«Особенных деток стало больше»: как инклюзивное образование развивается в детских садах

Автор: Сейтказин Ардак

Только один из столичных детсадов посещают 25 малышей с различными нарушениями

Фото из открытых источников

Несколько десятков лет слово «инклюзия» было знакомо не каждому. Сейчас  же совместное обучение деток с разными диагнозами вместе с остальными ребятами стало нормой. Эту проблему перестали игнорировать и что самое важное, за нее взялись. Причем основательно. О том, какие реформы помогают развиваться инклюзивному образованию в детских садах, корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с заведующей детским садом №1 «Байтерек» города Нур-Султан Гульнарой Бектургановой.

– Гульнара Канапьяновна, как сейчас изменилось дошкольное образование? Какие нововведения нынче есть в детских садах? Что государство делает для них?

– Для начала я хотела бы представиться. Мой стаж руководителя около 30 лет. Я всю жизнь отдала дошкольной системе, имею два образования. Деятельность свою я начинала в городе Семей, последние 4 года работаю в столичном детском саду.

Наш детский сад типовой. Это коммунальное государственное казенное предприятие на праве оперативного управления. Мы дошкольная организация, имеем какую-то определенную свободу, но мы регламентированы огромным количеством нормативных документов. Самое первое – закон об образовании, второе – типовые правила. То есть у нас есть определенный норматив, подчиняясь которому мы работаем.

А касательно нововведений я хочу сказать следующее. Мы работаем согласно нашему годовому плану, у нас какие-то свои определенные планы, программа развития своя есть. Мы работаем по методической теме: «Инновационные методики, технологии как одно из средств предоставления качественного образования детям дошкольного возраста». 

– А что стало с программой «Балапан» которая многим детям дала возможность попасть в детские сады?

– Программа «Балапан» практически завершена. Она достойно отработала и постановлением 2014 года была закрыта. Но мы продолжаем по ней работать. Не то чтобы по ней, но продолжение этой программы находит свое воплощение в государственно-частном партнерстве в дошкольных организациях. То есть существуют дошкольные организации, которые берут государственный заказ и осуществляют свою деятельность, предоставляют услуги по дошкольному воспитанию.

– Насколько мне известно, ваш детский сад особенный, экспериментальный. Расскажите об этом подробнее.

– На базе нашего детского сада, работает экспериментальная площадка. Она называется «социализация личности ребенка с особыми образовательными потребностями через развитие творческих, коммуникативных и общих способностей». Почему именно эта тема взята? Вы, наверное, знаете или имеете представление, что такое инклюзивное образование.

Инклюзивным образованием я занимаюсь более 20 лет. То есть еще в Восточном Казахстане я с этим начала работать, и меня в течение всей моей практики сопровождают дети с особыми образовательными потребностями. Когда я только начала работать, у меня были в группе детки с нарушением слуха. Сейчас мне осталось 7 лет до пенсии, и я, приехав в Нур-Султан, прошла конкурс на должность заведующей этим детским садом. И вот опять встречаюсь с детьми с нарушением слуха.

У нас в детском саду есть группа для детей с нарушением слуха. Помимо этого, мы третий год работаем с детьми с особыми потребностями, это наши особые детки, они находятся внутри нашего детского сада в обычных общеобразовательных группах.

У нас 13 групп в детском саду, из них одна – это группа детей с нарушением слуха. Там 10-12 детей должны заниматься по правилам и 12 обычных групп. Так вот из 12 групп, в 10 группах у нас есть особые детки. Закон об образовании определяет, что такое инклюзивное образование и каким образом оно осуществляется. По закону количество инклюзивных детей в группе не должно превышать 3. На соотношение один к трем должно уменьшаться количество детей в этой группе.

Третий год мы работаем в этом эксперименте. И теперь у нас таких детей в детском саду 25. То есть в каждой группе по 2-3 ребенка. Это дети с такими диагнозами как задержка психического развития, например, есть задержка психоречевого развития, есть различные диагнозы.

Но мы сейчас не говорим о диагнозах, мы говорим о том, как нам психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) определяют направление работы. Дается заключение комиссии, что этому ребенку в обычной группе дополнительно нужен педагог логопед или специальный педагог-дефектолог, или, например, специальный педагог-психолог. У нас в районе, а у нас достаточно большой Байконурский район, именно такое большое количество особенных детей принял наш детский сад. А дело в том, что я эту работу давно веду и знаю, поэтому я в этом направлении стала работать.

– А есть какие-то изменения в работе с особенными детками в последнее время? Вообще много таких деток?

– Если в начале своей деятельности еще в советское время, а это было 25-26 лет назад, на весь детский сад у нас было 1-2 ребенка с такими образовательными потребностями, то теперь практически в каждой группе есть 2-3 таких детей.

То есть, если сейчас мы не будем в сфере инклюзивного образования работать, это будет большой пробел. Поэтому я очень рада тому, что очень много государств обращают внимание на этот вопрос.

В этом году был принят закон об инклюзивном образовании. Это такой закон, который внутри объединяет 4 закона. То есть вопросы об инклюзивном образовании на острие сейчас стоят и в школах, и в дошкольных организациях. И вообще в образовательных организациях, и в обществе в целом. Поэтому не просто так мы этот вопрос взяли, и не просто так работает экспериментальная площадка. Наша главная цель и задача экспериментальной площадки – это социализация личности ребенка.

Я много лет работаю в сфере дошкольного образования и на встречах с родителями, на собраниях мы говорим, что является основным предметом деятельности дошкольного образования. Если простыми словами говорить о том, какая основная задача у нашего детского сада, я всегда говорю «Это научить ребенка жить в среде своих сверстников». Если мы научим детей, имеющих особые проблемы, жить в среде со сверстниками, если они пойдут со сверстниками в школу дальше и продолжат учиться, то мы выполнили свою задачу, этого ребенка в общество мы социализировали. И свою основную свою задачу мы выполнили. А в дальнейшем система непрерывного образования продолжит с этим ребенком работать.

– А какие методики в обучении вы используете? 

– Мы стараемся использовать как проверенные годами, так и новые методики, новые технологии. Используем блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Зайцева. Рассматриваем игровые технологии, коммуникативные. Последние 2 года я работала над модернизацией внутри групповых помещений.

Каждая группа имеет в достаточном количестве игрушки, но помимо этого она имеет напрямую выход в интернет. В каждой группе у стоит огромный экран, который воспитатели могут поднимать как им удобно, свой персональный ноутбук или компьютер, свой проектор.

То есть когда педагогу нужно, любую дидактическую игру, любой материал он  демонстрирует в новом современном формате. Это про нововведения.

Я к этому очень долго шла. А  в этом году у меня все планы сбылись и теперь детский сад полностью оснащен, чему я очень рада.