«Отмена» посла Украины – показательная порка
Массированную атаку на Петра Врублевского многие казахстанцы окрестили «спектаклем для одного зрителя»
Совершенно точно не таким представлял себе канун очередного Дня Независимости Украины, празднуемого 24 августа, Петр Врублевский. Безобидное, на первый взгляд, флэш-интервью привело к массированной атаке на дипломата, передает Azattyq Rýhy.
Отвечая на вопрос блогера о ситуации на родине, посол, среди прочего, заявил, что украинцы «стараются убить как можно больше русских». «Чем больше мы убьем русских сейчас, тем меньше придется их убивать нашим детям», - отметил посол.
Слова вызвали эффект разорвавшейся бомбы. Начнем с реакции внутри Казахстана.
Протест
Сначала с заявлением выступила подзабытая было Ассамблея народа Казахстана. Напомнив о «незыблемых принципах дружбы и мира», в АНК «решительно осудили» заявление дипломата.
«Для нас чужд язык вражды, неприемлема и непонятна пропаганда этнической ненависти в любых ее проявлениях», - озвучили в ассамблее, к которой мы еще вернемся.
Затем слово взял МИД, который выступил почти одновременно с российскими коллегами.
«Казахстанской стороной высказана позиция о неприемлемости и несовместимости подобных заявлений с деятельностью посла иностранного государства. Такие действия не должны наносить урон дружественным отношениям между государствами», - заявили в МИД, выразив протест послу Украины.
Дальше всех пошел экс-депутат и министр Владимир Божко, возглавляющий ОЮЛ «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана» (АРСК).
«Подобные заявления не совместимы со статусом посла и дипломатической этикой.
АРСК требует от МИДа Республики Казахстан объявить посла Украины Врублевского персоной нон грата», - отметил Божко.
Истерика
Позицию Кремля вполне логично доверили озвучить официальному представителю МИД России.
«Такое может говорить только посол террористического режима. Восемь лет киевские нацисты убивали молча, обвиняя во всем Москву, теперь о планах национальной чистки говорят открыто», - сказала Мария Захарова.
Заявление посла на мгновение стало едва ли не главной новостью в российских СМИ – от региональных до «Первого канала». Особенно внимательно там следили за реакцией самих казахстанцев, в первую очередь официальных органов.
За дело взялась и тяжелая артиллерия.
В Следственном комитете РФ заявили, что дадут правовую оценку высказываниям дипломата, а также проверят его «причастность к уже совершенным преступлениям в отношении военнослужащих ВС России».
Свидетельство
Сам блогер, выложивший интервью посла в YouTube, поспешил откреститься от скандала: мол, про убийства русских говорил не я, правильнее было бы сказать про «уничтожение оккупантов».
С другой стороны, по словам Диаса Кузаирова, дипломат сказал то, что происходит в Украине на самом деле: «…работают «Хаймарсы» и т.д. Это и есть физическое уничтожение оккупационных войск в стране».
«Посол не призывал, он не говорил, что надо убивать русских в Казахстане. Он выразил свое мнение по ситуации в Украине. Я его не защищаю, но это реально не звучало как призыв.
Здесь идет не этнический конфликт, а война идеологий – то есть старого советского мира и цивилизованного мира», - заключил он.
Реакция
Хотелось бы обратить внимание АНК, что провокационные высказывания звучат не только в адрес русских, но и казахстанцев в целом. Где были «принципы дружбы и мира», когда всевозможные Никоновы, Федоровы и ныне покойный Жириновский делали заявления о стране, ее землях? Разве эти выступления не посягали на наши общие ценности?
Разве депутат Московской городской думы Сергей Савостьянов не пытался разрушить добрососедство, выступая за денацификацию и демилитаризацию Казахстана? И подобных примеров можно привести немало.
Так почему же вы вспоминаете о «межэтническом согласии» только тогда, когда вам удобно?
То, с какой оперативностью и согласованностью отреагировали в Казахстане наводит только на одну мысль: на наших глазах разворачивается спектакль для одного зрителя. Это скорее сигнал «внешнему миру», нежели формальное следование букве закона и ставшей эфемерной дипломатической этики (и таковой она стала задолго до интервью Врублевского).
В свою очередь, Следственному комитету РФ не лишним будет напомнить: законы России на Казахстан не распространяются. То же самое после 24 февраля приходится говорить и Роскомнадзору, который угрожал уже нескольким казахстанским СМИ блокировкой на территории РФ.
Кстати, первым подобный удар приняло на себя наше издание. Причем, письмо было получено после увеличения контента от официальных украинских источников. Совпадение?
Вот и коллеги посчитали действия Роскомнадзора вмешательством во внутренние дела Казахстана. Потенциальная потеря российской аудитории не перевесила значение принципа свободы слова и гражданского долга.
Резюме
Говорят, «на войне все просто, но самое простое в высшей степени трудно». Речь как раз о жертвах. То самое архисложное Петр Врублевский изложил простыми словами. И имелась в виду, думается, не нация. По крайней мере, до 24 февраля дипломат не был замечен в шовинизме, или, не дай бог, в фашизме. Будь то в Индонезии, Таиланде или Беларуси, где ему довелось поработать.
Выпускник киевского Института международных отношений везде придерживался дипломатических норм.
Но затем сапог российского солдата ступил на украинскую землю (а не наоборот). И у послов Украины по всему миру, скажем так, расширился функционал. Теперь, помимо очевидного, их долг транслировать происходящее на родине. Где-то субъективно, понятное дело.
Это ведь и гибридная война – со всеми инструментами информационной пропаганды с обеих сторон. «Первой жертвой войны становится правда», - некогда точно подметил Хайрам Джонсон.
Замаячили на горизонте и двойные стандарты. К примеру, послу Китая в Казахстане прощаются едва ли не ежедневные выпады в сторону США. Чжан Сяо прямо обвиняет Штаты в развязывании войны на Среднем Востоке и последовавшем массовом убийстве мирных жителей, пишет о «безрассудстве» и «зловещих намерениях» американских «политиканов».
И последнее. Рядовые казахстанцы, к слову, продолжающие направлять гуманитарную помощь в Украину, в большинстве своем не примкнули к официальной позиции властей. Для нас очевидно: война – это боль и ужас, тут не до выбора формулировок.
Матвей ЗУЕВ