Как легендарные хоккеисты открыли школу в Нур-Султане

Автор: Сейтказин Ардак

Константин Пушкарев и Талгат Жайлауов передают богатый опыт подрастающему поколению

Фото: hcbarys.kz

Год назад нападающие сборной Казахстана по хоккею с шайбой и клуба «Барыс» Константин Пушкарев и Талгат Жайлауов завершили свою игровую карьеру. Как правило, бывшие успешные хоккеисты уходят в бизнес или становятся тренерами, и лишь небольшая часть идет в детский хоккей – учить маленьких детей одному из самых зрелищных видов спорта. Но легендарные игроки выбрали именно этот, может и сложный, но интересный путь – передавать знания и опыт тем, кому он действительно необходим. Более того, они привлекают к тренировочному процессу и других игроков, например, голкипера Дмитрия Мальгина, который работает с маленькими вратарями. Пока они тренируют детей на ледовой арене «Тарлан», арендуя лед, но мечтают о собственной коробке и полноценной школе мастерства, передает Azattyq Rýhy.

Для справки: Константин Владимирович Пушкарев (12 февраля 1985, Усть-Каменогорск, СССР) – казахстанский хоккеист, крайний нападающий.

Воспитанник усть-каменогорского хоккея, тренер – Владимир Беляев. Чемпион России в составе «Авангарда» (2004 г.).

Лучший снайпер юношеского чемпионата мира 2003 (разделил это звание с Александром Овечкиным) – 9 шайб.

В том же году выбран на драфте НХЛ «Лос-Анджелес Кингз» во 2-м раунде, под общим 44 номером.

В 2005-2007 годах выступал за «Лос-Анджелес Кингз», провел 17 матчей, забросил 2 шайбы, сделал 3 результативные передачи. В первом сезоне КХЛ, играя за «Металлург» Мг, стал бронзовым призером чемпионата.

В беседе с Константином Пушкаревым мы не только затронули тему детско-юношеского хоккея. Нельзя было обойти вниманием «проблему» расставания с большим спортом, а также оценку нынешней ситуации в казахстанском хоккее в целом. Но детище Пушкарева – детская школа – безусловно, стало центральной темой интервью.

– Константин, давайте начнем с самого, с одной стороны, банального, с другой – сложного. Как родилась идея открыть свою детскую хоккейную школу?

– На самом деле, эта идея зародилась очень давно, и мы это обговаривали с Талгатом. И, когда мы встретились в очередной раз, снова обсудили все детали и приступили к реализации. В результате, несколько месяцев спустя, с марта 2021 года мы получилось открыться.

– Как вы пришли к тому, что пора завершать хоккейную карьеру и стать именно детскими тренерами?

– По поводу окончания карьеры, уже было понятно, что, если играть, надо за что-то цепляться. А играть в хоккей ради хоккея я, например, уже не видел смысла. Если говорить про направление, то становиться детскими тренерами целенаправленно, никто не думал. Но в конечном итоге, это же наш опыт, который нужно передавать детям. И мы это делаем.

– Школа мастерства Golden Wolves открылась весной этого года? Как родилось это название?

– Название связано с нашим детством, когда мы сами еще только учились играть в хоккей. Плюс оно созвучное, мы сделали красивый логотип. И так подумали, есть же Golden Nights - профессиональный американский хоккейный клуб из штата Невада, который в свой дебютный сезон вышел в финал Кубка Стенли, где проиграл Washington Capitals, а у нас - Golden Wolves. Нам показалось это интересным. Считайте, «Алтын каскырлар», посмотрим, может, в следующий раз так и напишем.

– Сколько сегодня у вас тренируется детей?

С середины марта, как мы открылись, к нам пришли, и мы тренируем около 50 детей в возрасте от 6 лет и старше. Но сейчас с начала июля, мы начинаем предсезонную подготовку и открываем еще одну группу.

– Сложно находить общий язык с детьми?

– Конечно, порой с детьми сложно. С ними не работает один общий подход, как например во взрослой команде, где тренер сказал – и все выполняют. Здесь нужно быть и тренером, и психологом, разный подход. Кому-то нужен кнут, кому-то наоборот, надо выдавать пряники и постоянно хвалить. Поэтому с детьми все индивидуально, они очень разные, надо смотреть. Опять же, если на ребенка, который только начал заниматься хоккеем, да и не только хоккеем, а любым видом спорта, сразу орать, он закроется и будет отказываться ходить на тренировки, а начнешь хвалить -он включается в работу. Но опять же, главное не перегнуть, постоянно мягко относиться тоже нельзя – они начинают наглеть и не выполнять задания. Так что надо исходить из ситуации и конкретного ребенка. По сути, тренер – это второй отец для детей, для меня лично так и было, когда я начинал свой путь.

– В июне вы провели свои первые хоккейные сборы. Обычно, частные школы Нур-Султана проводят их в столице, вы же решили провести их на специализированной спортивной базе на курорте Боровое. Как уживались с мальчишками, учитывая, что там не было детей старше 10-12 лет? Говорят, у вас была дисциплина, как в армии?

– Знаете, было довольно-таки легко. Во-первых, все ребята молодцы, очень воспитанные, поэтому проблем у нас с ними не возникало. Плюс, мы подтянули дисциплину. На первом собрании сразу обозначили «правила игры» - что можно, а что нельзя. Так что дисциплина была и правда. Как в армии: шаг сюда, шаг туда – расстрел (смеется - AR). Поставили ребят, объяснили, что будет за невыполнение требований тренеров. Например, не спите в сон час – отжимания, берпи и планка, за нехорошее выражение, а это тоже бывало – 20 отжиманий. Дети один-два раза нарушили дисциплину – поняли, непонятливые сделали три раза, а потом тоже сделали выводы, что лучше соблюдать требования, как себя вести. В итоге, вопросов больше не возникало. Конечно, были моменты, где-то капризничали, где-то устали, но в дисциплине, в быту ребята очень хорошо себя показали. Нам даже сотрудники базы сказали: «Какие хорошие у вас дети».

– Константин, как в целом, на ваш взгляд, развивается хоккей в Казахстане, какие перспективы у порастающего поколения и какими главными качествами должен обладать на ваш взгляд тренер?

– Хоккей развивается, это однозначно. Открывается много школ – в Шымкенте, Алматы, например. Много детей идут в хоккей, занимаются и это очень хорошо. Проблема в том, что не хватает катков, не хватает льда. Чтобы хоккей развивался стремительно, нужно строить больше катков. Это – первопричина. Второе – нужно открывать тренерские школы, чтобы наши казахстанские тренеры обучались всем новым тенденциям мирового хоккея. И третье, конечно же, сделать более доступным. Потому что хоккей – очень дорогой вид спорта, и практически все ложится на плечи родителей. Очень дорогая форма, клюшки и так далее. Если будут все эти компоненты, то будут появляться больше хороший игроков. Конечно, очень радует, что наша молодежь где-то начинается играть, но в любом случае нужно, чтобы большее количество детей занимались спортом. Чтобы катки были не только в больших городах, но и в тех же поселках и отдаленных населенных пунктах.

– С каким сложностями вам пришлось столкнуться при открытии школы и какие проблемы возникают по ходу?

– Не скажу, что возникли сложности при открытии школы. А планы по развитию большие, но, конечно, все зависит от финансирования. Конечно, хочется свой собственный каток - модуль, но для этого нужна земля, а она очень дорогая и инвестор, который будет готов вложиться в детей. Мы работаем над этим вопросом и надеемся, что в будущем у нас получится открыть полноценную школу.

Теги: