Новый президент Кыргызстана. Закончатся ли на этом перевороты?

Автор: Azattyq Rýhy

За Садыра Жапарова отдали голоса 79% избирателей

Фото: dw.com

Пока Казахстан был занят парламентскими выборами, в соседнем Кыргызстане в тот же день, 10 января, выбрали нового президента страны. Им стал ранее исполнявший обязанности главы государства и премьер-министра Садыр Жапаров. Однако факт победы на выборах еще не гарантирует долгого пребывания у власти. Многие прочат Жапарову президентское кресло лишь на год, а затем снова – переворот и новая власть. Верить ли подобной теории, сможет ли новый президент изменить жизнь в стране, пережившей три вооруженных переворота и множество локальных конфликтов, корреспонденту Azattyq Rýhy рассказал политолог Замир Каражанов.

– Президентом Кыргызстана стал Садыр Жапаров – бывший депутат, освобожденный из тюрьмы. Какую политику он будет осуществлять, как вы думаете? 

– Все политики, приходившие к власти в Кыргызстане, говорят о курсе на благополучие и процветание. И до Садыра Жапарова все президенты об этом говорили, и, как мы видим, многие из них плохо кончили. Поэтому говорить о том, что Жапаров будет придерживаться какой-то экстраординарной стратегии, не стоит. Я думаю, что он будет просто реагировать на текущие события и в этом формате развиваться. Во время предвыборной кампании я ни разу не видел от кыргызских кандидатов на пост президента, чтобы кто-то из них давал развернутый план действий в области экономики, социальной сфере – в ключевых и чувствительных направлениях. У них все кандидаты были за развитие и процветание, но это просто общее проявление, которое ни к чему не обязывает и, скорее всего, ни к чему не приведет.

– Почему следующую смену власти считают вопросом времени? Звучит множество мнений о том, что через год свергнут и этого президента.

– Это, я думаю, в силу привычки. Люди смотрят на Кыргызстан и оценивают: не каждый президент ведь отсиживает весь свой срок на своем кресле. Скорее всего, исходя из этого и существуют такие мнения. Но причин на то, почему так происходит, конечно, гораздо больше. Это уже не просто привычка. Это нерешенные проблемы, это рост протестного настроения, это неэффективная работа госаппарата, бюджетных сфер. Те структуры, которые должны были заниматься социальными, экономическими задачами, оказались недееспособными. Естественно, это будет сказываться на экономике и социальной сфере. Это и от самой политической системы зависит, потому что доверие к партиям, Парламенту, правительству, и даже к президенту не настолько большое. Естественно, когда ухудшаются экономические обстоятельства, у людей растет протестное настроение и институты, которые имеют низкий уровень доверия, просто не способны поддерживать порядок, стабильность в обществе и в стране в целом.

Есть и другие обстоятельства – это регионализм. Все президенты, как правило, смотрят на страну, как на регионы – север, юг, запад, восток. Для них это характерная тенденция. То есть одного общенационального лидера, который пользовался бы авторитетом в разных регионах страны, нет. Политика – это ведь авторитет, влияние на все общество. Когда есть влияние на ограниченную часть общества, тогда не то, что легитимность, положение такого президента очень шаткое. Поэтому когда есть подозрение, что у правительства недостаточно влияния, обычно проводят парламентские выборы, которые в Кыргызстане, возможно, пройдут весной этого года. Их проводят перед решением сложных вопросов, реформ в экономике. Перед этими реформами нужны выборы, чтобы общество определилось – оно готово терпеть, но, в конце концов, победить или оно просто морально не готово к реформам.

Когда нет сильного влияния, авторитета в обществе, такие политики слабы и ничего не могут провести. Потому что для того, чтобы проводить какую-то политику, нужна воля. Он должен быть непререкаемый.

– Получится ли у нового президента Кыргызстана провести реформы и решить хотя бы часть острых проблем?

– Честно говоря, сомневаюсь в этом. Чтобы решить хотя бы часть проблем, надо сначала разобраться – что считается острой проблемой, а что нет. Затем поставить вопрос – а как эти проблемы решать? Я думаю, нынешняя власть не сможет ничего поменять. Это говорит и предыдущий опыт. Скорее всего, проблемы не будут решаться. Будет декларироваться, конечно, необходимость их решения, но конкретные действия вряд ли будут предприниматься.

– То есть жизнь в Кыргызстане не изменится и наших соседей продолжит штормить, а прошлогодний переворот не станет в их истории последним?

– Конечно. Из кризиса, из тяжелых ситуаций выходят только за счет перемен. Человек, к примеру, будет находиться в кризисе, пока не поменяет свою жизнь. Это касается и стран. Если в стране есть трудности, то выход из них – только перемены.

В Кыргызстане вся смена власти, как правило, ограничивалась лишь тем, что поменялись первые руководители. А все институты – та же полиция, правоохранительные органы в ужасном состоянии работают. Другие сферы социальной области – образование, здравоохранение, судебная система – не меняются. Меняется только власть. Люди пришли, на революциях победили, ну а дальше, я, к примеру, не видел, чтобы в Кыргызстане серьезные перемены происходили в экономике или социальной сфере.

– Спасибо за беседу.

Ромина МАКАРИМОВА

Кыргызстан: анатомия «революции»