Вот почему дети все чаще отказываются идти в школу
Одна из тем моего тренинга «Десять инструментов счастливой семьи» посвящена решению школьных проблем. Сейчас многие родители ломают голову, как заставить детей учиться, что делать со сложной системой обучения и как вырастить грамотного, успешного ребенка.
«Неудобные малыши». Почему детдома превратились в «магазины»?
В начале тренинга о проблемах школы я предлагаю родителям сыграть в игру. Вы тоже можете попробовать ее дома. Я делю всех присутствующих на две команды и развожу их по разным комнатам. Одной команде даю задание написать 20 навыков, которые дает школа сейчас, а другой - 20 качеств ребенка, которые они хотят в нем видеть по достижению 35 лет. Когда через 10 минут я собираю две команды вместе, то первая зачитывает свой список навыков, который может предложить родителям школа, а вторая команда родителей в ответ перечисляет качества, которыми обладает их 35-летний ребенок. Совпадает от 3 до 5 пунктов из 20, а то и меньше. В основном, обе команды упоминают о навыке командной работы, который, в первую очередь, относится к урокам физкультуры. А остальное не просто не покрывает нужды и запросы родителя, так еще и вредит или негативно влияет на ребенка. Это страшный результат. Разочаровывающий.
В недалекие советские времена наши школы были примером для многих стран. Дело в том, что в тот момент нужны были в основном работники заводов, комбинатов и т.д. Были запросы на стандартных, одинаковых сотрудников, умеющих выполнять определенный набор функций. Без фанатизма, без креатива, без «личного подхода» к решению поставленных задач. Запрос и предложение совпадали. Родители хотели, чтобы у их детей было счастливое будущее, как и сейчас, они хотели, чтобы дети к 35 годам имели профессию, работу, достойную оплату их труда, жилье и возможность создать семью. В те времена и отношение к учителю было как к святому, потому что он был источником знаний, представителем интеллигенции, ярким примером воспитанности. В очередь становились за книгами по той же причине - нехватка информации. Что же происходит сейчас?
Манеру преподавания не изменили. Профессия учителя перестала быть престижной и уважаемой, так как оплата их труда мизерна. Поступление в педагогические колледжи и институты стало упрощенным.
Все эти обстоятельства привели к тому, что большинство педагогов пришли в эту профессию не по собственной воле и желанию, а от безысходности. И, как следствие, отношение к своей работе очень посредственное, а эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности. Что в свою очередь влияет на отношение к детям как к источнику раздражения и неприятностей. Кроме того, огромная бумажная отчетность не добавляет оптимизма.
Сейчас вся информация есть в Интернете, и ребенка нужно учить самообразовываться и «хотеть» искать необходимые ему знания. Сейчас главными качествами специалиста для любой компании являются креативный подход, нестандартное мышление, анализ ситуации на рынке, умение находить решение сложных задач и предоставлять лучший вариант.
А школа работает по прошлой модели. Все должны быть одинаковыми: отличниками, уметь зубрить, быть как все, не высовываться, не выделяться. Если ребенок не успешен в математике, а по остальным у него отличные оценки, то родителей просто заставляют найти репетитора по «не получающемуся» предмету. Зачем? Ведь по логике вещей, как раз наоборот нужно усиленно развивать то, в чем силен ребенок. А мы, родители, слушаем школу, которая твердит, что все должны быть одинаково хороши во всех предметах. Но это невозможно от природы и неправильно.
Поэтому наши дети не хотят идти в школу. Там они не могут развиваться и быть особенными и неординарными. Школа - это представитель услуги, а родитель - это законный представитель заказчика, то есть ребенка.
Сейчас повсеместно виден дисбаланс в системе образования. Ужасные, непрофессионально составленные учебники, которые вызвали волну возмущения всего общества, продолжают «обучать» наших детей. Некоторые учителя унижают и бьют детей прямо на уроках, травят или являются зачинщиками травли. Ученики, слыша домашние рассуждения родителей на тему того, какая «Марья Ивановна дура», унижают и оскорбляют учителей, а то и открыто издеваются над преподавателем. Это недопустимо. Поэтому наши дети не хотят идти в школу с ненормальными условиями обучения. И это естественно!
Если ваш ребенок говорит: «Я не хочу в школу!», разберитесь в чем дело, что там происходит? Почему он не хочет идти? Не давите. Не ругайте. Не пристыжайте. Если у вас сложились доверительные отношения с ребенком, он всегда ответит вам, что случилось. Родитель должен максимум своего времени дома посвящать не готовке, уборке и домашним урокам, а общению с ребенком, разговорам «по душам». Это важнее всего. Именно в этом общении вы вместе находите его увлечения, таланты, пристрастия и возможности. Вы узнаете, что нужно вашему ребенку, чтобы он захотел искать и получать знания. Учите его уважительно говорить с учителем, но при этом уметь отстаивать свои интересы и расставлять границы.
Родитель никогда не должен вставать на сторону школы в конфликте с ребенком. Дома он может поговорить, объяснить, что ребенок сделал неправильно, но не в момент разбирательства.
В присутствии администрации школы, педагога и ребенка, родитель всегда должен стоять на стороне ребенка. Он его защитник. Если родитель примет сторону школы, не поговорив с ребенком наедине, не выслушав его версию событий, то доверие будет потеряно. Восстановить его очень сложно.
«Закон подлецов»: ни себе, ни американцам
В нашей большой приемной семье случается много конфликтов со старшими детьми-подростками. И когда ссора заканчивается, я бегу к мужу, плачу и жалуюсь, и высказываю все недовольство поведением ребенка. Он обнимает меня и говорит:
«Ты права, он неправильно себя повел. Но вот ты мне все высказала, я тебя утешил и тебе легче. Правда? А он сейчас один сидит в эмоциях, злости, и ему некому пожаловаться. Иди обними его и поговори с ним с любовью. Без эмоций».
Если вы принимаете при ребенке сторону школы, ему некуда идти и некому излить свою боль. Подумайте об этом. Будьте мудры. Не позволяйте своему ребенку наглеть, но и не давайте, чтобы профессионально выгоревший учитель искалечил ему жизнь.
В нашей стране лишь начинается становление нормальной формы обучения в школах и сколько еще экспериментов, проб и ошибок будет на наших детях! Раньше дети не хотели учиться, но редко не хотели в школу. Сейчас наоборот они хотят познавать новое, но школа ломает их желания, и они не хотят в такую школу. Значит с нашими детьми все нормально.
Нужно, ближе пообщавшись с ребенком, найти школу, которая поможет ему вырасти в успешную, независимую, сильную личность, знающую в чем его таланты.
В свете последних страшных событий, когда мальчик пропал, оставив прощальную записку матери о травле его в школе, хочется сказать:
«Берегите своих детей! Слушайте их! Говорите с ними! Успейте их защитить! Нет ничего важнее их жизни и безопасности».
Жанна КИМ