Срочная новость«Орали, что я казах, у меня глаза узкие»: Аман Тулеев рассказал о травле

Расчет пенсии по-новому: о чем умолчал ЕНПФ?

Azattyq Rýhy

Экономист разъяснил новшество, которое вводится уже с 1 апреля

Фото: gov.kz; arnapress.kz; zerkalo-gazeta.com

Новая методика расчета пенсионных выплат, вводимая c 1 апреля 2021 года, снижает размер ежемесячных выплат из ЕНПФ примерно на треть, тем самым настолько же увеличится срок выплаты до исчерпания средств. В результате снизится доля людей, которые смогут при жизни воспользоваться своими пенсионными накоплениями, считают эксперты.

Об этом же свидетельствуют расчеты по новой методике ЕНПФ и данные статистики по средней продолжительности жизни в РК, передает Azattyq Rýhy.

Напомним, выплаты пенсий в Казахстане осуществляются по трем пенсионным системам: базовая, солидарная (трудовая) и накопительная.

Лучшая методика – та, по которой любой человек сможет сам, без посторонней помощи разобраться как именно будут происходить выплаты. Однако мы, дабы убедиться в корректности данных, попросили помощи у финансистов и экономистов. Далее – результат совместных трудов.

Коротко о главном

А теперь расскажем вкратце и просто о том, как изменится порядок расчета пенсионных выплат с 1 апреля 2021 года – годовая сумма выплат в первый год будет равна произведению суммы пенсионных накоплений (СПН) на ставку выплат – 6,5%. Далее ежегодная индексация на 5%.

Расчет пенсии изменится в Казахстане с 1 апреля

Пример: человек, накопивший 6 млн тенге, в первый год будет получать в месяц 32 500. На второй год с учетом индексации – 34 125 тенге. И так далее.

Для тех, кто вышел на пенсию с 1 января 2018 по 31 марта 2021 года, ставка выплат остается прежней, в максимальном варианте – 10.467%, и этот человек будет получать 51 352 тенге в месяц. Хорошая новость: согласно новой методике ЕНПФ, и для них с 1 января 2022 года ежемесячные выплаты будут увеличены на ставку индексации в 5%. То есть в этой части условия равные.

Таким образом, пенсионер, вышедший на пенсию с 1 апреля будет получать на 36.71% в месяц меньше, следовательно, примерно на треть увеличится срок полной выплаты его пенсионных накоплений.

Напомним, пенсионный возраст для мужчин – 63 года. По старой методике он выберет свои накопления в ЕНПФ при достижении возраста 72.6 лет. А по новой – в 76,12 лет. При этом средняя продолжительность жизни мужчин в РК сейчас примерно равна 68 лет.

Еще один плюс новеллы для тех, кто никаких отчислений в ЕНПФ не имеет. Они будут получать 70% от прожиточного минимума (ПМ), а не 54% как раньше.

Наконец, у тех, кто вышел на пенсию до 1 января 2018 года, ежегодный размер пенсионной выплаты составляет не менее 30-тикратного размера минимальной пенсии (МП). Выплаты осуществляются по ранее выбранному графику.

Старость и радость

Как отразится на положении пенсионеров новая методика выплат ЕНПФ? Будет ли при этом учитываться инвестдоход на остающиеся средства вкладчика? Источником средств для ежегодного повышения коэффициента выплат на 5% являются деньги самого вкладчика или же фонда?

На эти вопросы мы попросили ответить нескольких экспертов.

Общий лейтмотив мнений – дать однозначные оценки исходя из информационного сообщения ЕНПФ, нельзя.

В частности, на наши вопросы ответил экономист Арман Бейсембаев.

– Информацию ЕНПФ о новой методике расчета выплат пенсионных накоплений трудно назвать полной, нет понятной для вкладчиков расшифровки механизма. Некоторые вещи можно только предполагать.

Основываясь исключительно на тексте опубликованной ЕНПФ информации можно достоверно сказать пока одно – да, новая методика увеличивает срок выплат пенсионных накоплений.

Ваши вопросы по инвестиционному доходу и по повышающему коэффициенту 5% нужно адресовать непосредственно авторам этой методики. Что же касается необходимости увеличения сроков выплат пенсионных накоплений, об этом можно говорить предметно.

– Ок, тогда другой вопрос: существует ли экономическая и демографическая необходимость введения новой методики, которая ведет к удлинению срока выплат?

– Да, обе составляющие для РК налицо. Это мировая тенденция – за счет повышения уровня жизни, успехов здравоохранения, население страны, как и планеты в целом, стареет, поэтому доля работающих во всем мире уменьшается.

Пенсионные системы ведущих стран испытывают сильное давление, по этой причине увеличиваются сроки выхода на пенсию. В Казахстане происходит то же самое с поправками на наши социально-экономические показатели.

– Обратимся к фактам: общий коэффициент демографической нагрузки – отношение числа иждивенцев к трудоспособной части – для Казахстана равен 40.8%. Это считается относительно низкой социальной нагрузкой на общество. А, главное – в РК на одного пенсионера приходится 10 работающих. Для сравнения, у США один пенсионер – на 5 трудоспособных, то же самое в ведущих странах Евросоюза. Где же тут суровая необходимость перемен?

– Да, формально все эти показатели для Казахстана выглядят благополучно, но причины для беспокойства у ЕНПФ есть. Во-первых, в РК, как и во всех постсоветских странах, высок уровень теневой экономики – по разным оценкам, от 30% до 40%. И во времена пандемии этот показатель только растет. А это значит, что все меньшая доля людей из примерно 10 млн трудоспособного населения платит налоги, делает отчисления в ЕНПФ.

Кроме того, у нас работодатели выдают «белую» зарплату в размере примерно трети от реальной. Следовательно, отчисления в Фонд меньше на две трети. Кроме, условно говоря, бюджетников.

Далее, многие самозанятые уклоняются от любых видов налогов и платы в бюджет. Понятно, что во многом здесь виновато государство, которое со времен Союза не раз обманывало своих граждан. Но также это и свидетельство незрелости гражданского общества, непонимания, что все вместе создают экономику, и неуплаченный налог – это низкие зарплаты бюджетников и небольшие пенсии.

Как известно, на Западе при всех свободах и правах личности, уклонение от налогов приравнивается к самым тяжким видам преступлений. Особенно в США.

Таким образом, по указанным выше причинам поступления в бюджет и ЕНПФ снижаются, зато выплаты растут. Дело в том, что в последние годы на пенсию массово выходят представители поколения «беби-бумеров». Всплеск рождаемости происходил примерно в период с 1946 по 1970 годы. Они будут выходить на пенсию еще ближайшие лет 10.

А главными плательщиками в бюджет и ЕНПФ в это время должны стать рожденные в конце 80-х и в 90-х годах. Но в этот период у нас была низкая рождаемость – «демографическая яма».

Следующий бум рождаемости начался в районе 2005 года и длится с небольшими перерывами и сейчас, но, чтобы новой волне «беби-бумеров» стать основными плетельщиками в бюджет и ЕНПФ, необходимо еще лет 10-20.

То есть на Западе на одного пенсионера приходится 5, а у нас формально – 10 работающих, но в реальности из-за теневой экономики получается похожее соотношение.

Во всем виноват «беби-бум»

– Все это верно для базовых и солидарных пенсий, условно, государственных. Но на накопительную часть пенсии проблемы госбюджета не должны влиять – ведь каждый вкладчик перечисляет деньги на свой счет. Какое отношение к его накопительной пенсии имеет проблема «беби-бумеров?

– Это такое же наивное представление о финансах, как у людей, думающих, что вложенные им в банк деньги лежат в отдельной «кубышке», и поэтому с ними ничего не случится. Нет, они находятся в общем обороте.

Как известно, собственником ЕНПФ на 100% является государство, в этом его сила и слабость. Сила – если не хватит денег для выплаты пенсий в самом ЕНПФ, их возьмут из госбюджета. Слабость – на нем отражаются все проблемы государства.

В последние годы по объективным причинам у нас госбюджет формируется с дефицитом, и государство, в частности, размещает ценные бумаги в ЕНПФ, занимая деньги тем самым и у фонда.

Кроме того, есть проблемы качества корпоративного управления, которые хорошо известны по ряду скандалов с неудачными инвестициями. В частности, в сомнительный азербайджанский коммерческий банк.

Поэтому совокупность вышеназванных причин, видимо, вынуждает фонд изменить методику расчета выплат пенсий в сторону удлинения срока, чтобы смягчить нагрузку на пенсионную систему.

– Не кажется ли вам, что лучше было бы вначале провести разъяснительную работу с населением, честно и внятно рассказать о проблемах и вынужденных мерах, чем просто постфактум сообщать об изменениях правил выплат?

– Да, прозрачность работы любого финансового института, тем более государственного, должна быть максимальной, необходимо качественное информационное сопровождение работы Фонда. Все это только добавит доверия и понимания со стороны населения. Позволит «слышащему государству» и обществу совместно решать актуальные проблемы.

Наоборот, недосказанность создает почву для появления всякого рода конспирологических теорий и повышает социальную напряженность. Ведь пенсии для большинства – единственный источник средств на склоне лет.

– Благодарю за разъяснения!

Марк СЕВЕРЯНИН

Вам будет интересно
«Зачем обманывать медиков?»: как героев мирного времени «кинули» с надбавками
Защита прав потребителей, уголовное правосудие. Над чем еще работает Правовой совет?
«Айдын Рахимбаев, выйди и извинись уже». Галым Байтук раскритиковал BI Group