Картофель по 400 тенге: почему в Казахстане подорожал один из главных овощей
Законы рынка неисповедимы

В Казахстане остается высокой цена на картофель – ключевой продукт потребительской корзины. В столице картошку продают по 400 тенге за килограмм. Azattyq Rýhy выяснил, что стало причиной удорожания и насколько республика обеспечена собственным урожаем.
По данным Министерства сельского хозяйства РК, в 2023 году валовый сбор картофеля в Казахстане составил 3,7 млн тонн. В 2024 году показатель резко сократился – до 2,6 млн тонн. В ведомстве снижение производства не связывают с неурожаем, а с уточнением данных: часть площадей была списана после актуализации.
По физиологической норме годовая потребность населения в картофеле составляет около 2 млн тонн, и собранный урожай, казалось бы, должен был покрыть внутренний спрос. Но на прилавках растут цены.
К тому же в Туркестанской области уже начали собирать ранний картофель – 2 тыс. тонн. Однако этого недостаточно, чтобы повлиять на розничные цены.
Ограничение экспорта – временная мера
В условиях роста цен и нестабильности на рынке 18 января 2025 года правительство РК приняло решение временно ограничить экспорт картофеля. Приказ вступил в силу 28 января и будет действовать до 28 июля.
При этом ограничение не распространяется на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основным покупателем остается Узбекистан (до 90% всего объема экспорта), также незначительные объёмы уходят в Таджикистан, Туркменистан, Россию и Кыргызстан.
Несмотря на внутреннее производство, Казахстан остаётся импортозависимым в межсезонье. Ежегодно завозят около 50-60 тыс. тонн картофеля из России, Пакистана, Китая, также в небольших объёмах поставляют из Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси и стран Европейского союза.
При этом цены на импортный картофель снизились. Если в 2022 году одна тонна этого корнеплода стоила в среднем 100 476 тенге, то в 2023 году – уже 59 837 тенге, а в 2024 году – 45 102 тенге. Но даже удешевление импорта не останавливает высокие цены в торговых точках.
Что говорят в Союзе овощеводов
«В этом году зимой цена на картофель была достаточно высокая. Относительно. Я уточню: потому что, если брать мировые цены на картофель, она не выше их», – утверждает председатель Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Байжан Уалханов.
Он рассказал, как складывается итоговая цена картошки.
«В себестоимость закладываются затраты на хранение, из-за этого каждый месяц зимой идет подорожание. То есть картофель в сентябре может стоить 120-150 тенге, условно. В октябре, после того, как он прошел переборку, рефакцию, определенную закладку на склад транспортировки, на складе картофель будет стоить 200 тенге. В ноябре уже добавляют счета за электроэнергию, потому что включаются холодильники. Также как в квартире: основное энергопотребление приходится на холодильник. Тем более электроэнергия тоже подорожала на 30%. Затраты на электроэнергию, хранение отразятся на цене за ноябрь – будет порядка 210-220 тенге. В декабре добавляем те же затраты на электроэнергию плюс трудовые ресурсы. Так, отпускная цена со склада в декабре порядка 290 тенге», – уточнил он.
Вообще, если что-то уже подорожало, как правило, цена не падает, считает глава Союза овощеводов.
«Это касается не только картофеля. Есть такое понятие «сложившаяся цена». И на следующий год она станет стартовой. Поясню механизм. Осенью прошлого года стартовая цена была на уровне позапрошлого года – 70 тенге. В сентябре 2024-го можно было картофель купить с поля за 70 тенге. Как только картошка зашла в торговые точки, цена стала 100-120 тенге. От 80 тенге, скажем. В этом году сложившаяся цена, то есть по которой отпускали со склада, была на уровне 200-210 тенге. Поэтому, в зависимости от объема урожая и его качества, в этом году осенью стартовую цену мы ожидаем от 120 до 150 тенге. Это будет комфортная цена для нашего фермера», – отметил он.
И зимой стоимость в 400 тенге за килограмм – это нормальная цена, заключил спикер.
Куда выгодно фермерам продавать картошку – за рубеж или на внутренний рынок?
«Сразу скажу: фермеры не разделяют, куда идет картофель – на экпорт или на внутренний рынок. Нет такого понятия. Фермер продаёт по одной цене и на внутренний рынок, и на экспорт. На экспорт покупают и сразу вывозят, а внутри страны у фермера покупают перекупщики, разные посредники, и уже они накручивают свою цену», – рассказал Байжан Уалханов.
По его словам, картофелеводы продавали свой урожай по традиционно сложившимся ценам.
«В прошлом году фермеры продавали свой картофель от 100 тенге осенью до 220 тенге – это был самый максимум, когда цена достигла пика в январе. И на экспорт наша картошка уходила по этой цене, а внутри страны уже перекупщики брали по 220-230 тенге у фермера и продавали со стопроцентной накруткой. Это проблема наших госорганов. Минторговли не может отрегулировать ценовую политику внутри страны. Они не могут отрегулировать ценовую политику на торговых точках, а фермер в этой цепочке самое уязвимое звено, и на него еще все давят, поскольку он зависит от господдержки. Если торговые точки, сети супермаркетов будут закупаться у фермера напрямую, зачем ему с таможней связываться, с экспортными счетами связываться?! Он спокойно сидел бы и торговал внутри страны», – подчеркнул глава Союза овощеводов.
Почему крупные торговые сети не покупают овощи у фермера?
«Условия торговых точек невыгодны, они работают по постоплате. К примеру, они взяли тонну картофеля, из этого продали 700-800 килограммов в течение недели. В течение недели из этой тонны 200 килограммов начали портиться. Они рассчитаются с фермером за 700 килограммов, а 200 килограммов вернут. А фермер не может работать с возвратом. Он уже вывез со склада, он обратно на склад не повезет», – отметил Байжан Уалханов.
По его словам, здесь перекупщик берет на себя риски и компенсирует их за счет роста цен. А торговая надбавка в торговых точках ограничена в 15%. К тому же, причиной порчи могут быть условия хранения в самом супермаркете или условия переборки, добавил он.
«Фермер редко, когда специально калибрует, он продает по общему весу. Экспорт чаще всего забирает по общему весу. С торговыми точками, когда напрямую контрактуешься, очень много внутренних проблем. У торговой точки должны быть какие-то свои реестры, куда этот фермер должен попасть. Должны соблюдаться санитарные требования и тому подобное. Поэтому Министерство торговли, вместо того, чтобы ограничивать фермеров и бороться с ценой, лучше бы приложило усилия, чтобы снять административные барьеры между фермером и торговой точкой. А запрет ввести всегда легко», – подчеркнул спикер.
Евро решает
Вся экономика картофелеводов тесна завязана на курсе евро, утверждает председатель Союза овощеводов.
«В картофелеводстве все покупается за евро: семена импортные, техника импортная. Вентиляционные системы на овощных складах – немецкие, испанские, холодильники – всё импортное. Самое худшее качество, которое мы можем себе позволить, – это российское, которое через 2-3 года ломается. Хороший фермер его не ставит. Пока у нас литр дизтоплива стоит почти пол евро, картофель не будет за 20 центов (≈100 тенге)», –утверждает Уалханов.
К тому же, евро тоже девальвирует, продолжил он.
«Конечно, это не сравнить с девальвацией тенге относительно к доллару и евро. Но евро теряет покупательскую способность, и импортные препараты тоже дорожают. В прошлом году, допустим, импортные семена Superelite стоили где-то 1 800 евро, в этом году их покупали уже за 2 000 евро. То есть дорожает в самой Европе, плюс еще курсовая разница, накладываются налоги», – перечислил глава Союза.
По его словам, государство начало включать неработающие статьи.
«Вы знаете, сейчас картофелеводам приходят огромные штрафы, потому что они торгуют картофелям якобы не на бирже. АЗРК (Агентство по защите и развитию конкуренции – AR) начало выписывать по 5-7 миллионов штрафов. И сейчас многие уже серьез задумываются, «а стоит ли?!». Столько хозяйств сейчас продаются. Но правительство этого не видит или не хочет видеть», – заявил Уалханов.
Помимо этого, картофелеводы должны выделить бюджет на семена.
«Картофель, в отличие от злаковых культур или масличных культур, растет не над землей, а в самой земле. И один и тот же посевной материал на третий год уже пересаживать невозможно. Поэтому сорт обновления –это обязательный параметр. Фермер, который сеет пшеницу, может себе позволить сеять пшеницу третьей репродукции, а кое-кто даже и четвертой репродукции. Но с картофелем после второй репродукции уже нет смысла сажать. Картошка вся сгниет еще и будет испорчена вредителями еще до того, как ее выкопают», – сообщил спикер.
Что касается сорта обновлений, казахстанские фермеры постоянно пробуют новые сорта.
«К сожалению, казахстанские сорта у нас выводятся достаточно долго, поэтому наши фермеры ориентированы в основном на европейские сорта. Немецкие, британские, голландские сорта – у нас они присутствуют. Сейчас появляются китайские сорта, появляются у нас на рынке турецкие сорта. Но они все имеют, скажем так, общих прапрапрародителей из Голландии и Германии», – добавил он.
В Казахстане либо картофель в розницу будет стоить 400 тенге, либо его не будет вообще, прогнозирует он.
«Мы сейчас видим, сколько бы госорганы ни заявляли об увеличении площади под картофель, фермеры все равно уходят из бизнеса. Они не хотят заниматься выращиванием картофеля из-за ограничений», – сказал собеседник.
Он также прокомментировал меры Министерства сельского хозяйства РК по стабилизации цен.
«Минсельхоз заявляет, что будут увеличиваться площади под картофель. Не могу сказать, что это правильное решение, потому что стихийный фермер, который возьмется выращивать картофель, он не получит хорошего урожая. Во-первых, Минсельхоз будет апеллировать цифрами об увеличении площади, а осенью – цифрами о собранном урожае. А на самом деле этот урожай не будет достаточно качественным, чтобы его хранить до зимы. Осенью цена никогда не бывает высокой, цена бывает высокой зимой. А до зимы дотягивают только те хозяйства, у которых есть средства хранения. И когда госорганы говорят, что они увеличили посевные площади под картофель, то они должны к этому добавить, что увеличились еще и объемы овощехранилищ – только тогда будет эффект», – пояснил он.
Просто увеличив поля под картошку, не добиться нужного эффекта, продолжил глава союза.
«Урожай испортится и обрушит рынок осенью. Многие, если увидят низкую цену осенью, они даже не будут копать картошку. Потому что выкапывать картофель, перебирать его – это все ручной труд, соответственно, затратный бизнес. А фермер сегодня умеет считать свою прибыль, строить свою экономику. Здесь может быть прибыль для горожан, к примеру. Они могут поехать на брошенные поля и выкопать себе на зиму мешков 5-10. Подобная история была примерно 7-8 лет назад в Северо-Казахстанской области», – рассказал Уалханов.
Цена выросла у самих сельхозтоваропроизводителей – Минторговли
«Когда цены на картофель повысились, мы начали разбираться. Картошка, которая в декабре продавалась за 110-120 тенге, в январе эта цена выросла до 250-300 тенге за килограмм. Это у самих сельхозтоваропроизводителей на складе», – сообщил заместитель председателя Комитета торговли Министерства торговли и интеграции РК Ернур Жаутикбаев.
В межсезонный период цены могут вырастать, пояснил спикер.
«Июнь только начался. На сегодня картофель из Китая заходит оптом за 270-280 тенге. Сарыагашский свежий картофель оптом стоит 310-320 тенге. Из Кыргызстана завозят по 320-330 тенге. Давайте посчитаем, как вырастет цена картошки, пока она дойдет до прилавка. Из Китая завозят по 280 тенге. Привезти ее в столицу стоит 50 тенге в среднем, за логистику. Добавьте к этому НДС 12%, затем 15% торговой надбавки», –рассказал Жаутикбаев.
Территориальные департаменты Минторговли буквально каждый день отслеживали цену, по которой отпускали из овощехранилищ, утверждает он.
«Это Карагандинская, Павлодарская, Костанайская, Северо-Казахстанская области, где выращивается картошка. И каждый товаропроизводитель вправе сам себе выбирать цену. Их никто не регулирует. Регулировка цены начинается с момента покупки у фермеров. Картошка сама по себе не появляется на полках магазина. Фермер картофель реализует через крупного оптовика. Оптовик делает свою надбавку в 15%, также в стоимость входит логистика, рабочая сила и какие-то риски потерь предусмотреть», – пояснил замглавы комитета.
А зимой логистика на рефрижераторе стоит 40-50 тенге, может дойти до 60 тенге, в зависимости от расстояния, добавил он.
«Как только привезли в город, там может появиться еще одно звено. Законом это не запрещено. Так цена калибруется в районе 400 тенге. Стоит отметить что любой посредник может быть как продуктивным, так и непродуктивным. У него есть конкурент, и, чтобы его товар завтра реализовался, он не будет ставить большую надбавку. С начала этого года более 600 админпротоколов было составлено за нарушение законодательства в торговой деятельности», – отметил Жаутикбаев.
Он также подтвердил, что в 2024 году в стране собрали 2,6 млн тонн картофеля, экспортировали 600 тыс. тонн и еще остается на покрытие внутренней потребность.
«Вопрос в том, что цена выросла у самих сельхозтоваропроизводителей. И в этом году они заработали хорошие деньги. Но говорить, что цена выросла из-за посредников, это не соответствует действительности», – заключил замглавы Комитета торговли.
Картошка по 400 тенге – новая реальность казахстанцев?
По прогнозам Ернура Жаутикбаева, ситуация может выправиться.
«Сейчас, это межсезонье, цены пойдут вниз. Когда массово пойдет свежая наша картошка, цена опустится. Я думаю, что в сентябре-октябре картошка будет стоить в районе 100-150 тенге, в зависимости от качества. Если в этом году урожая картошки будет очень много, спрос будет очень большой, цена на нее упадет», – заверил он.
Этот же вопрос корреспондент Azattyq Rýhy задал заместителю премьер-министра – министру национальной экономики РК Серику Жумангарину.
«Все относительно. Есть закон спроса и закон предложений. В этом году, поскольку ни в Белоруссии, ни в Российской Федерации, ни в Узбекистане картошка не уродилась, в Казахстане были достаточно большие запасы, мы сформировали в прошлом году. Фермеры должны были что-то заработать. Определенное время мы не стали препятствовать экспорту картошки. У нас нет на самом деле дефицита картошки. Но цена выросла», –констатировал он.
Здесь есть два пути, продолжил вице-премьер.
«Первое: ограничить цену картошки, тогда ее никто в этом году не посадит, и на следующий год мы точно нарвемся на дефицит. Либо ограничить вывоз картошки. Мы это сделали, мы вывоз картошки ограничили, но цены мы ограничивать не стали. Потому что это не рыночный инструмент. Сейчас картошка стоит от 400 до 600 тенге в среднем. Пошла уже молодая картошка в Туркестане, она начинается где-то с 200-300 тенге, у нее цена стабильная. Я насколько знаю, сегодня разгружается 50 контейнеров импортной картошки в Астане. Я сторонник рыночной экономики. В данном случае закон спроса и предложения действует», – добавил Жумангарин.
Картошка уйдет туда, где есть хорошая цена, заключил он.
Ситуация на сегодняшний день: внутренний рынок полностью обеспечен картофелем, при этом стране необходим сезонный импорт, к тому же до конца июля действует ограничение на вывоз картофеля. Но! Цены остаются высокими. Экономических причин для роста цен нет, но реальность такова...