$ 508.5  580.66  6.44
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Трупы, наркотики и оружие: что скрывают онлайн-сервисы доставки в Казахстане?

Кто несет ответственность за содержимое грузов?

Трупы, наркотики и оружие: что скрывают онлайн-сервисы доставки в Казахстане?
Фото создано при помощи ИИ

В декабре прошлого года депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Павел Казанцев сделал резонансное заявление: цифровые платформы для грузоперевозок в Казахстане фактически не регулируются. По его словам, через эти сервисы можно перевезти все, что угодно - от оружия и наркотиков до человеческих тел. Это высказывание вызвало волну обеспокоенности среди экспертов и широкой общественности. Власти признали наличие проблемы и заявили, что вопросы регулирования можно решить в рамках нового закона «О почте». Но действительно ли этого достаточно? Разбирался корреспондент Azattyq Rýhy

Проблему не решают?

Развитие цифровой логистики стало логичным этапом в эволюции рынка перевозок. Сегодня груз можно заказать онлайн, выбрать водителя через приложение, отследить маршрут и оплатить безналичным способом. Однако за удобством кроется и уязвимость: в условиях правового вакуума такие платформы могут быть использованы для криминальных целей.

По сути, сейчас нет жесткого механизма проверки личностей участников таких сделок, нет четкого учета перемещаемого груза и контроля за соответствием маршрутов. Это создает возможности для злоупотреблений — от нелегального оборота запрещенных веществ до торговли оружием и органов.

На тот момент, уже экс-министр транспорта Марат Карабаев, после критики депутата Казанцева, признал проблему и сообщили, что такие вопросы можно решить с принятием закона «О почте».

Можно ли уверять, что на сегодняшний день проблема с нерегулируемыми платформенными грузоперевозками решена на 100%? За ответом мы обратились в Минтраспорта.

«Работа по регулированию деятельности онлайн-платформ в сфере грузоперевозок продолжается. С принятием Закона «О почте» и внесением соответствующих изменений в иные законодательные акты, были заложены основы для повышения прозрачности и подотчетности онлайн-сервисов. Вместе с тем, с учетом динамичного развития цифровых сервисов, утверждать о полном (100%) решении проблемы на текущем этапе преждевременно», - рассказали в ведомстве.

В ответе на официальный запрос издания Azattyq Ryhy Министерство транспорта сообщило, что совместно с заинтересованными государственными органами системно ведет работу по усилению регулирования и контроля в этой сфере.

Трупы, наркотики и орудия убийства все-таки перевозят?

Сегодня такие случаи действительно имеются, но, как правило, при оперативно-розыскных мероприятиях. Органы реагируют постфактум, когда преступление уже совершено. Однако возможность использования цифровых сервисов в противоправных целях по-прежнему остается открытой.

«На данный момент случаи незаконных перевозок через онлайн-платформы фиксируются, как правило, в рамках оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными органами. Однако сама возможность использования онлайн-сервисов в преступных целях существует, что и обуславливает необходимость усиления нормативного регулирования и межведомственного контроля», - рассказали в Минтранспорта.

Однако министерство не ведет учет или расследование подобных случаев. Данный вопрос находится в компетенции правоохранительных органов.

Кто ведет контроль?

В сфере автоперевозок контроль осуществляется Комитетом транспортного контроля Министерства транспорта РК и его территориальными подразделениями.

Основные функции заключаются в обеспечении соблюдения требований законодательства в области транспорта, безопасности перевозок и нормативов эксплуатации транспортных средств.

В ведомстве нам рассказали о ключевых направлениях контроля:

  • Проверка на дорогах: Сотрудники транспортного контроля проводят контроль передвижными постами транспортного контроля рейдовые мероприятия с использованием стационарных и мобильных пунктов весового и габаритного контроля.

«Проверяется соблюдение допустимых весовых и габаритных параметров, наличие необходимых разрешительных документов, соответствие требованиям Правил перевозок грузов, в том числе и опасных грузов – наличие тахографов и соблюдение режимов труда и отдыха водителя и другие», - уточнили в ответе на запрос.

  • Проверки субъектов:

Профилактический контроль с посещением и без посещения субъекта (объекта) контроля на наличие разрешительных документов и соблюдение транспортного законодательства.

Комитет транспортного контроля действительно отвечает за соблюдение технических, весовых и лицензионных требований. Но контроль за содержимым груза, особенно на предмет запрещенных веществ или предметов, в их компетенцию не входит — это зона ответственности правоохранительных органов. Поэтому в министерстве об «опасных» находках нам не рассказали.

Новости партнеров