«Конституция – это основа всей жизни в государстве»: Главному закону Казахстана 30 лет
Главный документ страны на каждом этапе отражал политические, социальные и экономические перемены

Конституция Казахстана – это не просто основной закон, а живой документ, отражающий путь становления и трансформации молодой республики. С момента обретения независимости страна прошла через несколько этапов конституционного строительства: от первых попыток закрепить суверенитет в 1993 году до масштабных реформ 1995-го. В последующие годы в основной закон вносились изменения, отражающие политические и социальные перемены, включая одну из самых значимых – конституционную реформу 2022 года. Каждый из этих шагов не только выражал политическую волю и общественный запрос, но и формировал правовую основу, на которой сегодня строится государственность Казахстана. Как создавался и менялся главный документ страны, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
Конституция Казахстана: путь от независимости к реформам
История конституционного развития Казахстана началась задолго до обретения независимости. В советский период страна жила по Конституциям, которые отражали не только идеологические установки времени, но и изменяющийся политический статус Казахстана в составе СССР.
«Всего в истории Казахстана было 5 Конституций. Три из них советского времени – 1926 года, 1937 года и 1978 года. Они шли в русле тех больших Конституций, которые принимались в СССР. А мы в этот период входили в состав СССР, и каждая из этих Конституций знаменовала определенный этап развития советского общества. То есть сначала установление диктатуры пролетариата, потом построение социализма и, наконец, построение развитого социализма. И на каждом этапе менялся политический статус Казахстана. Мы сначала были краем, потом автономией, потом стали союзной республикой», - рассказывает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Салтанат Асанова.
В эпоху независимости после распада Советского союза в истории Казахстана было принято еще две Конституции – 1993 и 1995 годов. Каждая из них отражала определенный этап развития казахстанского общества и политической ситуации, которая складывалась в тот момент.
«Главное отличие в том, что Конституция 1993 года – это провозглашение парламентской республики, а вторая 1995 года – это провозглашение президентской республики. И это тоже было обусловлено спецификой развития Казахстана в эпоху независимости. Ведь Конституции советского периода носили декларативный характер, на самом деле это была диктатура коммунистической партии, аппарата. А все свободы, которые провозглашались, носили номинальный характер. Например, республики в составе союза имели право на самоопределение вплоть до полного отделения – это было провозглашено в советских Конституциях, но реально это право никогда ни одной республикой не реализовывалось. Поэтому Конституция 1993 года – парламентская, когда власть принадлежит Парламенту. Общество тогда вышло из жесткого государства, в котором была ярко выражена вертикаль власти», - пояснила Салтанат Асанова.
Однако в первые годы постсоветского периода в Казахстане еще не было практики политической борьбы и образования партий. Поэтому провозглашение парламентской формы было преждевременным, говорит историк. И в 1995 году была принята новая Конституция, которая усилила президентскую власть.
«Это произошло на эйфории независимости. Но потом практика показала, что она не работает и страной управлять по этой Конституции было невозможно, потому что постсоветские республики не могут сразу в одночасье получить опыт демократического развития, если они его не имели. Поэтому в 1995 году приходят к варианту президентской республики, когда полномочия одного правителя достаточно широки. И это достаточно жесткая вертикаль власти, которая была аналогична прошлой советской. Потом были различные поправки, которые в основном касались увеличения срока правления первого президента нашей страны», - продолжила наша собеседница.
В 2022 году Казахстан вновь стал свидетелем значительных конституционных реформ. Президент Касым-Жомарт Токаев инициировал референдум, в результате которого были внесены поправки, направленные на усиление роли Парламента и ограничение полномочий Президента.
Как изменилась Конституция в 2022 году
Реформа Конституции в 2022 году стала большим шагом для Казахстана – таких масштабных изменений в политике не было десятилетиями. Приняли ее на всенародном референдуме 5 июня – впервые с 1995 года.
Главная идея реформы – ослабить власть одного человека, то есть президента, и сделать систему более справедливой, чтобы у Парламента, местных властей и самих граждан появилось больше прав и возможностей влиять на происходящее в стране. Это стало настоящим прецедентом, ведь ранее основной документ страны был прямо противоположным.
«В постсоветское время Конституция Казахстана принималась по примеру французской конституции, в которой сильная президентская власть, сильный парламент. На момент принятия она была достаточно прогрессивной и очень сильной, но в целом она была продолжением советской, так называемой Брежневской, конституции.
После этого, в 90-ых годах, одним из первых и самых серьезных изменений было продление и укрепление полномочий президента Назарбаева – это наделение президента правом принятия законов в отсутствии Парламента и указов, имеющих силу закона. Это то, что позволило крайне резко укрепить президентскую власть. Затем серьезными были поправки в области усиления полномочий президента, которые принимались неоднократно на протяжении ряда лет», - подчеркнул политолог, директор Института прикладных этнополитических исследований Талгат Калиев.
По старым Конституциям можно судить и по тому, как в стране работала система выборов и регистрации политических партий. А условия тогда были настолько сложными, что создать новую партию или пробиться в Мажилис становилось практически невозможно.
«В Конституции ранее были ужесточены правила регистрации политических партий и право избираться в Мажилис только по мажоритарному принципу. То есть только партии могли конкурировать за места в Мажилисе и маслихатах, и затем вся законодательная ветвь власти регистрировалась по партийным спискам. Однако сам порядок создания партии был чрезвычайно ужесточен. Чтобы зарегистрировать новую партию, нужно было собрать 40-50 тысяч подписей, что, в принципе, уже крайне сложно выполнимо. К тому же не было гарантии, что Минюст их не забракует и они будут признаны не достоверными», - отметил эксперт.
Поэтому конституционная реформа 2022 года, по его словам, во многом стала возвращением к истокам – к первоначальной модели основного закона. Теперь Президент утратил право состоять в политической партии, а его родственникам запрещено занимать высокие госдолжности и руководить квазигосударственными структурами. Мажилис получил больше полномочий, а областные маслихаты и акимы получили больше рычагов в управлении.
«Изменения, которые были приняты в 2022 году, по сути дела существенно откатывают к Конституции в первоначальной версии аналога французской. Когда существенно урезаются полномочия президента, возвращается Конституционный суд, возвращается смешанный принцип формирования: Мажилис на 30% формируется по мажоритарному принципу, маслихат – на 50%, а районные маслихаты на 100% теперь будут формироваться из одномандатников. Это существенно оживляет поле публичной политики, когда человек, не состоящий в партии, может самостоятельно заниматься политической деятельностью, иметь возможность быть избранным в законодательные органы и оттуда представлять интересы своих избирателей. Но, и, существенно урезающими полномочия президента являются нормы, устанавливающие прямой запрет на занятие его родственниками руководящих должностей в квазигосударственных структурах и устанавливающие однократное семилетнее президентство», - считает Талгат Калиев.
По сути, поправки 2022 года открыли новые политические возможности для казахстанцев. У людей появилась реальная свобода избирать и быть избранными, даже вне партийной системы.
«Эти изменения были востребованы населением. Это позволило гражданам страны в полной мере реализовывать свое право избирать и быть избранным, если вы не симпатизируете ни одной партии. Сейчас у нас как в Америке: каждый молодой человек по завершении вуза может принять для себя решение заниматься политикой, и, не вступая ни в одну партию, планомерно на протяжении десятилетий стоить свою политическую репутацию. То есть баллотироваться сначала на местном уровне, акимом может быть села, района, потом депутатом маслихата, набираться опыта и, в конце концов, по достижении сорока лет баллотироваться на пост президента или уже заседать в законодательном органе страны», - убежден директор Института прикладных этнополитических исследований.
Как в мире переписывают конституции
Конституции – это живые документы, и практически ни одна страна не обошлась без их корректировок. В разных государствах изменения в основной закон происходили по-разному: где-то – эволюционно и постепенно, а где-то – под давлением кризисов или смены власти.
К примеру, конституция США действует с 1789 года и за все время претерпела 27 поправок. При этом сам процесс изменений крайне сложный: поправку должны одобрить 2/3 обеих палат Конгресса и ратифицировать 3/4 штатов.
«В американскую конституцию было внесено много различных поправок, например, отмена рабства. Во многих странах основной закон страны – это такой же живой документ. Мнение, что все законы конституции даны раз и навсегда и ничего нельзя менять – это, я думаю, заблуждение», - считает ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Салтанат Асанова.
А в Великобритании, к примеру, поправки вносят через прецедентное право.
«Каждая страна имеет собственную историю и историю конституционализма. Поэтому есть разные варианты. Например, конституционная монархия Великобритании, в которой создается прецедентное право – у них все положения государственные, конституционные проводятся в зависимости от исторического прецедента. И чтобы любой законопроект провести, они должны найти аналогию в 13-15-17 веке, что так было и мы теперь это проводим. Это прецедентное право», - пояснила историк.
Франция меняла конституцию несколько раз вместе со сменой республиканских режимов – всего у страны было 16 конституционных документов. Южная Корея меняла главный документ девять раз с момента его первого принятия в 1948 году.
Среди стран Центральной Азии также наблюдается активное конституционное реформирование. Кыргызстан менял Конституцию не раз, чаще всего после смены власти. Узбекистан в 2023 году провел референдум, в результате которого укрепились президентские полномочия и был перезапущен отсчет президентских сроков.
Как говорят эксперты, Конституция – это не просто набор юридических норм, а основа, на которой строится вся жизнь в государстве. Именно она определяет, насколько безопасно, стабильно и справедливо живется гражданам.
«Конституция очерчивает структуру правового поля страны. Если сегодня вы удовлетворены жизнью, можете спокойно ходить по улицам, уверенные, что в целом вам ничего не угрожает, если вы приходите на работу, зная, что трудовой кодекс защищает ваши права, если вы вступаете в товарно-денежные или деловые отношения с кем-либо и знаете, что вы сможете отстоять свои права и не потерять свои деньги то, Конституция отвечает вызовам современности. Поскольку мы живем в стране, мы смогли создать благополучную среду, безопасную, справедливую, которая подавляющему большинству населения страны в достаточной степени комфортна. Это базовый показатель соответствия Конституции вызовам сегодняшнего времени. Мы знаем, что есть страны, в которых люди не знают, что будут есть в следующий раз, где они боятся выйти на улицу и не уверены, что вернутся живыми и невредимыми домой. Вот в первую очередь им следует думать о том, что конституционные основы страны являются не самыми совершенными», - заключил Талгат Калиев.
Таким образом это не просто сухой документ, написанный сложным языком. Это правила, по которым живет вся страна. От того, какие именно это правила, зависит, можем ли мы чувствовать себя в безопасности, уверены ли мы в завтрашнем дне, защищены ли наши права. Когда Конституция работает, это не видно сразу. Но именно она стоит за тем, что вы спокойно идете по улице, не боитесь говорить вслух свое мнение и верите, что справедливость все же есть. Поэтому важно понимать и ценить этот документ, ведь от него зависит, какой будет наша жизнь завтра.
Автор: Дана Мансур