Расул Рысмамбетов: Если людям помогут с задержкой, не исключаю министерской чистки
Экономист дал подробные разъяснения антикризисных поручений
Казахстанская экономика пережила две стадии вируса.
На первой стадии вирус подорвал спрос на нефть в Китае, крупнейшем импортере углеводородного сырья, тем самым снизив цену и казахстанский экспорт. На фоне нефтяной паники случился спор России и Саудовской Аравии, после которого цены обрушились.
Таким образом, наша экономика уже зашаталась.
На второй стадии вирус пришел сам в Казахстан. Наши власти быстро ввели чрезвычайное положение и карантин в двух крупнейших городах страны – Нур-Султане и Алматы. Сейчас режим ограничений охватывает почти всю страну.
После падения цен на нефть, значительного ослабления тенге коронавирус ударил по самому больному – по совокупному спросу. То есть покупательская способность наших граждан была первой жертвой слабого тенге.
При 60-70%, а иногда и 80% импорта по ряду товарных позиций, импорт в долларах, а цены – в тенге автоматически подняли закупочные и розничные цены в магазинах. И если в марте-апреле мы этого не видим, то в мае это будет заметнее. Торговые сети сейчас стараются плавно поднимать цены, чтобы подвести покупателя к новым уровням по привычным товарам.
А вторым ударом для экономики стал упавший спрос по двум простым причинам: часть людей перестали получать зарплату, а большие торговые центры закрылись.
Таким образом, экономика замерла на пороге кризиса в форме нисходящей, расширяющейся спирали – каждый следующий виток может расширять круг последствий и глубже ввергать население в кризис.
Поэтому правительство и выдвинуло первый пробный документ пару недель назад, чтобы понять, насколько общество нуждается в поддержке. Первый проект получил ряд критических замечаний от экспертного сообщества, потому что, в том числе, предполагал распределение средств через квазигосударственный сектор.
Уточнив ситуацию, оценив предварительный эффект от карантинных мер, государство объявило беспрецедентно широкий и масштабный пакет дополнительных мер на этой неделе, уточнив и расширив ранее объявленный стимул экономике.
О чем сказал Президент?
Наверное, самым главным шагом в противостоянии эпидемии коронавируса является бесперебойная и качественная работа людей, которые находятся на первой линии обороны – врачи, полицейские и военные.
Поэтому, объявив дополнительный пакет помощи, Президент воодушевил их. В ряде стран уже в начале эпидемии были увольнения медперсонала на волне сильнейшей психологической и физической нагрузки. Вирус пришел в Казахстан, когда мы только начали внедрять медстрахование, и застал нас с недостатком медицинских работников.
Вот почему пакет мер этим категориям был исключительно важен для победы над эпидемией.
В целом объявленные меры можно разделить на две части – помощь гражданам и помощь бизнесу. При этом при первом приближении видно, что поддержка бизнеса имеет четко направленный социальный фокус.
Поддержка гражданам
- Индексация пенсий и госпособий – 10% в годовом выражении;
- Дополнительные соцпособия – 42 500 тенге. Могут охватить около 3 млн граждан, включая неформально занятых;
- Более 800 тыс. человек будут получать бесплатные продуктово-бытовые наборы.
«Для этого им достаточно формализовать свой статус, после чего на весь период ЧП они начнут получать ежемесячную соцвыплату от государства. Высказываются обоснованные опасения, что некоторые граждане, имея достаточные неофициальные доходы, все равно будут оформляться для получения этой выплаты. С подобной ситуацией мы, если помните, уже сталкивались. Но из-за отдельных несознательных людей мы не можем ставить под удар сотни тысяч действительно нуждающихся сограждан», – отметил Президент.
Этот ход – выплаты пособий и неформально занятым, имеет не только сильный социальный, но и государственный аспект: провести наконец перепись самозанятых, а также работающих нелегально.
В обстановке неопределенности, при риске повторения волны вируса осенью, думаю, что немало казахстанцев согласятся платить налоги, увидев на себе заботу государства.
Право незастрахованных граждан получать медицинскую помощь. Думаю, тут речь идет не только о случаях заражения коронавирусом. Потому лечение высокозаразных инфекций во всех странах мира и так бесплатно ради общественной безопасности. Эта мера еще раз позволит государству улучшить и обновить данные по гражданам. Вполне возможно, что по итогам эпидемии у Минздрава наконец возникнет идея запустить электронные паспорта здоровья на основе ИИН.
Поддержка бизнесу
Очень успокаивает, что в такой сложный момент государство не забыло своих насущных забот и выделяет средства на посевную и льготный дизель. Раньше льготный дизель частенько оказывался на обычных заправках и лился в частные баки. В обстановке ЧП найдет ли государство способ пресечь эти попытки?
70 миллиардов тенге будет выделено из бюджета и доведено до фермеров через АО «Аграрная кредитная корпорация». Ставка для конечных заемщиков не будет превышать 5%. С учетом риска ускорения инфляции такая ставка, как и 6% на 100 млрд из программы простых вещей – стратегически важный шаг.
С учетом того, что в зерновых все еще главенствуют крупные холдинги, дать стране урожай – это их последний шанс заслужить благосклонность столицы, иначе уже поздней осенью нас могут ждать изъятия земель у крупных игроков.
Форвардные закупки, через которые государство будет закупать будущий урожай у фермеров, ранее не применялись в Казахстане, и это реальный шаг вперед в поддержке сельского хозяйства.
Налоговые льготы для субъектов МСБ в наиболее пострадавших секторах экономики на 6 месяцев (с 1 апреля до 1 октября): отменяется начисление и уплата налогов и других платежей с фонда оплаты труда. Данный шаг хоть и направлен на бизнес, тем не менее является социальным и призван сохранить рабочие места. Некоторым было любопытно, что в список наиболее пострадавших секторов вошли IT и консультационные услуги, которые лишь частично требуют присутствия в офисах, однако сильно связаны с командировками.
Кроме того, налоговые льготы для этих и других секторов не окончательные, так как это было лишь оперативным решением.
«В обращении предпринимателей я также отметил просьбу о неначислении любых налогов на период кризисной ситуации. По этому вопросу хотел бы отметить следующее. Оперативное решение было принято, по моему поручению. Правительство приостановило уплату всех налогов для МСБ на три месяца. То есть на данный момент конструкция такова, что налоги в этот период платить не надо, но придется заплатить позднее», – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Однако Президент отметил, что правительство продолжает изучать ситуацию и затем примет окончательное решение.
В этом случае речь идет о том, что никто в мире не может достоверно спрогнозировать развитие ситуации с пандемией в мире и ее влияние на глобальные экономические процессы. То есть Президент и правительство не исключают дополнительных мер по поддержке бизнеса и граждан.
Несмотря на то, что программа, объявленная главой государством, состоит из беспрецедентных мер, все же инициатива занятости для лиц, проживающих в пригороде и лишенных возможности въехать в Алматы, Нур-Султан и Шымкент, – крайне интересная и может стать краеугольным шагом для нормальной трудовой миграции в разные регионы Казахстана.
«Гражданам, которые готовы выехать на работу в рамках «Дорожной карты занятости», будут предоставлены подъемные в размере 2 МЗП, или 85000 тенге, сразу же после прибытия к месту работы. Не взамен, а в дополнение к регулярной заработной плате. Будут развернуты мобильные рекрутские пункты, в рамках которых акиматы проведут разъяснительную работу, экспресс-тестирование на коронавирус, сбор и транспортировку работников до места новой работы», – отметил Президент.
Как это все реализовать?
Несмотря на то, что есть критика, что государство выделяет такие большие средства, эти усилия все оправданы. За последние годы наш МСБ набрал темп, хоть и не такой быстрый, как хотелось бы. Государство сейчас должно любой ценой поддерживать этот темп, чтобы не дать экономике замерзнуть и упасть. Потому что поддерживать легче, чем поднимать с нуля.
Несмотря на лучшую в СНГ программу поддержки граждан и бизнеса, поручения Президента сейчас могут споткнуться о нерасторопность центральных и местных властей, а также квазигосударственного сектора.
Хочется отметить, что с момента прихода к власти нынешний Президент не проводил масштабных кадровых назначений, старался работать с теми кадрами, которые уже были.
Однако если сейчас региональные акиматы, министерства будут затягивать выполнение поручений, то вполне вероятно, что в период ЧП будут быстрые смены кадров, если помощь, объявленная Президентом, дойдет до людей с задержкой.
Справедливости ради следует отметить, что с такой ситуацией наш госаппарат сталкивается впервые и государственная инфраструктура еще никогда не испытывала такой нагрузки. Тем, наверное, и лучше будет для нас всех, если это нам поможет выйти из кризиса сильнее и умнее.
Существует один риск, о котором все думают, но обсуждают вполголоса. Если грядущие теплые дни не остановят победного шествия вируса в Казахстане, как мы будем выходить из карантина, чтобы спасать экономику? Даже повышающиеся цены на нефть никак не спасут ситуацию, нам надо жить дальше. Уже пришло время признать наши долгосрочные прогнозы и планы наивными, планировать и действовать в горизонте 2-3 лет и реально начать диверсифицироваться.
Расул РЫСМАМБЕТОВ, экономический обозреватель AR