По их мнению, верхняя палата Парламента необходима казахстанской политической системе
12 августа состоялось довольно тихое и заурядное событие – прошли выборы в депутаты Сената. Впрочем, и предвыборную кампанию кандидаты провели бесшумно и не слишком заметно. Само по себе мероприятие не привлекло сильной заинтересованности, что не вызывает удивления, – голосуют-то не простые люди. В качестве избирателей выступают депутаты маслихатов. На этом фоне в обществе стали поднимать вопрос, нужен ли унитарному Казахстану двухпалатный Парламент? Своими мыслями с корреспондентом Azattyq Rýhy поделились политологи.
Выборы в Сенат эксперты называют стандартным мероприятием для повседневной жизни – это далеко не политическое шоу. Изначально стать сенаторами хотели 94 человек, однако до выборов дошли 46. Они претендовали на 17 вакантных мест.
Несмотря на то, что выборы уже прошли и даже известны их результаты, окончательные итоги Центральная избирательная комиссия РК по закону представит через неделю. По результатам голосования в Сенате будут представлены по одному кандидату от каждого региона.
В этом году депутатский корпус достаточно серьезно обновился. Из 17 действующих депутатов переизбрались только четверо. Не секрет, что многие воспринимают работу в Сенате как своего рода политический отпуск или каникулы. Парламентариям ведь предоставляют служебную квартиру, приставляют помощника, размер зарплаты составляет больше 600 тысяч тенге, а сама работа не пыльная – изучай готовый законопроект, если есть ошибки, возвращай обратно в Мажилис. А если надоест, можно снова вернуться на крупный пост в исполнительной власти. Собственно, поэтому у многих и возникают вопросы: а зачем кормить и содержать такой орган? К тому же Казахстан – не федеративная страна. Унитарному устройству больше соответствует однопалатный Парламент. Плюс большинство сенаторов – бывшие госслужащие.
«Обычно все думают, что туда избираются никому неизвестные люди. Но они скорее неизвестны в столице, потому что они – представители региональной элиты. Например, заместители акимов, акимы районов, иногда бывшие акимы областей уходят туда, депутаты маслихатов, работники акиматов. В общем, это люди более или менее известные у себя в регионе. Иногда это могут быть предприниматели. Конечно, к новому депутатскому корпусу будет высказываться старая претензия, что, мол, «опять одни акиматовские работники собрались», но хотелось бы напомнить, что, во-первых, политическая функция Сената состоит в представлении интересов регионов и региональных элит, во-вторых, людей, прошедших школу работы в местных акиматах, в столичных органах управления слишком мало», – говорит политолог Данияр Ашимбаев.
Эксперт считает, что необходимость во взвешенности принимаемых решений все-таки нужна, как и четкое разделение: Мажилис представляет народ, а Сенат – регионы. Данияр Ашимбаев уверен, что нужно обязательно учитывать специфику регионов и должны быть люди, которые отстаивали бы их интересы на высшем уровне.
«Мажилис у нас представляет ориентир на общестрановой дискусс, а Сенат должен лоббировать региональные интересы. Но, конечно, определенная реформа нужна», – анализирует Данияр Ашимбаев.
Даурен Абаев: А нужен ли нам Сенат?
Политолог Замир Каражанов придерживается того же мнения – Сенат в нашей политической системе необходим, потому как это палата представителей регионов. В данном случае надо учитывать реалии Казахстана – мы ведь далеко не маленькая страна.
«Сенат нужен, чтобы регионы развивались. Конечно, у них должен быть свой представитель в центральных органах власти. Сенат нужен, чтобы орган контролировал работу Правительства. Сенат нужен, чтобы фильтровать законопроекты. От эффективной работы Сената многое может зависеть в нашей стране.
Речь здесь идет только о том, чтобы он работал более профессионально. Нужно менять механизм выбора. Пока у нас идет такой механизм выборов в сенаторы – по большей части отбор идет внутри маслихатов. Люди даже депутатов маслихата не знают, чем они занимаются, не знают. Естественно, и Сенат такой же. По большей части сенаторы – люди серые, нет ярких личностей, которые в своем регионе запомнились среди населения», – утверждает Замир Каражанов.
По его мнению, проблема в том, что в депутаты в основном идут госслужащие. Их интересы зачастую связаны не с проблемами населения, а с работой госаппарата.
«Госслужба на самом деле сама по себе закрытая структура. Естественно, если из этой среды люди выдвигаются в Сенат, то они такими же будут и в Сенате. Мы ведь не слышали каких-нибудь ярких личностей из этой палаты. По большей части люди там сидят от одних выборов до других. Политический плюрализм тоже может повлиять на состав и его работу. С политической конкуренцией у нас проблемы», – считает наш собеседник.
Эксперты уверены, что Сенат стране жизненно необходим. Надо лишь усиливать его роль. Однако это зависит не от самой палаты. Чтобы Сенат был эффективным, следует провести целый комплекс политических реформ, уверен Замир Каражанов. Рецепт успеха при этом прост: в политической жизни страны все большую роль необходимо отводить народному волеизъявлению. Проще говоря, пересмотреть саму систему выборов, а еще предоставить шанс гражданским активистам.
«Здесь надо пересматривать законодательство, чтобы население участвовало в выборах, чтобы самовыдвиженцы были, чтобы от партий были выдвиженцы. А то в основном Сенат представлен госслужащими, чуть меньше – бизнесменами и где-то там, на задворках, гражданские активисты появляются. Их совсем мало. Механизм выборов однозначно надо пересматривать», – заключил он.
Сейчас вполне серьезно можно сказать, что мы стоим на пороге определенных политических реформ, направленных на расширение роли Парламента. И нам нужны обе палаты. Нижняя палата представляет партии, хотя есть разговоры о необходимости перехода либо к смежной модели, либо избирания депутатов по одномандатным округам. А верхняя палата, прежде всего, представляет регионы. Поэтому необходимость в Сенате существует.