Оцифровка вывоза мусора в Астане: как технологии улучшат жизнь горожан
Azattyq Rýhy ознакомился с работой специальной программы, которая следит за вывозом ТБО в столице

В Астане вступили в силу новые условия договора на вывоз твердых бытовых отдохов (ТБО), требующие от мусоровывозящих компаний подтверждения факта вывоза отходов. Цифровизация процесса позволяет мониторить каждый вывоз мусора в реальном времени, предоставляя точные данные о выполнении обязательств. Власти города уверены, что этот шаг поможет сделать управление отходами более эффективным и экологичным. Azattyq Rýhy встретился с разработчиками программы и узнал, как работает система и улучшилась ли экологическая ситуация в столице.
Новые правила
С апреля 2024 года акимат Астаны требует у мусоровывозящих компаний наличие программы, позволяющей контролировать качество выполненных работ.
В разрезе районов столицы определены компании:
- районы «Алматы», «Сарыарка», «Сарайшык» - TOO «Zero Waste»;
- район «Байконыр» - ТОО «Гор Ком Транс города Караганды»;
- районы «Есиль», «Нура» - TOO «TAZA ZHER CAPITAL».
Оцифровку вывоза ТБО финансируют сами мусоровывозящие компании. Помимо этого, программа позволяет анализировать данные. Так, можно узнать о техническом состоянии контейнерных площадок, о модернизации спецтранспорта. Также программа прогнозирует объем твердо-бытовых отходов, вывозимых на полигон захоронения. В дополнение к этому можно узнать, сколько население задолжало за вывоз мусора.
Благодаря программе среднее количество жалоб астанчан на работу мусоровывозящих компаний снизилось до 1-2 жалоб в неделю, утверждают в акимате.
По словам руководителя отдела управления отходами управления охраны окружающей среды и природопользования акимата Астаны Сагыныша Сагинтаева, в городе работают 50 мусоровывозящих компаний. В основном они специализируются на вывозе мусора от юридических лиц.
«Для вывоза мусора от населения мы выделили эти три компании. В 2024 году акимат провел конкурс в соответствии с действующим экологическим законодательством на основании правил управления коммунальными отходами. Были определены организации в разрезе районов. До 2024 года город обслуживала только одна организация, монополист, можно сказать. То теперь город будут обслуживать три организации в разрезе районов, то есть среда конкурентная. А где есть конкуренция, там есть развитие сервиса», - рассказал Сагинтаев в беседе с Azattyq Rýhy.
Спецтехника в активе мусорных компаний новая, продолжил он.
«Основным требованием конкурса было наличие материально-технической базы. К конкурсу были допущены только те компании, у которых была основная база, и те, кто может позволить себе закупать новую технику в будущем. Так, в 2024 году эти три компании закупили 100 единиц новых мусоровозов, абсолютно новых, и 15 тыс. новых мусорных контейнеров. На тот момент контейнеры в городе были изношены», - сообщил глава отдела акимата.
В договорах есть требования, что каждая эти компании компания ежегодно закупают не менее двух мусоровозов и 1 250 контейнеров. Если до 2024 года контейнеры закупали за счет местного бюджета, то теперь эта обязанность переходит к мусоровывозящим компания, отметил он.
Почему в Астане повысили тариф на вывоз ТБО?
Напомним, в феврале столичный маслихат принял решение поднять тарифы на вывоз мусора в два раза.
«Есть несколько причин, почему тарифы подняли. За последние 5 лет население столицы с 1,1 млн человек выросло до 1,5 млн. Увеличился объем образования твердых бытовых отходов. Если на момент заключения договора с Clean city в 2017 году объем образования отходов составлял 250 тыс. тонн в год, то сейчас - 450 тыс. тонн в год. Также повысились нормы образования накоплений коммунальных отходов. Четвертая причина - повысились расходы компаний, которые задействованы в этой сфере. Это не только мусоровывозящие организации, здесь и мусороперерабатывающие, мусоросортировочные комплексы, полигон захоронения отходов. Все это в купе привело к тому, что тарифы на вывоз мусора пришлось поднять», - пояснил Сагинтаев.
По его словам, акимат хотел поднять тариф до 1 003 тенге на одного жителя.
«Но по итогам обсуждения с населением, депутатами маслихата и экспертным сообществом было принято решение поднять тариф до 637 тенге с человека. Нельзя говорить, что поднялись только тарифы на мусор. Также повысили плату за услуги естественной монополии - водоснабжение, водоотведение, электричество, отопление. Помимо этого действует программа «Тариф в обмен на инвестиции»: мы сделали хороший тариф, теперь компании будут улучшать качество услуг для населения. С этими организациями мы договор заключили на 5 лет», - добавил представитель акимата.
«Зеленая» повестка
Около 10 лет в Астане отдельно собирают ртутесодержащие отходы, это лампы, батареи, градусники.
«Это оранжевые контейнеры, по городу их 603 – порядка 500 тыс. ламп собираются. Но там не только лампы, но и батареи. Данный проект показал себя хорошо. Однако имеются факты вандализма, люди могут оторвать дверцы контейнеров, чтобы сдать на металлолом. И с полицией данные правонарушения пресекаются», - привел данные спикер.
В настоящее время в Астане работает 1 частный мусороперерабатывающий завод, сказал Сагинтаев.
«Страны Европы, Китай развили у себя раздельный сбор мусора. Но они пришли к такому не за один день. Некоторые страны за 50 лет развивали у себя такую культуру. Эта работа объемная, очень комплексная. С прошлого года Министерство экологии совместно с Фондом развития промышленности (ФРП) и акиматами работают над реализацией инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. К примеру, условная стоимость проекта 1,5 млрд тенге, у инвесторов есть 750 млн тенге. Они могут обратиться в местные исполнительные органы. Мы составляем реестр, передаем в Минэкологии, ведомство рассматривает документы и передает дальше в ФРП. Там проект будут рассматривать в двух этапах», - пояснил представитель акимата.
По его словам, 8 проектов прошли предварительное одобрение. Это проекты по переработке ТБО, шин, медицинских отходов.
«Таза Қазақстан»
В поддержании чистоты в городе непоследнюю роль играет экокультура самих горожан, считает Сагыныш Сагинтаев.
«Бывают случаи, когда поступают жалобы от населения, что мусор не вывозят. Но сами же жители преграждают путь к контейнерной площадке, паркуют машину в неположенном месте. Мусоровоз не может ждать, когда проезд откроется, должен по другим адресам ехать. Акимат совместно с Министерством промышленности и строительства, районными акиматами, экологической полицией установить предупреждающие знаки на контейнерных площадках, не только чтобы, не загораживали проезд, но и выбрасывали мусор в положенный контейнер, сортировали отходы. В прошлом году в стране стартовала акция «Таза Қазақстан», акимат разработал программу управления отходами до 2029 года», - рассказал глава отдела управления.
Ежегодно на территории Астаны образуются 300-400 участков несанкционированных свалок, сообщил он.
«Это проблема, надо признать. В 2024 году 414 участков обнаружили, силами акимата 404 из них ликвидировали. В этом году посредством СПО подключим механизм по слежению за строительными отходами. То есть строительные компании будут вводить свои лимиты, согласно разрешительным документам, на вывоз отходов с объекта и фактический объем. И на основании этого строительные компании заключают договора с площадкой по переработке строительных отходов», - отметил Сагинтаев.
Эту площадку акимат запустил в марте 2023 года, продолжил он.
«Туда уже вывезли 420 тыс. тонн строительного мусора. К сожалению, стройкомпании туда сдают не чистые стройотходы, а вперемежку с обычными ТБО, с остатками лакокрасочных продукций. Было бы хорошо, если компании сортировали б мусор: отдельно бетон, металлолом отдельно. Там как раз есть дробильный комплекс и площадка по сортировке. Мы сейчас готовим правила вывоза строительных отходов, максимум в апреле-мае введем их», - заверил спикер.
В ближайшие годы появится новый участок полигона ТБО.
«В Астане функционирует 1 санкционированный полигон захоронения отходов. Он находится в коммунальной собственности акимата. Проектная мощность – 2 млн тонн, на сегодня полигон заполнен на 90%, в этой связи акимат проектирует новую ячейку полигона. После строительства нового полигона, эти ячейки будут рекультивированы, просто так их никто не оставит. Согласно закону, рекультивируют и реанимируют данную местность», - добавил он в заключение.
Как работает специальное программное обеспечение
Azattyq Rýhy также побеседовал с генеральным директором «Shalkar Innovations» Данияром Байгараевым. Это программа, при помощи которой следят за качеством работ мусоровывозящих компаний.
«Ранее в Астане работала только одна компания-монополист. Анализ ее деятельности осуществлялся на бумагах: компания раз в месяц предоставляла маршрутный лист, где указывалось по какой очередности вывозился мусор. Это и было условным подтверждением выполнения обязательств. С учетом того, что поступали жалобы, акимат не мог доказать, что маршрутные листы нарушаются. Запрашивали фотографии, там работала очень сложная система чатов в мессенджерах, и пока сотрудники сделают фото и перешлют руководителям, а они представителям акимата, проходило очень долгое время. Вместе с тем, невозможно было проверить, вдруг это вчерашняя фотография. Так, нужен был сервис, который предоставит объективную и достоверную информацию, где работу мусоровозов можно проверить, не выходя из офиса», - поделился Байгараев.
По его словам, в системе маршрут вывоза мусора сформирован как в видеоигре.
«К примеру, один мусоровоз должен объездить 300 контейнерных площадок за день. Когда он подъезжает, GPS фиксирует, что он на месте. Но GPS не показывает самого главного, все-таки вывезли мусор или нет. Так, водитель делает фотографию «до», выгружает мусор, затем делает фото «после». А главное, система определяет, когда сделали фото, и не позволяет грузить старые снимки на сайт. Так, программа видит, что мусор вывезли», - пояснил глава компании.
Это хороший баланс между мусоровывозящими компаниями, акиматом и частной компанией, утверждает Байгараев.
«Перед акиматом была поставлена задача перевести этот необъективный контроль на объективный, который не зависит от данных мусоровывозящих компаний. Есть две такие системные программы в Казахстане, мусоровывозящие компании на конкурентных условиях выбрали нашу компанию. Нам платит деньги не акимат, а сам бизнес. А мы предоставляем доступ как акиматам, так и компаниям», - добавил спикер.
Он также рассказал, почему обычные камеры видеонаблюдения не эффективны в управлении вывозом отходов.
«Раньше над контейнерными площадками устанавливали камеры. Во-первых, это обходится дорого местному бюджету. Помимо этого, камеры должны быть подключены к сети, где данные будут храниться в каком-то центре управления. Также нужен отдельный сотрудник, который будет следить через камеру, приехал мусоровоз или нет. И в случае жалоб, человек должен перематывать и смотреть, был ли вывезен мусор на самом деле. То есть камеры не отвечают на главное требование – быстрый, качественный и объективный контроль», - рассказал Байгараев.
Функции программного обеспечения не ограничиваются только мониторингом мусоровозов.
«Через нашу систему также проводится начисление платежей, льготы, штрафы. Ведется планирование работы всех подразделений компаний. Плюс проводится аналитика. По этим данным, компании могут посмотреть какие контейнерные площадки наиболее проблемные, и закрепить там большее количество мусоровозов, посмотреть кто из водителей более эффективно работает, понять техническое состояние спецтехники. Также можно узнать кто из контрагентов, юридических лиц, исправно платит за услуги», - перечислил спикер.
Главная и самая распространенная проблема в каждом городе, по его словам, это недобор по платежам от населения.
«К примеру, в Астане проживают 1,5 млн населения, но реально платят 1,2 млн из них. То же самое с предпринимателями. По закону они должны заключать договор на вывоз отходов. Но многие из них расположены на коммерческих помещениях, на 1 этажах жилых домов, и выбрасывают мусор в контейнеры, предназначенные для ТБО от жителей. Так происходит перенаполнение. В Астане зарегистрированы 296 тыс. юрлиц, и мы можем посмотреть кто из них заключил договор, а кто – нет. Так, в столице только 6 956 юрлиц составили договор на вывоз отходов», - привел он данные.
Таким образом, мусоровывозящие компании в дальнейшем отрабатывают этот вопрос с полицией, с представителями управляющих компаний или ОСИ, в случае отказа могут подать в суд.
Проблемы с мусором присущи не только столице, но и многим городам Казахстана. Цифровые технологии, может, и решат их, но не стоит забывать, что трансформировать надо сознание целых поколений, которые привыкли ждать решающих мер от властей «сверху». Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.