К сделкам они привлекают хороших знакомых или родственников
Даже самые продуманные и защищенные системы имеют лазейки и бреши. ЕНПФ, к которому, казалось бы, и комар носу не подточит – не исключение. Отдельные казахстанцы вовсю проворачивают махинации по обналичиванию своих пенсионных сбережений. О благополучно отработанных на практике схемах они поведали корреспонденту Azattyq Rýhy.
Такой шанс, говорят опрошенные нами люди, выпадает не часто, поэтому не воспользоваться им – едва ли не грех. Каждый руководствуется принципом «пока дают – бери». Правда, на руки государство давать людям заработанные деньги не хочет. Поэтому приходится ухищряться и идти на обман.
Одна из жительниц Актау согласилась рассказать о махинации только на условиях анонимности. Айман (имя изменено по ее просьбе) пояснила – чтобы получить деньги из ЕНПФ наличными, придется идти на фиктивные сделки.
«Муж и его друг придумали схему, чтобы получить пенсионные наличными. В общем, сделали так, что друг якобы купил квартиру у нас. Мы ее уже переоформили на него, получили из ЕНПФ деньги и отдали их ему. Он сказал, что на эти деньги купит дачу родителям.
Мы тоже получили деньги наличными. Тоже была такая же сделка: мы купили квартиру за 11 миллионов у родной сестры этого друга. Она переоформила квартиру на нас и отдала нам наши деньги, которые ей поступили из ЕНПФ. Мы решили на эти деньги купить машину, так как двое детей у нас и их постоянно надо возить то в школу, то в садик. В итоге все живут в своих квартирах. Но через год-два мы их снова переоформим – каждый обратно вернет себе свою квартиру», – рассказала она.
Еще один пример – уже из Алматы. Здесь тоже стороны заключили фиктивную сделку.
«Ко мне обратились мои сваты. Они попросили помочь им получить деньги из ЕНПФ наличными. Я помогла, потому что давно их знаю, мы вместе работаем уже много лет, и я выдала замуж дочку за их сына. Я якобы продала им свою квартиру за 15 миллионов тенге. Фонд перевел мне эти деньги, но я их отдала им. Мы договорились, что через несколько лет они напишут дарственную на имя моего сына и квартира будет на нем. А свои выведенные пенсионные деньги кудалар решили пока не тратить, поэтому положили на депозит. Говорят, что надо брать деньги, пока государство дает, потому что неизвестно, что будет дальше и вообще, доживут ли они до пенсии. Кстати, мне они купили швейную машинку в подарок за то, что согласилась помочь им», – поделилась жительница Алматы.
Эксперты говорят, что все эти махинации были ожидаемы – люди при малейшей возможности не станут оставлять деньги в фонде, доверие к которому у многих на нуле.
«У людей нет доверия к ЕНПФ. А откуда оно будет, если зарплата у председателя ЕНПФ – 2.2 миллиона тенге? Ну, это вообще немыслимо. Надо же оглядываться на реалии – это в десятки раз больше, чем средняя зарплата по стране. Я понимаю, что ты управляющий и все остальное, но надо, в конце концов, понимать, что это наши деньги, что ты с наших, народных, денег зарплату получаешь.
Зарплата в 2,3 млн: руководителей ЕНПФ и ФСМС назвали «паразитами-миллионерами»
При этом сверхъестественную доходность управляющий нам не приносит. Я понимаю, если доходность была бы выше, чем на том же депозите в банке. Но этого нет. Если доходность не выше, зачем мы там держим деньги? Не проще ли их нам отдать, чтобы мы положили их на депозит и доходность получали не меньше, чем в ЕНПФ. Зачем нам платить управляющим, когда инвестдохода он не показывает. Какой в этом смысл?», – недоумевает экономист Арман Бейсембаев.
Получают миллионы: после скандала чиновники засекретили данные о зарплатах в ЕНПФ и ФСМС
Коррупционные скандалы, вспоминает эксперт, тоже не подправляют низкую репутацию. Вспомните: в 2014 году ЕНПФ инвестировал около 250 миллиардов долларов в Международный банк Азербайджана, который спустя три года обанкротился. Лишь в 2019 Казахстану удалось полностью вернуть вложенные деньги.
«В «Астана банке» тоже деньги застревали. То есть идут какие-то потери, которые никак не восполняются. Поэтому никто не доверяет фонду. Все понимают, что на горизонте 15 лет ЕНПФ, скорее всего, просто исчезнет как структура. В принципе, есть такая вероятность, что пенсионная система на дальнем горизонте будет демонтирована как социальное явление. Все это если даже не понимают, но, по крайней мере, ощущают и чувствуют. Эта система в том виде, в котором она сейчас существует, нежизнеспособна», – подчеркнул экономист.
Но хуже всего то, говорит наш собеседник, что ЕНПФ в основном покупает на наши с вами пенсионные деньги государственные ценные бумаги. Министерство финансов, получив наши кровные, вкладывает их в бюджет. А из бюджета их тратят уже государственные органы и квазигоссектор. В общем, получается так, что казахстанцы своими деньгами покрывают дефицит в республиканском бюджете. Иными словами, латают дыры в госбюджете.
«Из ЕНПФ периодически пополняется бюджет, мы все это видим. Наши деньги всячески пытаются использовать для того, чтобы убыточные предприятия и проекты финансировать. Это как черная дыра, в которую уходят наши пенсии. С другой стороны, понятно, что при таких вложениях имеется распил. Распиливают наши пенсии. И откуда взяться доверию?», – заключил Бейсембаев.
То ли дело пенсионный фонд Норвегии, где сконцентрировано около 1 триллиона долларов. Это образец того, как должна работать система. Норвежцы инвестируют пенсионные деньги по всему миру в самые разные активы. Причем фонд отчитывается за каждую крону. Любой норвежец, выйдя на пенсию, может рассчитывать на очень приличную пенсию. В Казахстане же ЕНПФ, как выразился наш собеседник, как черная дыра, в которой пропадают наши накопления.
Ромина МАКАРИМОВА