Реформы в образовании: внедрять нельзя оставить

Azattyq Rýhy

Помогают ли госпрограммы улучшить качество знаний, размышляет Рахман Алшанов

Фотоколлаж AR

Обеспечение страны высококвалифицированными кадрами на сегодня едва ли не приоритетная задача для власти в широком смысле этого слова. Не секрет, что какое-то время страна шла, что называется, по накатанной – на базе советского наследия. Затем стал вырисовываться контур национального подхода в образовании с созданием соответствующей инфраструктуры. Безусловно, есть чем гордится, но и нерешенным проблем, к сожалению, остается немало.

Одна из них – «утечка мозгов». По самым разным причинам некоторые специалисты высочайшего класса пакуют чемоданы. Уезжают навсегда. Оттого, в том числе, необходимы точечные реформы в сфере образования – чтобы казахстанская молодежь, получив знания международного уровня, предпочитали оставаться на родине.  

Ректор университета «Туран», профессор, доктор экономических наук, посвятивший всю свою жизнь образованию, в интервью Azattyq Rýhy рассказывает о переменах в сфере знаний, необходимости госпрограмм, реформ, новых подходах в обучении и подготовке кадров. Причем, забегая наперед отметим, что Рахман Алшанов ответил и на некоторые неудобные вопросы.  

– Рахман Алшанович, какие достижения за последние годы в сфере образования вы можете отметить?

– Наша система образования прошла непростой путь. Если в первое десятилетие после развала Союза важно было сохранить базу – ВУЗы объединялись, искали пути, то потом были уже несколько иные подходы. Разрешили частное образование, создалась конкурентная среда, потом пошло образование уже национальных университетов, укрепление их материально-технической базы, открывались новые лаборатории, появилась программа «Болашак», программа мобильности для студентов, когда учащиеся могут поехать в любой зарубежный ВУЗ за счет государства, стажировки. Большое внимание стали уделять повышению квалификации преподавателей, им часто повышают заработную плату.

Все это способствует решению главной задачи – обеспечить страну высококвалифицированными кадрами. Наша республика меняют структуру своей экономики, происходят большие изменения. У нас впервые обрабатывающий сектор обошел по объему выпускаемой продукции горнодобывающий сектор. И 99% работников обрабатывающего сектора – это выпускники казахстанских ВУЗов.

– Насколько эти кадры можно назвать квалифицированными? Каков уровень подготовки специалистов в наших университетах?

– Мы постоянно прикладываем усилия для подготовки качественных кадров. Мы устанавливаем связи с зарубежными университетами, организовываем выезды. Министерством образования в свое время было принято решение о переводе на казахский язык десятков зарубежных книг в ведущих университетах мира. Тиражом около 500 тысяч эти книги поступили к нам, пополнив фонды университетских библиотек. Открыта электронная библиотека. Ежедневно ее посещают тысячи студентов со всех регионов страны. Студенты Восточного Казахстана могут смотреть лекции из Атырау и так далее. Такую уникальную возможность создали.

Сейчас ВУЗам разрешено самим разрабатывать образовательные программы. Раньше обучали просто специальности, но все ведь изменчиво, специальности могут устаревать. А сейчас сами ВУЗы могут модернизировать свои программы обучения и идти в ногу со временем.

Конечно, порой раздается критика в адрес ВУЗов о том, что они не так готовят, не тех специалистов готовят и прочее. Но это естественный процесс, потому что сейчас работодатели стали более пристальное внимание обращать на систему образования. Сейчас проводится рейтинг образовательных программ, сейчас разрабатывается новый национальный документ о персональных квалификациях. То есть человек, получив сперва образование, должен потом получить квалификацию. То есть, университет только обучает, а присваивает квалификацию независимый центр. Так делается во всем мире. Эти изменения у нас происходят прямо сейчас.

Безусловно, сейчас сферу образования пытаются реформировать. Все говорят, мол, мы уже устали от реформ. Но с другой стороны надо понимать, что мы долгое время были в системе Советского союза, в которой, конечно, было много хорошего, но тем не менее сейчас динамика изменений огромная и нужно за ними поспевать и вовремя внедрять реформы. Технологии меняются очень быстро, поэтому мы перешли на трехзвенную модель обучения, а многие этого не понимают. Бакалавриат дает фундамент, в магистратуре нужно совершенствовать специальность, а в магистратуре углублять.

Но многие все равно до конца не понимают. Если мы хотим построить инновационную экономику, то кто ее будет делать? Вряд ли ее сделает бакалавр. У нас пирамида распластана. Посмотрите, Южная Корея, на которую мы хотим равняться, готовит ежегодно 59 тысяч докторантов. А у них население всего лишь в три раза больше, чем у нас. А у нас же докторантов ежегодно 2 тысячи. И, естественно, что именно они занимаются реализацией инновационных программ.

Мы со своей стороны готовим таких специалистов, но с другой стороны, к примеру, наш проректор говорит, что пришла тысяча выпускников школ на специальность «Биотехнология». А завтра куда они будут трудоустраиваться? Таких компаний биотехнологических у нас пока очень мало. Поэтому кадровый вопрос касается не только высших заведений, но и работодателей.

Недавно выступал генеральный директор одной из строительных компаний. Он плачет, стонет, мол, не хватает каменщиков, строителей. Но ведь он может взять профориентацию на себя. А он, как только узбеки перестали работать, выбежал на улице рассказать о своих страданиях. Надо и работодателям вести профориентационную работу.

– Сказалась ли на качестве знаний своеобразная «чистка» среди ВУЗов?

– По оптимизации ВУЗов – это большой вопрос. В свое время разрешили всем открывать их, многие понаоткрывали, но не все смогли обеспечить качественные знания, оснастить материально-технической базой, сильных преподавателей привлечь. Сегодня из 129 ВУЗов некоторые уже объединились. Остальным Министерство образования говорит: «Если не можете обеспечить качество, закрывайтесь. Или превращайтесь в колледжи, или университет пусть меняет статус и становится академией, институтом». Такая работа должна проводиться.

– Госпрограммы развития образования тоже помогают повышать уровень знаний у студентов?

– Да, конечно. Хотел бы выделить программу «Серпiн». Это хорошая программа. У нас в северных регионах дефицит кадров. Учителя, врачи уезжают. В России дефицит кадров и они всеми путями из Казахстана, Украины вытягивают кадры. В ВУЗах у них не хватает абитуриентов, государственные гранты не осваиваются, поэтому создана программа «Серпiн», чтобы молодые специалисты из южных регионов переезжали в Северо-Казахстанскую область работать. Например, молодой специалист окончил ВУЗ, а где ему дальше работать и жить? На зарплату врача не снимешь квартиру, а так он получает материальную базу для своей жизнедеятельности. Поэтому такие программы, конечно, необходимы и очень полезны.

– Благодарю за интервью.

×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.