«На какие шиши?!» – бизнес опасается скорого краха

Клиентов нет, зарплату приходится платить из собственного кармана

«На какие шиши?!» – бизнес опасается скорого краха

Меры поддержки бизнеса озвучены, но их еще предстоит дождаться. А дождутся ли все, как говорится, в добром здравии и в строю?

Взять хотя бы туристический бизнес. Это направление, пожалуй, стояло в первых рядах среди пострадавших от коронавируса.

Есть и другой пример, когда сложившаяся ситуация позволила начать пусть и небольшое, но свое дело.

Итак, расскажем, как обычная швея-самоучка улучшила свое материальное положение во время режима ЧП, и объясним, почему туристический бизнес ждет полная перезагрузка.   

Эта история из Павлодара, где все жители уповают на счастливый случай и недопущение дальнейшего распространения COVID-19. В местных магазинах по максимуму скуплены товары первой необходимости, в аптеках – сначала маски, затем в ход пошли противовирусные препараты. В то время как медики настоятельно рекомендуют не перебарщивать. Доказано, что такие лекарства для борьбы с коронавирусом не годятся, а вот навредить могут – если применять бесконтрольно. Лучше сидеть дома и чаще мыть руки. Дома, кстати, некоторые казахстанцы сидят из-за вынужденных отпусков. Лихорадит последние месяцы самые разные сферы, в том числе туристический бизнес. Мелкие агентства закрываются, другие заняты уговорами клиентов, чьи отпуска сорвались, перенести даты путешествий до лучших времен. Возвращать нечем. Деньги ушли на оплату отелей, авиаперелеты.

Отдыхать на мировых курортах мать двоих маленьких детей Роза Рахимова не собиралась. Ее отпуск – декретный. Молодая женщина, как и все другие жители страны, была шокирована случаями коронавируса в Казахстане. Надеялась, что пронесет. И вот меньше недели назад она реализовала неожиданный для себя и, как оказалось, самый нужный сегодня стартап-проект. Ее изделия вселили спокойствие многим семьям. Женщина вступила в борьбу с масочным дефицитом.  

«Когда возник дефицит с медицинскими масками, работников госучреждений обязали носить маски, предоставлять маски. В детском саду воспитатели обратились с просьбой сшить маски. У них были одноразовые простыни. То есть изначально маски были одноразовые. Я взялась за работу, в процессе заглянула в Интернет, нашла информацию, что есть более удобные варианты. Это многоразовые маски, они шьются из хлопчатобумажного материала, марли. Я попробовала, и дело пошло», – рассказывает новоявленная предпринимательница.

Женщина и представить не могла, что настал ее час. Хобби превратилось в небольшое дело. В период кризиса для заработка любые средства хороши. А здесь еще реальная польза. 

«Моя мама занимается продажей, поставкой хлопчатобумажного материала, текстиля для дома, у меня есть выбор тканей. Я шью, но я самоучка. Мои маски пользуются очень большим спросом. Скажу больше: я шью не на продажу, шью на заказ. У меня нет свободных масок для продажи, чтобы человек обратился и я продала. Заказы поступают вперед, у меня очередь. Я не даю рекламу, все дело в «сарафанном радио», – делится швея.

Кстати, в период повышенного спроса медицинские маски то появлялись, то пропадали из аптек. Были случаи вывоза стерильных повязок за пределы страны. Кто-то пытался перепродать средства защиты с двойной накруткой. Все эти факты обнародованы. Призыв один – не спекулировать на карантине. Но стоимость тряпичных повязок в некоторых торговых точках иногда доходит до 800 тенге за штуку. Они практически один в один как те, что шьет Роза.

«Я не знаю, из чего складывается цена у других поставщиков. У меня есть ткань, мы ее не перекупаем. Я считаю, что сейчас неправильно пользоваться ситуацией и получать сверхприбыль. Для меня это гадко. Цена у меня реальная. Мы высчитали, сколько затрачивается ткани, плюс резинка, которую сейчас в Павлодаре практически не купить. Это реальная цена – 150-200 тенге. Мне хватает, чтобы окупить затраты и немного заработать. Я шью две модели – это маска и повязка, есть яркие модели для детей, есть нейтральных тонов для взрослых. Сегодня я постоянно занята, работаю. Шью около недели. За первые четыре дня ушло больше 100 штук. Сейчас со счета сбилась, не могу посчитать количество. Я сижу дома в декрете, шить могу только, когда спят дети, а это ночью», – говорит Роза Рахимова.   

Пока героиня нашей истории строчит многоразовые маски, хотя бы для самоуспокоения своих заказчиков, туристические компании оказались на грани выживания. В офисах гробовая тишина. О «черных» днях в бизнесе рассказал директор туристической компании Игорь Черных. Он вынужден прибегнуть к радикальным мерам. Просвета пока не видит.

«Проблемы начались, когда начал закрываться Китай, это с двадцатых чисел января. У нас было много заявок на Хайнань, и тут пошли возвраты. Люди стали бояться ехать в Азию. Можно сказать, что туристический бизнес претерпел очень большие убытки. Мы собираемся с коллегами, общаемся, у нас есть общие чаты. Многие закрылись, людей отпустили в отпуск. В Казахстане, в Павлодаре очень много агентств, которые из дома работают. И то, знаете, это работа по возврату авиабилетов. Элементарно, местные авиалинии, кто-то в Алматы не смог вылететь. Мы не распустили людей, у нас есть время подготовиться к сезону. Рано или поздно все это закончится. Платить нечем, люди понимают это. В счет, так сказать, будущего урожая, платим минимум. Минималку оплачиваем из своих запасов, из своего кармана. Мы сократили рабочий день до половины дня. Приходим по очереди. Сейчас нет ни одного клиента, все закрыто, все границы закрыты, карантин. Даже звонков нет. Нам звонят, спрашивают, будем ли продлевать рекламу. А на какие шиши?!» – сетует бизнесмен. 

Директор туристической компании уверен, что отрасль, в которой он работает, ждет перезагрузка. Конечно, после стабилизации ситуации в мире. И здесь вопрос не только в том, что выживут сильнейшие игроки.

«Да, мы останемся на рынке. Многие переквалифицируются, кто-то закроется. Все туристические компании не выживут. Небольшие туроператоры закроются, но основные, сильные останутся. Фильтр произойдет. Наша сфера, туризм, скорее всего, полностью поменяется. Потому, что отношение поменяется. Договоры будем менять с юристами, прописывать вот эти всякие вещи, форс-мажоры», – говорит Игорь Черных.

Вносить в договоры форс-мажоры, как, например, коронавирус, директор туристической компании считает выходом из ситуации в будущем. Сегодняшние клиенты, чей отдых из-за пандемии оказался сорван, рано или поздно потребуют вернуть деньги. И это логично. Сейчас агентства стараются работать по переносу путевок. Отдавать нечем.

«Если сейчас люди начнут требовать от туроператоров возврата денег, то деньги не у нас зависли. Их отправили туроператорам, а туроператоры, в свою очередь, оплатили авиабилеты, оплатили отели. Если сейчас скопом люди начнут требовать, то эти туроператоры просто разорятся. У них какие-то деньги ушли на возврат людей из-за границы. У многих казахстанцев, которые улетели через Россию, была проблема вернуться назад в Казахстан. Лучший вариант – передвинуть свой отдых на другие даты и с зафиксированной ценой, без потерь. Они фиксируют стоимость на момент оплаты. Например, стоил тур тысячу евро, он и будет стоить тысячу евро, независимо от того, что курс евро поднялся. Люди с пониманием относятся. Был случай, когда бронь была на 17 марта, перенесли на ноябрь. Мы в пределах 15-20 заявок перенесли», – рассказывает Игорь Черных.

Весь бизнес Казахстана сегодня переживает не лучшие времена. В этой ситуации главное – не поддаваться панике, следовать конкретным рекомендациям. И не допустить массовых сокращений работников. Голодные времена настать не должны. По крайней мере, так считает наш собеседник. Говорит, нестабильность надо переждать и пережить.

«Сегодня лихорадит все отрасли. Единственное, хорошо продуктовая линейка идет. Люди продукты закупают, и то сейчас спад пошел. Был бум, даже туалетную бумагу закупали. Сейчас все нормализовалось. Люди, конечно, боятся. Но что делать… Надо просто соблюдать меры предосторожности, руки мыть и все. Страдает туризм, у знакомых пошли задержки по зарплате. Чувствуется кризис. У нас мысль только о том, чтобы вся эта история закончилась. Кризисы бывают всегда, периодически. Был свиной грипп, птичий грипп, но так, чтобы закрывали полностью границы, я такого не помню. На рынке 12 лет, такого не помню…», – говорит глава турфирмы.

На днях турагентства Казахстана обратились с письмом к Президенту. Они просят отсрочить возврат денег своим клиентам и пересчитать оплаченные за несостоявшийся отдых деньги в доллары. А еще, чтобы люди смогли воспользоваться турами до конца 2021 года. В беседе директор компании вспомнил, что ровно год назад люди ехали в Египет, Таиланд, Арабские Эмираты, Вьетнам. Поток не прекращался. Сейчас все в ожидании снятия карантина. О курортах уже мало кто из казахстанцев задумывается. Когда мир вернется к нормальной жизни – вопрос открытый. После таких потрясений мировая экономика терпит мощный удар. Оглушительный.  

Матвей ЗУЕВ

Когда ЧП – время наживы. Почему МФО продолжают терроризировать казахстанцев?

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.