке нефти мешает множество факторов. О них корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с аналитиком нефтегазового сектора Сергеем Смирновым.
Перед интервью небольшая ремарка: ранее мы уже осуществляли транспортировку углеводородов по этому маршруту. Однако в 2015 году перевозка нефти из порта Актау в Баку была серьезно снижена из-за того, что объемы переориентировали в трубопровод КТК. Сейчас более 70% всей нефти Казахстана идет на экспорт именно по этой трубе.
– Сергей Леонидович, смогут ли стать поставки нефти через Азербайджан альтернативой Каспийскому трубопроводному консорциуму?
– Это просто глупость и не станет альтернативой КТК, честно говоря. У Казахстана денег не хватит. Сам нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан большой и не загружен полностью. Тут дело в другом. Помните, наши власти построили 6 танкеров. Так вот, в феврале 2020 года три танкера из шести – «Атырау», «Актобе» и «Орал» были проданы государственной национальной компанией «Казмортрансфлот» частному лицу. Причем я специально смотрел и нигде не нашел фамилию этого частного лица. Поэтому у Казахстана теперь нет необходимого количества танкеров для морских перевозок. Построены были эти танкеры за бюджетные деньги. Как всегда у нас прошла вот такая тихая приватизация. В итоге осталось три танкера, принадлежащие нацкомпании, которые перевозят к нефтепроводу 1,5-2 миллиона тонн, не больше. Другого пути доставить нефть до Баку нет, только танкерами через Каспий.
И этот маршрут, конечно, дороже и менее выгоден. К примеру, из Атырау нефть сначала нужно везти по железной дороге до порта Актау. Там углеводороды наливают в резервуар. Потом из резервуара порта через причал в танкер. А судно с уже погруженной нефтью поплывет из Актау в Баку. В азербайджанском порту сольют товар с танкера в резервуар порта. Потом с этого резервуара по железной дороге через две границы до порта Батуми, и только там нефть грузится в большие танкера и идет через Черное море к потребителям. Поэтому маршрут получается дороже, потому что он сложнее.
Арендовать другие танкеры не так просто, они же все расписаны, у них есть контракты на годы вперед. Покупать новые танкеры после продажи тех трех нелогично. И в целом, это очень большие затраты. Покупать б/у танкеры не стоит однозначно.
Плюс ко всему надо заметить, что у Азербайджана экспортируется легкая нефть. У нас нефть в основном высокосернистая, ее надо еще предварительно очищать от серы. Наша такая нефть убьет качество их нефти. У них нефть еще по более высокой цене идет. А договариваться об очистке нужно не только с «КазМунайГазом», ведь на месторождениях есть другие иностранные акционеры. Казахстан же не владеет 100%-ной добычей. А они качают свою нефть по КТК, поэтому я не думаю, что у них большой интерес вызывает развитие этого маршрута Актау – Баку – Джейхан. Туда нужны серьезные капиталовложения.
– Через Азербайджан наши власти планируют экспортировать 1,5 млн тонн нефти или около 30 тысяч баррелей в сутки. Это большие объемы? Они сопоставимы с объемами КТК?
– 1,5 миллиона тонн – это капля в море. Это всего 2,5% от всего экспорта казахстанской нефти. Казахстан экспортирует около 70 миллионов тонн нефти. Проблему экспорта это абсолютно не решает.
– Помимо Азербайджана есть ли какие-то другие альтернативные маршруты для экспорта нашей нефти? Допустим, расширение китайского нефтепровода с запада до Атасу.
– По китайскому нефтепроводу ситуация такая: там 10 миллионов тонн идет российской нефти. И всего 1-2 миллиона тонн казахстанской. Поскольку объемы законтрактованы, теперь ведь не будут они ради Казахстана разрывать объемы с Россией. Мол, мы российскую нефть не будем брать, как на западе, откажемся, возьмем казахстанскую. Китай на это никогда не пойдет, это понятно. Ну и плюс нельзя забывать, что надо договариваться с иностранными акционерами.
– Выходит, у нас совершенно нет других выходов, кроме как терпеть постоянные надуманные ЧП на КТК?
– В обозримом будущем нет. У нас чуть ли не весь объем экспорта нефти – больше 70% – идет по КТК. 1,5-2 миллион тонн нефти у нас идет экспорт в Баку – Джейхан, 1-2 миллиона в Китай. Атырау – Самара тоже через Россию все-таки.
Но я думаю, Казахстан сможет и дальше пользоваться КТК. Я считаю, что все-таки проблемы на объекте есть, допустим, последнее ЧП – это найденные трещины на выносных причальных устройствах.
Если строить новы трубопровод, возникает вопрос – куда? Строить подземный трубопровод через Каспий? Ну, во-первых, надо получить разрешение всех 5 стран, которые имеют выход к морю. Ирана в том числе.
Потом, дно Каспийского моря довольно не устойчиво, тектоника не спокойная. Всегда есть возможность разрыва этого нефтепровода. Поэтому не все прикаспийские страны согласятся. Тот же Туркменистан, думаю, не будет голосовать за то, чтобы Казахстан строил свой нефтепровод по дну Каспия, Россия тоже будет возражать.
И самое главное – кто будет инвестировать? У Азербайджана денег нет, у Казахстана нет. Рассчитывать на запад? Они не будут вкладываться в этот подводный нефтепровод. Даже если будет соглашение всех пяти стран, вряд ли западные страны будут бешеные деньги вкладывать в этот нефтепровод.
– Благодарю Вас за содержательную беседу.
Жан МУРЗА