Поколение альфа и свобода выбора: как в Казахстане меняют систему обучения в детсадах
В Казахстане разрабатывают новые УМК для детских садов

Новый учебно-методический комплекс (УМК) разрабатывают для дошкольных организаций в Казахстане. Ранее Министерство просвещения анонсировало, что УМК прошел полную комплексную экспертизу. Каковы новые стандарты обучения, на что обращают внимания педагоги в формировании поколения альфа, рожденного в XXI векеи как воспитатели намерены подготовить дошкольников учиться и развиваться в быстро меняющейся цифровой эпохе, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Кто разрабатывает УМК
По данным Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования Минпросвета, уже 20 лет разработка учебников и учебно-методических комплексов (УМК) передана в конкурентную среду. В настоящее время более 7 издательств Казахстана занимаются разработкой и изданием УМК для дошкольных организаций. УМК по всем видам организованной деятельности, в том числе в электронной форме, разрабатываются авторскими коллективами издательств, прошедших обучающие курсы по вопросам разработки учебников и УМК, отметили они.
«На основании правил на экспертизу привлекается ученый, педагог (методист, воспитатель) дошкольной организации и предшкольного класса общеобразовательной школы, лицея и гимназии, имеющий квалификационную категорию «педагог-мастер», «педагог-исследователь», либо «педагог-эксперт». Экспертиза УМК для дошкольных организаций проходит по следующим этапам: научно-педагогическая экспертиза, экспертиза после доработки и предметная экспертная комиссия. Все процедуры оценки качества учебников регламентированы правилами организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов, утвержденных приказом министра просвещения», - говорится в сообщении центра.
Критерии оценки УМК охватывают многие аспекты:
- структура и организация учебного материала,
- учитывается логика подачи материала, доступность его изложения,
- наличие необходимых методических компонентов: заданий, направленных на развитие навыков групповой работы и коммуникации друг с другом, красочных иллюстраций, способствующих лучшему усвоению материала воспитанниками, вызывающих познавательный интерес и расширяющих кругозор детей.
«Также оценивается соответствие текстов, иллюстраций, заданий и языка изложения возрастным особенностям и познавательному уровню детей. Весь материал должен быть адаптирован к интересам и психологическим особенностям воспитанников. Особое внимание уделяется актуальности содержания, адаптации материала к условиям реальной жизни, а также включению казахстанского контента. УМК должен содержать материалы, которые отражают культуру, историю и традиции Казахстана. В случае отсутствия в УМК данных компонентов или несоответствия данным критериям, эксперты дают рекомендации и указывают на ошибки, на основании которых, издательства дорабатывают пособия, внося в их содержание соответствующие дополнения и изменения», - отметили в РНПЦ.
УМК, прошедшие экспертизу, издаются по приказу Министерства просвещения РК. Тираж учебников зависит от заказа местных акиматов.
Чем заинтересовать современных дошкольников
Отметим, согласно приказу №344 Минпросвета, экспертная комиссия отбирается строго конфиденциально. Тем не менее редакции Azattyq Rýhy удалось поговорить с ними, и узнать как эксперты намерены обучать и оттачивать навыки детишек поколения альфа.
Как пояснила эксперт №1, разработкой учебно-методических комплексов занимается авторский коллектив из числа ученых-педагогов.
«Учебно-методический комплекс для дошкольного воспитания, образования — это совокупность учебных методических изданий. В его состав входит методическое руководство, а также рабочая тетрадь, демонстрационные раздаточные аудио-видеоматериалы, хрестоматия, дидактические игры и альбомы с учетом организованной деятельности. УМК включает в себя реализацию не только образовательных или развивающих задач, но и также воспитательных задач», - напомнила эксперт.
Так, триединство задач в дошкольных организациях: образовательные задачи, развивающие и воспитательные задачи.
«В данном УМК, именно воспитательными задачами предусмотрено, конечно же, привитие национальных ценностей казахского народа, семейных ценностей, патриотизма и любви к родине, к семье, к родному краю, забота об окружающих, приобщении детей по культурным нормам. Определены возрастные группы в дошкольных организациях, соответственно УМК тоже разделяется. На основании данных возрастных групп и разрабатывается УМК для возрастной категории от 1 до 4 лет. Разрабатывается и представляется на экспертизу как единое учебное издание в комплексе. А для пятилетних детей также разрабатывается УМК, но для подготовки к школе», - отметила она.
Типовая учебная программа едина и обязательна для дошкольных организаций, на основе ее и разрабатывается УМК, продолжила спикер.
«Сейчас очень много УМК электронного формата. Если не увлечь чем-то интересным детей поколения альфа, они не будут заниматься. Они лучше воспринимают новую информацию визуально, поэтому разрабатываются еще и электронные рабочие тетради с логическими и интеллектуальными задачами. К таким детям требуется определенный подход, учитываются их индивидуальные особенности, связанные с технологическим окружением. Также у этих детей высокая восприимчивость к обучению. Например, сейчас появились интерактивное занятия, которые проводятся в виде игровых упражнений. Игра не отходит на второй план, так как игра — это ведущий вид деятельности в детском саду», - подчеркнула она.
Как раз красочные материалы привлекают внимание дошкольников, добавила эксперт.
«Современные дети - очень яркие, творческие, увлекающиеся и самодостаточные личности. У них хорошо развито критическое мышление, и они обожают учиться, познавать что-то новое. У них нет понятия долженствовать. В детских садах сейчас очень приемлемые методы и приемы, когда ребенок может выразить себя в различных видах деятельности. Сейчас не обязательно, чтобы ребенок сидел именно за столом и выполнял то, что ему говорит воспитатель. У него есть выбор. Если у ребенка творческие способности, то больше внимания уделяется именно на его индивидуальные способности. Есть дети, предрасположенные к творчеству, есть дети, которые способны к спорту. Сейчас есть у ребенка свобода выбора», - заключила спикер.
Свобода выбора – новый стандарт обучения
«Сейчас дети очень активные, любознательные, «почемучки», поэтому применяются очень много технологий, которые используют в образовании. Дети критически мыслят лучше, чем взрослые. Быстро ухватывают любую информацию, им нравится познавать что-то новое всегда. И творчески они очень яркие, каждый индивидуален. И поменялся сам стандарт дошкольного обучения. Раньше был один стандарт, один подход был ко всем одинаково. Раньше была нагрузка часовая, сейчас ее оставили только в пришкольных группах», - рассказала эксперт №2.
На сегодня, по ее словам, в детских садах идет свободная творческая деятельность.
«Главное условие - создание развивающей среды для детей. И проведение организованной деятельности идет в свободной форме. То есть дети не должны зацикливаться на одном. Например, если идет математика, это не значит, что ребенок занимается только математикой. Идет интеграция с другими видами деятельности, то есть ребенок выбирает ту деятельность, которая ему нравится» - пояснила второй спикер.
Воспитатель может проводить уроки не только в групповой комнате, но и в спальне, в приемных кабинетах, в коридорах, продолжила она.
«Этим мы и заинтересовали наших детей, чтобы они больше знали, лучше запоминали. Учиться можно везде и всегда. Программа подразумевает такой подход к детям. При планировании любой организованной деятельности творческий подход самого воспитателя играет большую роль. Воспитатель сам рассмотрит, как правильнее его провести», - добавила эксперт.
Технология образования и стандарты должны эволюционировать, чтобы соответствовать требованиям современного поколения. Сложно представить, что нескончаемый текст одного параграфа сможет вдохновить ребенка на учебу. Здесь авторы учебников и УМК используют не только иллюстрации и аудиоматериалы, но и разные задания, чтобы увлечь ребенка. И адаптация образовательных программ – это залог успешной подготовки детей к реалиям 21 века.